Главной проблемой государственного
управления в целом и в практической
деятельности по формированиям
и реализации его многогранных
проявлений в частности выступает
проблема обусловленности, обоснованности
и эффективности всех управленческих
функций, организационных структур,
форм, методов и стадий управленческой
деятельности. Его решению и подчинены
методы первой группы.
Так, при подготовке управленческих
решений используются следующие
способы и приёмы действий:
1) изучение конкретных управленческих
ситуаций на местах, в управляемых
объектах;
2) теоретическое осознание существа
управленческой проблемы;
3) ознакомление с имеющимся
опытом решения подобной экономической
задачи;
4) составление информационных
записок, докладных и справок;
5) анализ статистических материалов;
6) обоснование различных альтернатив
решения проблемы в условиях
ограничения или возможного изменения
ресурсов.
Государственная политика общего
перехода к рыночным отношениям,
считает А. Б. Венгеров [7], предопределила
возрастающее значение методов
управленческой деятельности, ведущих
к созданию организационных, правовых,
экономических деятельности предприятий,
учреждений, организаций, как субъектов
таких отношений. Данный тезис,
хотя и в разной степени
относится к государственным
и негосударственным предприятиям
и учреждениям.
Большая группа методов функционирования
органов государственной власти
и местного самоуправления связана
с правовой и организационной
государственно-управленческой деятельностью.
Общие характеры имеют методы
работы с информацией, методы
правотворческой, оперативно-исполнительной
и правоохранной и деятельности,
методы подготовки и проведения
организационных мероприятий, методы
отбора и развития управленческих
кадров. В общем, с одной стороны
в ведении структур государственного
управления, и исполнительной власти,
в частности, находится много
методов, которые позволяют им
надлежащим образом функционировать,
но, с другой, постоянно ощущается
слабость, инертность в деле рационального
эффективного его использования.
Управление есть взаимодействие
людей, поэтому в нём главное
значение принадлежит приёмам,
способам, операциям стимулирования,
активизации и направления деятельности
человека со стороны государственных
органов и должностных лиц.
По аспектам влияния на интересы
и мотивы поведения человека
и соответственно по содержанию
методы обеспечения реализации
целей и функций исполнительной
власти можно подразделить на:
морально-этические, социально-политические
экономические и административные. По
П. В. Алёхину [1]).
Морально-этические методы представляют
собой обращение к достоинству
чести и совести человека. Они
включают в себя меры воспитания, разъяснение
и популяризацию целей и содержания
управления, средства морального поощрения
и взыскания. Смысл их состоит
в том, чтобы вырабатывать и поддерживать
определённые убеждения, духовные ценности
нравственные позиции психологические
установки в отношении управления
и тех действий, которые необходимы
для его осуществления. Многие из
них сегодня забыты, что не украшает
государственное управление и не
делает чести исполнительной власти.
Социально-политические методы связаны
с условиями труда, быта, досуга людей,
их статус в обществе, возможности
свободной самореализации. Это влияет
на социально-политические взгляды
и интересы людей. Углубление демократизма
государства объективно ведёт к
возрастанию роли данных методов.
Экономические методы обусловлены
ролью экономических интересов в жизни
людей и соответственно в управленческих
процессах. Возможности приобретения
и расширения личной собственности, свобода
предпринимательства, действующие в обществе
материальные стимулы, характер и уровень
оплаты труда, другие экономические явления
всегда привлекают внимание, и, оперируя
ими, органы государственной власти и
местного самоуправления могут многого
добиться в реализации целей и функций
исполнительной власти и государственного
управления.
Особое место в государственно-управленческой
деятельности, осуществляемой исполнительной
властью занимают административные
методы, содержащие способы, приёмы
действия прямого и обязательного
определения поведения и деятельности
людей со стороны соответствующих
управляющих субъектов государства.
Их признаки по П. В. Алёхину
[1] :
а) прямое влияние государственного
органа или должностного лица на волю
исполнителей путём установления их
обязанностей, норм поведения и издания
конкретных команд;
б) односторонний выбор способа
решения стоящей задачи, варианта
поведения, однозначное решение
ситуации, подлежащее обязательному исполнению.
в) безусловная обязанность распоряжений
и указаний, невыполнение которых
может повлечь за собой различные
виды юридической ответственности.
В методах воздействия на
федеральные органы исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации со стороны федеральных
органов государственной власти
прямое властное юридическое
воздействие уступают оказанию
помощи, методом согласования и
контроля исполнения федеральных
правовых актов местного значения.
Однако надо иметь в виду, что
государственное управление –
юридически властная деятельность,
которой, в рамках, установленных
законом, охватываются также органы
управления субъектов Российской
Федерации, особенно по предметам
и полномочиям совместного ведения
органов государственного управления
Российской Федерации и его
субъектов (государственная власть
едина)
В практической деятельности
органов государственной власти
стали чаще использоваться такие
приёмы, как одобрение решений,
инициатив, программ, сопровождаемые
иногда конкретными предписаниями
органам исполнительной власти
в обеспечении их реализации.
По мнению В. П. Алёхина
[1] наряду с рекомендациями, советами
и т.п., органами государственного
управления используются методы
непосредственных императивных
предписаний и государственного
принуждения в пределах представленной
им компетенции. Более широко
они применяются:
1)В отношении государственных
организаций.
2)В сфере административно-политической
деятельности.
В настоящее время широко
применяется такой метод, как
государственные заказы.
Государственные заказы были
введены ещё в СССР в 1990 году.
Они сужали область применения
адресных заказов, но имели
директивный характер. Условие, что
размещение государственных заказов
должно сопровождаться материально-техническим
и финансовым обеспечением их
выполнения, на практике не соблюдалось.
Институт государственных заказов
используется государством и
сейчас. Он имеет свою перспективу
в условиях рыночных отношений,
а также позволяет;
а) обеспечивать государственные
потребности и рационально использовать
бюджетные средства;
б) содействовать развитию
эффективных производств и видов
социальной деятельности, влияя
с их помощью на формирование
прогрессивной отраслевой структуры;
в) стимулировать платёжеспособный
спрос государства.
Государственные заказы –
инструмент осуществления государственных
программ (экономических, социальных,
научно-технических, экологических)
Экономической и правовой
основами формирования и реализации
государственных заказов на различных
уровнях государственного управления
является формирование соответствующих
бюджетов и установленные права федеральных
органов и органов, субъектов Российской
Федерации в их составлении и расходовании.
Следовательно, государственный
заказ в современных условиях
– гибкий, своеобразный инструмент
государственного регулирования,
не противоречащий рыночным отношением.
Более того, субъекты рынка часто
ориентируются на государственные
заказы.
Государственный заказ определяется,
как задание Правительства РФ
на очередной календарный год
федеральным органом исполнительной
власти на переподготовку, и повышение
квалификации государственных служащих
в пределах, предусмотренных в
федеральном бюджете средств
на эти цели.
Государственный заказ размещается
в образовательных учреждениях,
имеющих лицензию на осуществление
дополнительного, профессионального
обучения государственных служащих.
Он осуществляется государственным
заказчиком, как правило, на конкурсной
основе в период формирования
заявок федеральных органов исполнительной
власти на государственный заказ.
4 Вывод
Были проработаны такие понятия,
как исполнительная власть, её структура.
Выяснилось, что исполнительная власть
это одна из самостоятельных и независимых
публичных властей в государстве. Имеет
совокупность полномочий по управлению
государственными делами:
- полномочия подзаконодательного
регулирования;
- полномочия внешнеполитического
представительства;
- полномочия по осуществлению
административного управления и
др.
Имеет систему государственных
органов, осуществляющих эти полномочия:
Правительства, советы министров, имеющие
статус правительств, министерства, государственные
комитеты, комитеты, службы, главные управления,
инспекции, агентства, департаменты, администрации,
мэрии, отделы.
Государственно-управленческая
деятельность всегда была необходимой,
и сохраняется в качестве таковой
и в наши дни. Главное заключается
в обязательных изменениях форм
и методов этой деятельности,
диктуемых условиями общественного
развития в переходный период.
Выяснилось, что формы бывают
правовые и организационные, а
доминирующие методы: обеспечения
и функционирования. К методам
функционирования можно отнести
правовые и административные
методы(согласования и контроля), а к методу
обеспечения: морально-этические, социально-политические,
экономические и административные. Государственный
заказ, метод непосредственных императивных
предписаний и государственного принуждения.
5 Используемая литература
1. Алёхин, П. В. Административное
право РФ/ П. В. Алёхин. - М.: Зерцало,
2003 – 425 с.
2. Атаманчук Г. В. Теория государственного
управления/ Г. В. Атаманчук. М: Омега-Л.,
2005 – 360 с.
3. Лазарев Б.М. Компетенция органов
управления/ Б.М. Лазарев. - М: Юрид.
лит., 1992 г. - 250 с.