Доходы и расходы бюджетов субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Перед написанием курсовой работы, ставим себе цель рассмотрения:
- формирование и использование бюджетных средств
- доходы и расходы государственных средств
- построение построения бюджетной системы
- сбалансированность бюджетов, общие принципы
- бюджетный дефицит и бюджетный профицит, бюджетный баланс

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..4

Глава 1. Формирование и использование бюджетных средств…….…...6
Доходы государственного бюджета…………………………….8
Расходы государственного бюджета…………………………...11
Принципы построения бюджетной системы…………………..21

Глава 2. Сбалансированность бюджетов………………………………....24
2.1. Бюджетный дефицит и профицит..............................................26
2.2. Сбалансированность бюджета………………………………....28

Глава 3. О предоставлениях совета Федерации Федерального собрания РФ по формированию концепции федерального бюджета на 2009год и на плановый период 2010 и 2011 годов…………………………………...32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….…35

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ ПЕЧАТЬ.docx

— 62.42 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Глава 2. Сбалансированность бюджетов. Общие принципы.

 

 

В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджетов может иметь  место сбалансированность доходов  и расходов, превышение расходов над  доходами — дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами — профицит бюджета.

Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и утверждаются без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит бюджета, до утверждения бюджета осуществляется его сокращение в следующей последовательности:

1.    сокращается привлечение доходов от продажи государственной или  муниципальной собственности; для федерального бюджета — сокращается привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;

2. предусматривается  направление  бюджетных средств  на дополнительное погашение долговых обязательств;

3.   увеличиваются расходы бюджета.

В случае профицита могут быть сокращены налоговые доходы бюджета.

Под первичным профицитом понимается превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.

Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Это прежде всего заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынков.

При принятии бюджета на очередной  финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета  не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета  не может превышать 10% объема доходов  местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и  бюджета субъекта РФ. Поступления  из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Бюджетный дефицит и профицит.

 

В любом  бюджете доходы и  расходы  должны  быть  сбалансированы.  Когда расходы бюджета превышают его  доходы,  образуется  отрицательное  бюджетное

сальдо, или  дефицит бюджета.

Расходы и доходы государственного бюджета  не  всегда  совпадают.  Чаще всего они и не совпадают. Если  расходы  больше  доходов,  то  правительство сталкивается  с  бюджетным   дефицитом.   Противоположная   ситуация,   т.е. превышение доходов  над  расходами,  называется  бюджетным  профицитом,  или излишком. Профицит — положительное сальдо  бюджета — представляет  собой обратное соотношение, то есть превышение  доходов  над  расходами.   Принято

различать первичный  и общий дефицит государственного бюджета.

Основная  причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов  роста  бюджетных  доходов  по  сравнению  с  увеличением  бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания  могут  быть  различными,  в частности:

         - кризисные явления в экономике;

         - неспособность правительства   держать  под  контролем   финансовую ситуацию в стране;

         - чрезвычайные обстоятельства (войны,  крупные  стихийные  бедствия):

         - милитаризация экономики в мирное  время;

         -  осуществление  крупных   централизованных  вложений  в   развитие

           производства и изменение его  структуры;

         -  чрезмерное  увеличение  темпов  роста  социальных  расходов  по

           сравнению с темпами роста  валового внутреннего продукта.

Оздоровление  бюджета  предполагается  осуществлять  по  трем  основным направлениям:

         - за счет увеличения его доходной  базы;

         - на базе реструктуризации расходной  части бюджета;

         - путем совершенствования бюджетных  процедур.

Первичный  дефицит  –  это  общий  дефицит  государственного   бюджета, уменьшенный  на  сумму  процентных  выплат  по  государственному  долгу.  По аналогии определяется и первичный профицит.

Принято также различать фактический, структурный  и циклический  дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит –  это  отрицательная  разница  между  фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный  дефицит  –  это  разность  между  доходами   и   расходами

государственного  бюджета.  Другими  словами,  это   та   разница,   которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и  принятых законодательной властью государственных расходах  в  экономике  существовала бы полная занятость. Циклический дефицит – это разница между  фактическим  и структурным  дефицитом   государственного   бюджета.   Циклический   дефицит представляет собой  следствие  колебаний  экономической  активности  в  ходе делового  цикла.   При   этом   изменения   в   налоговых   поступлениях   и государственных расходов происходит автоматически.

 

 

 

 

 

 

    1. Сбалансированность бюджета.

 

Сбалансированность  бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных  расходов источникам их финансирования.

Этот  принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной  бюджетных поступлений (доходов  бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает  несбалансированность. Если расходы  превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним —  несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность  бюджета достигается разными  методами; одни из них применяются  при формировании бюджета; другие —  при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается  с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных  обязательств, ориентированных на реально  поступающие доходы; определения  оптимальных сроков осуществления  расходов; использования механизма  сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

В бывшем СССР бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом.

В России принцип сбалансированности бюджета  определен в Бюджетном кодексе  в качестве одного из основных принципов  построения бюджетной системы. Его  претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа — общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

На стадии исполнения бюджета дополнительными  факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования  бюджетных потоков, позволяющие  с наибольшей эффективностью маневрировать  бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных  расходов и бюджетные резервы, используя  которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В настоящее  время сбалансированность бюджета  должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в  этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового  органа за ее обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

Глава3. О предоставлениях совета Федерации  Федерального собрания РФ по формированию концепции федерального бюджета  на 2009год  и на плановый период 2010 и 2011 годов.

 

Обсудив вопросы, связанные с формированием  концепции федерального бюджета  на  2009  год  и  на плановый период 2010 и 2011 годов, Совет Федерации   Федерального   Собрания   Российской   Федерации  отмечает следующее.

Правительством   Российской  Федерации  в  рамках  среднесрочного планирования  будет  разработан  и  представлен  Государственной  Думе Федерального  Собрания  Российской  Федерации  федеральный  бюджет  на очередной   финансовый   год   и   плановый   период,  который  должен предусматривать  корректировку  параметров  утвержденного федерального бюджета   планового  периода  2009  и  2010  годов  в  зависимости  от необходимости  реализации  новых  приоритетов экономической политики и оценки результатов использования бюджетных средств.

Развитие  среднесрочного  планирования,  а  также  решение задачи

Информация о работе Доходы и расходы бюджетов субъектов РФ