Доходы бюджета Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить доходы государственного бюджета в условиях рыночной экономики и выявить тенденции в формировании финансовых ресурсов на уровне государства.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
 дать характеристику доходной части государственного бюджета;
 изучить состав государственных доходов;
 проанализировать структуру доходной части государственного бюджета республики Беларусь
 определить направления укрепления доходной части государственного бюджета.

Оглавление

Введение 5
1 Экономическая сущность доходов бюджета и их группировка 7
2 Характеристика доходов бюджета Республики Беларусь, их состав и структура 14
3 Пути укрепления доходной базы бюджета Республики Беларусь в современных условиях 24
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложения 36

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам Доходы б-та.docx

— 407.71 Кб (Скачать)

 

В Республике Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой основной доходной статьей бюджета являются налоговые поступления (около 90). Значительная часть налоговых доходов поступает за счет косвенных налогов: налога на добавленную стоимость и акцизов. Эти поступления дают гарантированный доход в государственную казну в условиях нестабильной экономической ситуации и инфляции. Также значительная часть поступлений приходится на налоги на прибыль и доходы (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Состав доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2007- 2011год.

Статья доходов

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

млрд. рублей

удельный вес в доходах бюджета, %

млрд. рублей

удельный вес в доходах бюджета, %

млрд. рублей

удельный вес в доходах бюджета, %

млрд. рублей

удельный вес в доходах бюджета, %

млрд. рублей

удельный вес в доходах бюджета, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Доходы бюджета, всего 

36 589,0

100,0

50 937,9

100,0

46 621,0

100,0

48 650,1

100,0

85 433,5

100,0

Налоговые доходы                                                                                                                                                                                                          в том числе:

34 230,0

93,6

46 804,8

91,9

41 300,3

88,6

44 863,0

92,2

73 430,7

86,0

Налоги на доходы и прибыль

7 464,7

20,4

11 176,3

22,0

9 630,7

20,7

11 822,5

24,3

18 563,6

21,8

Налоги на собственность

1 519,2

4,2

2 004,8

3,9

1 626,7

3,5

1 850,1

3,8

2 549,2

3,0

Налоги на товары и услуги

16 810,8

45,9

20 489,3

40,2

19 907,2

42,7

22 980,8

47,2

34 754,6

40,7

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

6 281,3

17,2

10 612,6

20,8

7 969,5

17,1

5 776,2

11,9

15 146,9

17,7

Продолжение таблицы 2.3

Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи

2 154,0

5,9

2 521,9

5,0

2 166,2

4,6

2 433,3

5,0

2 416,4

2,8

Неналоговые доходы

2 359,0

6,4

4 133,1

8,1

5 320,7

11,4

3 787,1

7,8

12 002,8

14,0


 

Неналоговые поступления также являются неотъемлемой частью бюджетных доходов. Доля их за период 2007-2011 год несколько возросла (с 6,4% до 14,0%), как и некоторое снижение доли налоговых поступлений.

Более детальный  анализ структуры поступлений в консолидированный бюджет за 2007-2011 гг. (таблица 2.3), показал, что доходная часть бюджета Республики Беларусь характеризуется высокой долей косвенных налогов, среди которых налог на добавленную стоимость и акцизы, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Рисунок 2.1 – Структура доходов республиканского бюджета в 2011 году

 

Их доля в  структуре доходов составляет около 35%. Доля налога на прибыль составляет в анализируемом периоде около 9%. Так же значительные поступления  происходят за счет налогов от осуществления  внешнеэкономической деятельности. Их доля с 2006 года возросла с 7,6% до 15,6 % в 2009 году.

На долю неналоговых  доходов приходится незначительная часть в структуре доходов  бюджета, однако стоит отметить, что  за анализируемый период поступления  по этой статье доходов постепенно увеличиваются.

Таким образом, в структуре бюджета в республике преобладают косвенные налоги. С  позиции государства косвенные  налоги служат наиболее стабильным и  гарантированным источником поступлений  в бюджет.

Выступая  в форме надбавки к цене, они  не зависят от результатов финансово-хозяйственной  деятельности отдельных производителей и оплачиваются потребителями соответствующих  товаров и услуг. Вместе с тем, превалирование косвенных налогов  в доходных источниках может иметь  негативные последствия, поскольку  включение последних в стоимость  продукции приводит к необоснованному  росту цен, выводу на определенное время  из оборота средств производителей названных товаров и услуг

Сопоставляя данные о структуре доходов за 2007-2011 гг. становится очевидным, что мировой финансовый кризис, пик которого пришелся на IVквартал 2008 года –I квартал 2009 года, негативно сказался на экономику Республики Беларусь, тесно вовлеченную в международные торгово-экономические связи. Одним из основных каналов влияния внешних кризисных явлений на экономику страны стало сокращение спроса на белорусскую продукцию на экспортных рынках. Это было обусловлено в первую очередь общим падением деловой и инвестиционной активности в странах, являющихся ведущими внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь, прежде всего в Российской Федерации и Европейском союзе. Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны.

Макроэкономическая  ситуация в Республике Беларусь в 2011 году характеризовалась замедлением темпов экономического роста, темпов роста инвестиций в основной капитал и денежных доходов населения, ухудшением финансового состояния предприятий на фоне замедления инфляционных процессов.

Все происходящие в этот период экономические процессы нашли свое отражение в бюджетной сфере страны. В 2011 году в консолидированный бюджет поступило доходов на 9 % меньше по сравнению с 2010 годом. Особенно это сказалось на поступлениях от налога на прибыль и налогов от осуществления внешнеэкономической деятельности.

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности представляют собой поступления от экспортных и импортных пошлин, причем большая часть доходов приходится на экспортные пошлины, т.е. в основном на пошлины на нефтепродукты, увеличенные в 2007 г. Рост цен на последние в 2008 г. спровоцировал более чем 50%-ый рост доходов от экспортных пошлин. Соответственно, и резкое падение цен на нефть, пришедшееся на конец 2008г. – начало 2009 г., вызвало падение данных доходов бюджета. Доходы же от взимания импортных пошлин не подвержены таким перепадам, и они существенно не снизились, не смотря на падение импорта.

Доходы бюджета  от прямых налогов на доходы и прибыль  формируются в основном за счет поступлений от налога на прибыль и подоходного налога. Поступления от налога на прибыль являются намного менее устойчивыми по сравнению с налогами на доходы. Их колебания напрямую связаны с изменением экономической конъюнктуры. Экономический рост в 2008 г., привел к ощутимому увеличению поступлений от налога на прибыль. Замедление роста и последовавший спад в 2009 г. привели к стремительному росту числа убыточных предприятий, снижению общей рентабельности по экономике. Результатом этого стало падение поступлений от налогов на прибыль за 2009 г. на 23%. Поступления от подоходного налога, наоборот, несколько выросли. Этому поспособствовал переход на плоскую шкалу налогообложения и на более высокие ставки налога

В 2012 году наблюдается некоторое оживление экономики. В соответствии с  Законом №331-З «О республиканском бюджете на 2012 год» бюджет сформирован бездефицитным, то есть расходы равны доходам.

Доходная  часть бюджета, как и ранее, будет  сформирована в основном за счет налоговых  отчислений. Так, налоговые доходы государства  составят 83,5 трлн рублей, или $10 млрд (90% всей доходной части бюджета), и вырастут по сравнению с прошлым годом на 10,2% (для сравнения бюджетов 2011 и 2012 годов использован их долларовый эквивалент, при этом средний курс для бюджета 2012 года определен как средний курс первых 6 дней января и равен 8373,3 рублей, а среднегодовой курс доллара для бюджета 2011 года равен 4623,47 рублей. За 2011 год также брался бюджет с учетом изменений, внесенных указом президента Республики Беларусь №524 от 14 ноября 2011 года). При этом налоги на доходы и прибыль с граждан и предприятий ожидаются в размере 4,77 трлн рублей, или $569,5 млн (5% доходной части бюджета), их рост по сравнению с прошлым годом составит 1,42%. Отметим, что план по сбору налогов с прибыли и доходов будет выполнить проблематичнее в связи со снижением ставки налога на прибыль и уменьшением реальных доходов населения.

Главными  налоговыми поступлениями по-прежнему остаются НДС и акцизы: 33,4 и 11,4 трлн рублей соответственно, или $3,99 и $1,35 млрд. В сумме они дают почти половину всех доходов республиканского бюджета. Поэтому ожидать какого-либо снижения этих двух налогов в ближайшее время не приходится. Государство намерено собрать таких налогов в долларовом эквиваленте почти на 20% больше, чем в прошлом году.

Сбор налогов  от внешнеэкономической деятельности, напротив, ожидает сокращение на 3%: доходы от них ожидаются на уровне 25,4 трлн рублей, или $3,03 млрд (27,4% доходной части бюджета). При этом 95% всей суммы составят ввозные и вывозные таможенные пошлины.

По неналоговым  доходам государства, в том числе  по доходам от использования имущества, находящегося в государственной  собственности, предполагается снижение доходов на $501,8 млн, или на 41,4%. Связано это, видимо, с грядущими планами приватизации и перехода части госсобственности в частные руки.

Рисунок 2.2 – Структура доходной части  бюджета в 2012 году (прогноз)

 

Штрафы и  удержания, хоть и вырастут в рублях, в долларовом эквиваленте сократятся на $4,6 млн, или на 36,3%, до $8,1 млн.

В целом тенденции  в бюджетной сфере страны адекватны  экономическим процессам, происходящим в государстве. В текущем году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.


3 Пути укрепления доходной базы бюджета Республики Беларусь в современных условиях

 

Экономические интересы общества реализуются прежде всего в сфере налоговых отношений, поскольку именно налоговые платежи обеспечивают подавляющую массу поступлений в казну и соответственно определяют финансовый потенциал государства.

В странах с развитыми рыночными отношениями налоговые поступления формируют примерно 80-90% доходов государственной казны. Бюджет Беларуси, в отличие от развитых стран, ориентирован преимущественно на косвенное налогообложение, и, как следствие, за счет указанной группы платежей формируется более половины доходов казны. При этом прослеживается четкая тенденция увеличения доли косвенных налогов и сборов в структуре бюджетных доходов, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой основная часть бюджетных поступлений обеспечивается за счет прямых налогов.

Поэтому по-прежнему актуальным вопросом остается совершенствование бюджетно-налоговой  политики. Основными направлениями  преобразований является:

1. снижение (возможно, временное) государственных  расходов;

2. повышение доходов бюджета.

Однако  снижение государственных расходов представляет собой достаточно болезненный  процесс, поскольку в данном случае затрагиваются социальные интересы широких масс населения. Кроме того, при этом снижаются государственные  расходы на такие сферы как  образование и инвестиции, способствующие ускорению экономического развития, что чревато долгосрочной социальной нестабильностью, парализующей деятельность народного хозяйства.

Поэтому в создавшихся условиях особую актуальность приобретает вопрос эффективного формирования доходной части государственного бюджета.

Одним из основных направлений бюджетно-налоговой  политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки. В последнее время предпринят ряд шагов, обеспечивающих это направление.

Так, в целях снижения налоговой нагрузки ставка налога на прибыль в Беларуси в 2012 году снизилась с 24% до 18%. В результате реализации указанных мероприятий в области налогообложения общее снижение налоговой нагрузки на экономику республики составит около 0,5 процента к ВВП.

Однако  проблема высокого уровня налогообложения  остается по-прежнему достаточно острой. Несмотря на предпринимаемые меры, реальная налоговая нагрузка на экономику  по-прежнему высокая.

Унификация  налогового законодательства также  является одним из приоритетов налоговой  политики Республики Беларусь на ближайшие  годы, что и предусмотрено рядом  подписанных и ратифицированных межправительственных соглашений по созданию единого экономического пространства.

В то же время необходимо отметить недостаточность  данных мер, т.к. реальность унификации налогообложения можно оценить  по созданию одинаковых условий хозяйствования для экономических субъектов  и в первую очередь - по выравниванию уровня налогообложения.

Одной из остро обсуждаемых направлений  совершенствования бюджетно-налоговой  политики является вопрос снижения доли косвенного налогообложения (налогов  с оборота).

Косвенные налоги, поскольку они распространяются на широкий круг товаров, работ и  услуг, всегда более доходны и  легко собираемы, но именно такие  налоги оказывают наиболее сильное  искажающее воздействие на экономику. Поэтому в развитых странах доля косвенных налогов в доходах  бюджета, как правило, не превышает 30%. Напротив, в налоговых системах развивающихся стран и стран  с переходной экономикой косвенные  налоги обычно занимают доминирующее положение (от 50 до 70% доходов бюджета).

В Республике Беларусь и по объемам  поступлений, и по количеству наибольший удельный вес имеют именно косвенные  налоги. Причем в их состав, помимо общепринятых НДС и акцизов, включено множество  мелких сборов и отчислений, взимаемых  непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг. На их долю приходится около 10% общей налоговой  нагрузки на экономику. Именно такие сборы и отчисления оказывают наиболее существенное давление на цены, сужает оборотные средства предприятий и снижают их конкурентоспособность [19, c.6-7].

Информация о работе Доходы бюджета Республики Беларусь