Формы и методы осуществления исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать формы и методы реализации исполнительной власти государства в процессе управленческой деятельности.
Для раскрытия избранной темы предполагается изучить само понятие «исполнительная власть», изучить механизм её реализации. Только после этого можно говорить о формах и методах её реализации.

Оглавление

1.Введение
2 Общая характеристика роли исполнительной власти государства
3 Формы и методы реализации исполнительной власти
-формы
-методы
4 Вывод
5 Используемая литература

Файлы: 1 файл

Формы и методы осуществления исполнительной власти.docx

— 28.52 Кб (Скачать)

 

Формы и методы осуществления исполнительной власти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

1.Введение

2 Общая характеристика роли исполнительной власти государства

3 Формы и методы реализации  исполнительной власти

-формы

-методы

4 Вывод

5 Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение

Тема настоящей работы является актуальной т.к. в современных условиях усложнилось управление производством, средствами производства, и обществом  в целом.

 Это связанно с тем, что  согласно действующей Конституции  Российская Федерация перешла  к новым формам хозяйствования. Если в СССР допускалось только  государственная собственность  (кооперативная и личная), то по  новой Конституции 1993 года в  России частная собственность  стала основной формой хозяйствования.

Цель работы – проанализировать формы и методы реализации исполнительной власти государства в процессе управленческой деятельности.

 Для раскрытия избранной  темы предполагается изучить  само понятие «исполнительная  власть», изучить механизм её  реализации. Только после этого  можно говорить о формах и  методах её реализации.

Исполнительная власть имеет систему  государственных органов. Легальное  понятие "публичная власть" введено  постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января 1988 г. В постановлении  отмечается, что понятие "органы власти" само по себе не свидетельствует  об их государственной природе, что  публичная власть может быть и  муниципальной. Следовательно, в РФ существует две разновидности публичной власти - государственная и муниципальная. Являясь разновидностью публичной власти, муниципальная власть действует в пределах муниципального образования, реализуется от имени местного сообщества органами местного самоуправления, основана на праве. Имея негосударственный характер, муниципальная власть, в то же время характеризуется признаками, присущими государственной власти: имеет четко выраженный характер; обладает специфически обособленным аппаратом, осуществляющим эту власть; издает обязательные для исполнения нормативные акты; осуществляется на определенной территории по отношению ко всем лицам; связана с установлением и сбором налогов; самостоятельно формирует бюджет; правомочна использовать возможности государственного принуждения для реализации своих целей и задач и др.

2 Общая характеристика роли исполнительной власти государства

Исполнение законов – главная  функция исполнительной власти. Оно  требует большего числа распорядительной деятельности и неизбежно затрагивает  права и интересы граждан. Государство  тщательным образом подходит к формированию организации и ответственности  органов исполнительной власти.

Роль исполнительной власти особенно велика там, где проводятся реформы, совершается переход от тоталитаризма  к демократии. Тут на власть ложится  главная тяжесть проводимых хозяйственных  реформ и создание рыночной экономики. Органы этой ветви власти играют важную роль для претворения в жизнь  новых демократических законов, охраняющих права и интересы граждан.

 

 Под органом исполнительной  власти, как ветви государственной  власти следует понимать политическое  учреждение, созданное для участия  в осуществлении функций этой  власти и наделённое в этих  целях полномочиями государственно-властного  характера. По Алёхину П. В. [1]

 С одной стороны, органы  исполнительной власти – разновидность  органов государственной власти, с другой – субъекты именно  исполнительной власти, призванные  обеспечивать её формальную и  фактическую реализацию. Они осуществляют  специфическую по своему содержанию  и методам государственную деятельность  – государственное управление. Следовательно,  являясь органами государственного  управления, они осуществляют исполнительную  и распорядительную деятельность  по руководству хозяйственной,  социально-культурной и административно-политической  сферами жизни общества.

 Для выполнения своих функций  органы исполнительной власти  наделены государственно-властными  полномочиями, реализуемыми ими  в характерных для этих органов  правовых формах. В пределах своей  компетенции они издают правовые  акты и обеспечивают их выполнение. Наличие у органов исполнительной власти указанных полномочий, предназначенных для реализации именно исполнительной власти существенно отличает их от деятельности органов других ветвей государственной власти.

 Стоит заметить, что орган  исполнительной власти - всегда орган  государственного управления, в  то время, как не всякий орган  государственного управления является  органом исполнительной власти. Эта власть имеет разветвлённый  организационный механизм, в том  числе управленческие органы, действующие  лишь в качестве звеньев этого  механизма иного порядка, чем  органы исполнительной власти. Так,  сформированный исполнительной  властью орган какого-либо государственного  объединения выполняя управленческие  функции не не относится к органам исполнительной власти.

 Взаимодействие органов исполнительной  власти с законодательными и  судебными органами является  необходимым условием нормального  функционирования государства. Оно  осуществляется в различных организационных  формах (согласительные комиссии, заслушивание  информации должностных лиц органов  исполнительной власти на заседаниях  представительных органов...) В палатах  Федерального Собрания и Конституционном  суде Российской Федерации имеются  полномочные представители Президента  Российской Федерации, а в указанных  палатах – представители Правительства.

 Федеральные органы исполнительной  власти и органы исполнительной  власти субъектов федерации образуют  единую систему исполнительной  власти в Российской Федерации. (Ст. 77 Конституции РФ) Таковы чётко  определённые конституционные границы,  необходимые для понимания субъектной  характеристики исполнительной  власти.

 Исполнительная власть, в соответствии  с Конституцией РФ организуется  и осуществляется на началах  федерализма. Это означает, что  конституционным или законодательным  путём проводится разграничение предметов ведения и полномочий (т.е. компетенции) между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации.

 

 Исполнительная власть характерна  тем, что в непосредственном  распоряжении её субъектов находятся  все наиболее существенные атрибуты  государственной власти, как-то: финансы,  важнейшие средства коммуникации, армия, и иные воинские формирования (например, внутренние, железнодорожные  войска), милиция, службы внутренней  и внешней безопасности, исправительно-трудовые  учреждения и т.п.

 

 

3 Формы и методы реализации  исполнительной власти

Ориентиры государственного управления, их смена непосредственным образом  влияют на его функции методы и  государственного управления указывают  на его целевые установки характер и содержание.

 Резкое сокращение сектора  государственной собственности  и ориентировка, даже форсирование  общего перехода к рыночным  отношениям, местное самоуправление  получили своё отражение в  функциях методах и формах  государственного управления (и  местного самоуправления в его  административном варианте)

 Разные источники указывают  разные формы и методы реализации  исполнительной власти.

 Формы

Формы реализации исполнительной власти в процессе государственного управления – наиболее важный аспект, ибо посредством  именно их определяется реализация компетенции  государственных органов. Так, изучение какой-либо ситуации закрепляется в  справке, либо в информационной записке, по которым можно знать результаты изучения и оценку ситуации. Если по этой ситуации необходимо принятие управленческого  решения, то оно принимается государственными органами в виде правового аспекта  подлежащему соответствующему исполнению.

Формы управленческой деятельности представляют собой внешние, постоянно и типизировано фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных  органов по формированию и реализации управленческих целей, функций и  обеспечению их собственной жизнедеятельности. По П. В. Алёхину [1] По формам мы можем  судить о том, что и как делается в государственных органах по осуществлению их компетенции.

 Обычно, среди форм государственно-управленческой  деятельности исполнительной власти  выделяют:

а) установление норм права

б) применение норм права

 в) осуществления организационных  действий (оперативно-организаторская  работа)

 г) осуществление материально-технических  операций

Вполне можно говорить и о  двух формах: правовых, посредствам  которых фиксируются управленческие решения и действия, имеющие юридический  смысл (установление и применение правовых норм); и административных, связанных  с осуществлением определённых коллективных либо индивидуальных действий (оперативно-организационных  и материально технических операций) По В. П. Алёхину [1]

 Правовые формы управленческой  деятельности исполнительной власти  используются главным образом  при подготовке принятии и  исполнении управленческих решений.  Здесь важно, чтобы основные  управленческие и исполнительские  действия, операции, прогнозные оценки, экспертизы статистические обобщения  информационные сведения, социологические  данные законодательные нормы  и другие материалы, лежащие  в основании управленческих решений,  были чётко документированы.

 Поскольку управленческое решение  представляет собой в большинстве  случаев правовой акт, существует  проблема соотнесения его с  компетенцией данного государственного  органа, а также действующими  нормативными, материальными и процессуальными  нормами. Роль правового акта  в государственном управлении  определяется тем, соблюдены ли  все правовые процедуры и требования  при его подготовки и принятии, но самое главное тем, каким  реальным управляющим потенциалом  оно обладает.

 Соблюдение правовых форм  необходимо также при исполнении  управленческих решений. Это правила  доведения решений до исполнителей  вплоть до их росписей вплоть  до указания даты получения;  типовые документы об оперативном  и контрольном информировании  хода исполнения; акты проверок  и статистические сведения; материалы  анализа и оценки вновь возникшей управленческой ситуации и многое другое, что требуется для того, чтобы иметь достоверное знание о качестве государственного управления. В общем, правовые формы придают «материальную» выразимость управленческой деятельности, что способствует её совершенствованию и изменению с точки зрения эффектности проведения в жизнь целей и функций государственного управления.

 Большое место в управленческой  деятельности занимают организационные  формы, которые можно охарактеризовать  как способы свободного коллективного  поиска оптимального варианта  решения какой-либо управленческой  проблемы. По Б. М. Лазареву [3]. В отличии от правовой формы, где выражено одностороннее волеизъявление уполномоченного государственного органа, в организационных формах более представлены различные точки зрения и подходы, обсуждения и дискуссии, компромиссы и согласования. Организационные формы позволяют решать по меньшей мере две задачи: проведения мозговой атаки на сложную, особенно особенно спорную управленческую проблему и обеспечения в процессе её компромисса и согласования возможных управленческих решений.

 В управленческой практике  используются много управленческих  элементов: сессии, заседания, совещания,  конференции и т.д. Их можно  сгруппировать:

- организационные действия

-организационные мероприятия

- организационные формы

-организационные – правовые формы

- организационные структуры

 Каждая группа отличается  своим набором организационных  элементов, местом и ролью в  управленческой деятельности и  в государственном управлении.

 Методы

 В научной литературе по-разному трактуются методы управленческой деятельности, но если обобщить высказанное по этому поводу суждения, то нетрудно придти к выводу, что, в общем, под методами управленческой деятельности подразумеваются способы приёма анализа и оценки управленческих ситуаций, и использование правовых и организационных форм, воздействие на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.

 Особенностью этих методов  является то, что они применяются  в процессах управления по  поручению государства, т.е. официально, а также в установленном порядке  (процедуре). Требования:

1) Обладать способностью формировать и обеспечивать реализацию управляющих воздействий.

2) Быть разнообразнее и приспособленными  к использованию направлений,  быть реальными и гибкими. 

 Имеются различные классификации  методов управленческой деятельности. Такую классификацию даёт Г.  В. Атаманчук [2] :

 а) методы функционирования  органов государственной власти  и местного самоуправления.

 б) методы обеспечения реализации  целей и функций государственного  управления.

Методы функционирования органов  государственной власти и органов  МСУ охватывают способы, приёмы, действия лиц вовлечённых в процессы государственного управления, которые связаны с подготовкой и реализацией управленческих решений, а также осуществлением правовой и организационной государственно-управленческой деятельности.

Информация о работе Формы и методы осуществления исполнительной власти