Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа
Перед написанием курсовой работы, ставим себе цель рассмотрения:
- формирование и использование бюджетных средств
- доходы и расходы государственных средств
- построение построения бюджетной системы
- сбалансированность бюджетов, общие принципы
- бюджетный дефицит и бюджетный профицит, бюджетный баланс
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..4
Глава 1. Формирование и использование бюджетных средств…….…...6
Доходы государственного бюджета…………………………….8
Расходы государственного бюджета…………………………...11
Принципы построения бюджетной системы…………………..21
Глава 2. Сбалансированность бюджетов………………………………....24
2.1. Бюджетный дефицит и профицит..............................................26
2.2. Сбалансированность бюджета………………………………....28
Глава 3. О предоставлениях совета Федерации Федерального собрания РФ по формированию концепции федерального бюджета на 2009год и на плановый период 2010 и 2011 годов…………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….…35
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…
Организация государственных расходов основана на следующих принципах:
Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.
Одной из
важнейших задач бюджетного финансирования
является получение максимального
эффекта при минимальных
Экономическая
сущность расходов бюджета проявляется
во множестве видов расходов. Каждый
вид расходов обладает качественной
и количественной характеристикой.
При этом качественная характеристика,
отражая экономическую природу
явления, позволяет установить назначение
бюджетных расходов, количественная
– их величину. Структура бюджетных
расходов ежегодно устанавливается
непосредственно в бюджетном
плане и зависит от экономической
ситуации и общественных приоритетах.
Многообразие конкретных видов бюджетных
расходов обусловлено целым рядом
факторов: природой и функциями государства,
уровнем социально-
Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:
По роли в общественном производстве расходы
бюджета делят на:
С помощью этих расходов государство
получает инструменты регулирования
распределением денежных средств между
материальным производством и
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:
Такое деление государственных
расходов (также как и по роли
в воспроизводстве) помогает выявлять
пропорции в распределении
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.
Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.).
Предоставление
бюджетных средств
Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии
с действующим
Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
Бюджетная система любого государства
представляет собой совокупность бюджетов
государственно-
Как и любая система, представляющая совокупность
элементов, находящихся в определенной
взаимосвязи, бюджетная система состоит
из отдельных элементов — видов бюджетов
и уровней бюджетной системы. Вид бюджета
означает форму образования и расходования
бюджетных ресурсов определенного органа
государственной власти или органа местного
самоуправления. Совокупность определенных
видов бюджета, соответствующих определенному
уровню государственной власти или местного
самоуправления, представляет уровень
или звено бюджетной системы. Количество
уровней бюджетной системы определяется
типом государственного устройства. Бюджетная
система унитарного государства состоит
из 2 уровней: бюджета центрального органа
власти и местных бюджетов; в федеративном
государстве — из 3 уровней: бюджета федерального
органа власти, бюджетов субъектов федерации
и местных бюджетов. Верхний уровень бюджетных
систем и федеративного, и унитарного
государств представлен всегда одним
видом бюджета, а нижние — многочисленными
видами бюджетов, определяемыми особенностями
государственного устройства того или
иного государства с учетом конкретных
видов государственных муниципальных
образований внутри него.
Современная бюджетная система Российской
Федерации складывалась под воздействием
исторических условий формирования российской
государственности. До 1991 г. бюджетная
система СССР (одной из союзных республик
которой была РСФСР) объединяла союзный
бюджет, государственные бюджеты 15 союзных
республик (включавшие республиканские
бюджеты союзных республик, государственные
бюджеты автономных республик и местные
бюджеты) и бюджет государственного социального
страхования. Единый Государственный
бюджет СССР, который консолидировал все
вышеперечисленные бюджеты (по принципу
«собранной матрешки», когда каждый нижестоящий
бюджет включался в качестве составной
части в вышестоящий бюджет), утверждался
высшим законодательным органом власти
страны — Верховным Советом СССР. Тем
самым при утверждении Государственного
бюджета СССР утверждался объем доходов
и расходов всех нижестоящих бюджетов.
Вместе с тем после принятия единого бюджета
страны каждый представительный орган
власти (республиканский, краевой, областной
и т.д.) принимал своими законами или решениями
соответствующий консолидированный бюджет
(бюджет республики, бюджет края, бюджет
области).
Таким образом,
бюджетная система страны до образования
Российской Федерации как суверенного
государства строилась на двух основных
принципах — единства и демократического
централизма, которые были провозглашены
в законах, регулирующих бюджетные права
Союза ССР, союзных и автономных республик,
местных Советов народных депутатов. Единство
бюджетной системы предполагало прежде
всего составление и утверждение единого
(консолидированного) государственного
бюджета законодательным актом высшего
представительного органа власти страны
— Верховного Совета СССР. Единство бюджетной
системы было обусловлено единством доходной
базы, единым планом экономического и
социального развития страны, едиными
принципами и правилами бюджетного планирования
и бюджетного финансирования.
Принцип
демократического централизма заключался
в сочетании централизованного руководства
всей бюджетной системой из единого центра
с предоставлением определенных бюджетных
прав республиканским и местным органам
власти. Централизм выражался в наличии
единых для всех бюджетов общегосударственных
налогов и доходов, высокой степени концентрации
бюджетных средств в союзном бюджете (она
достигала в отдельные годы 70%) и соответственно
финансовой зависимости республиканских
и местных органов власти от союзного
центра, а также в широком использовании
системы бюджетного регулирования (путем
ежегодного перераспределения бюджетных
средств, в основном через нормативы отчислений
от общегосударственных налогов и доходов
и дотации, предоставляемые вышестоящими
органами власти нижестоящим). При такой
системе распределения бюджетных средств
демократизм как принцип построения бюджетной
системы заключался только в необходимости
составления и утверждения соответствующим
органом власти консолидированного бюджета
своей территории. Однако при этом не могли
быть нарушены основные параметры, заложенные
в едином Государственном бюджете СССР
— уменьшена сумма доходов, установленная
вышестоящим органом власти конкретному
бюджету, и изменен индивидуальный норматив
отчислений от регулирующих доходов, определенный
для соответствующего бюджета.