Финансовая деятельности государства, формы и методы ее осуществления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 06:34, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и осуществление финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлены объективными потребностями общества, в котором действуют товарно-денежные отношения и в котором государство на любом этапе своего развития не смогло бы выполнять свои задачи и функции, не обладая соответствующими финансовыми ресурсами. Для этого государством используются при управлении обществом различные экономические регуляторы, в том числе финансы и финансовая система

Оглавление

Введение .................................................................................. 3-4
Финансовая деятельности государства, формы и методы ее осуществления.....................................................................................5-7
Ответы на вопросы.....................................................................8-10
Список использованной литературы .........................................11

Файлы: 1 файл

Контрольная ифнансовое право.docx

— 28.67 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение .................................................................................. 3-4

Финансовая деятельности государства, формы и методы ее осуществления.....................................................................................5-7

Ответы на вопросы.....................................................................8-10

Список использованной литературы .........................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В условиях существования  товарно-денежного обращения государство (национальный социум) активно использует и не может не использовать при  управлении общественным производством  для обеспечения социально-экономических  потребностей населения, безопасности страны, решения иных общественных задач различные экономические  регуляторы: финансы, налоги, деньги, кредит и т. д. Финансы как совокупность экономических отношений, возникающих  при распределении ВВП и части  национального дохода в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, объективно необходимы, поскольку их существование обусловлено потребностями общества, в котором действуют товарно-денежные отношения, но стихийно они не проявляются. Для их использования требуется целенаправленная деятельность человека, его объединений, муниципальных образований, государства. Этот вид человеческой деятельности в науке финансового права получил название "финансовая деятельность", а деятельность государства и муниципальных образований соответственно "финансовая деятельность государства" и "финансовая деятельность муниципальных образований".

Возникновение и осуществление  финансовой деятельности государства  и муниципальных образований  обусловлены объективными потребностями  общества, в котором действуют  товарно-денежные отношения и в  котором государство на любом  этапе своего развития не смогло бы выполнять свои задачи и функции, не обладая соответствующими финансовыми  ресурсами. Для этого государством используются при управлении обществом  различные экономические регуляторы, в том числе финансы и финансовая система 

Важнейшей отраслью права, регулирующей финансовую деятельность государства  и муниципальных образований, является финансовое право. Однако, исходя из концептуального положения о структуре финансовой системы страны, включающей в себя не только финансовые институты, основанные на праве государственной и муниципальной собственности, но и функционирующие на праве частной собственности, автор полагает, что правовую основу финансовой системы общества наряду с нормами финансового права составляют и нормы гражданского права. Поэтому гражданское законодательство в случаях, предусмотренных в законе, регулирует деятельность государства и муниципальных образований в области финансов, т. е. регулирует их финансовую деятельность, деятельность, направленную на создание, распределение (перераспределение) и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (финансовых ресурсов), необходимых для финансового обеспечения выполнения их задач и функций.

Исследуя бюджетную деятельность как основное направление финансовой деятельности государства и муниципальных  образований, разделяя мнение ученых об усилении централизации в области  управления финансовыми ресурсами  на современном этапе развития России, объясняет данную тенденцию в  основном историческими и социально-политическими  условиями развития субъектов Российской Федерации, существующими значительными  различиями в их бюджетной обеспеченности и необходимостью сбалансирования  соответствующих бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Финансовая деятельности государства, формы и методы ее осуществления.

Финансовая деятельность государства – особый вид деятельности по осуществлению государственной  власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного  права[3].

 В ходе финансовой  деятельности производится образование,  распределение и использование  государственных и муниципальных  централизованных и децентрализованных  денежных фондов.

Организационно-правовые особенности  финансовой деятельности государства:

  • межотраслевой характер – в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований контролируется деятельность и в других сферах;
  • осуществление финансовой деятельности – происходит в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти;
  • сфера финансовой деятельности – относится к ведению федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местных органов.

 Финансовая деятельность  в РФ осуществляется органами  государственной и муниципальной  власти, предприятиями, организациями,  учреждениями и должностными  лицами. Финансовую деятельность  осуществляют органы государства  всех 3 ветвей государственной власти  законодательной, исполнительной  и судебной в пределах своей  компетенции[4]. Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней финансовой политики государства. Правительство РФ осуществляет организацию и исполнение федерального бюджета, организацию разработки программ экономического и социального развития государства.

Методы финансовой деятельности государства – это способы  теоретического исследования и практического  выполнения органами государственной  власти и государственного управления финансовой деятельности государства[2]. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на три группы:

1) образование (собирание)  – денежные средства образуются  путем обязательных платежей, а  также путем добровольных платежей. К методам собирания следует  отнести следующие методы: налоговый  метод – с помощью него государство  изымает в той или иной форме  в обязательном порядке, в установленные  сроки и в установленном размере  денежные средства для зачисления  их в бюджеты определенного  уровня; метод добровольных взносов является добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.;

2) распределение – при  распределении государственных  денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);

3)использование денежных средств – поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их осуществляется посредством расчетных операций.

 При распределении и использовании государственных денежных средств применяются следующие методы: метод финансирования (выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Этот метод применяется в отношении государственных организаций); кредитование (означает выделение/предоставление денежных средств на условиях возмездно и возвратности. Применяться такой метод может и в отношении государственных организаций, и в отношении частных организаций).

По своему характеру эти  формы могут быть правовыми и  неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи  с установлением или применением  норм. Неправовые формы — это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п. [2] Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Конкретные правовые формы  финансовой деятельности обусловлены  тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и  организационно-правовых форм. Осуществляя  финансовую деятельность, государственные  органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции  принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования  финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

  1. Ответы на вопросы

Что из перечисленного не включается в понятие «правовые формы  финансовой деятельности государства» (ответ обоснуйте):

a)​ Принятие индивидуальных актов управления

b)​ Предоставление Центральным банком разрешения на вывоз валютных ценностей

c)​ Договор между муниципалитетом и ОАО «Сталь» о поставке компьютерной техники;

d)​ Совещание в Министерстве финансов по вопросу выпуска государственных облигаций.

 

Ответ: d)​ Совещание в Министерстве финансов по вопросу выпуска государственных облигаций.

К правовой форме  финансовой деятельности относят принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.Совещание в Министерстве финансов по вопросу выпуска государственных облигаций представляет собой процесс до конца не оформленный нормативно-правовым актом, не обличенный в правовую форму.На данном этапе юридического значения не имеет, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

По классификации  форм финансовой деятельности государства  относится к неправовой форме.

 

 

 

III.​ Выберите из предложенных вариантов ответов правильные. Следует учесть, что верный ответ может состоять из нескольких вариантов.

 

1.​ Какие, из перечисленных функций относятся к функциям финансов

a)​ Фискальная

b)​ Регулирующая

c)​ Правообеспечительная

d)​ Стабилизационная

e)​ Социальная.

 

Ответ: b)​ Регулирующая; d)​ Стабилизационная

 

2. Что из перечисленного  является характеристиками финансовой  деятельности государства

a)​ Инициативность

b)​ Межотраслевой характер

c)​ Прибыльность

d)​ Целесообразность

 

Ответ: Межотраслевой характер

3. Что из перечисленного  не относится к принципам финансовой  деятельности государства

 

a)​ Принцип федерализма

b)​ Принцип приоритета прав и свобод граждан

c)​ Принцип гласности

d)​ Принцип плановости

e)​ Принцип объективности

 

Ответ: e) Принцип объективности

4. К какому понятию  относится следующее определение:  «совокупность централизованных  и децентрализованных денежных  фондов, а также соответствующие  им внутренне однородные денежные  отношения в публичной сфере»

a)​ Государственное регулирование

b)​ Государственное управление

c)​ Финансовая система.

d)​ Финансовая деятельность государства

e)​ Методы осуществления финансовой деятельности государства

 

Ответ: c)​ Финансовая система.

 

5. Что из перечисленного  относится к методам распределения  денежных средств в процессе осуществления финансовой деятельности государства

a)​ Метод обязательных платежей

b)​ Метод добровольных платежей

c)​ Метод финансирования

d)​ Метод кредитования.

 

Ответ: c)​ Метод финансирования; d)​ Метод кредитования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ
  2. Соколова Э. Д. «Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований»: Монография / Э. Д. Соколова. М.: Юриспруденция, 2009
  3. Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О. Н. Горбуновой. М. : Юристъ, 2007. С. 15
  4. Финансовое право: Учебник / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. М. : ООО "ТК Велби", 2007. С. 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовая деятельности государства, формы и методы ее осуществления