Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:49, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить доходы государственного бюджета в условиях рыночной экономики и выявить тенденции в формировании финансовых ресурсов на уровне государства.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
дать характеристику доходной части государственного бюджета;
изучить состав государственных доходов;
проанализировать структуру доходной части государственного бюджета республики Беларусь
определить направления укрепления доходной части государственного бюджета.
Введение 5
1 Экономическая сущность доходов бюджета и их группировка 7
2 Характеристика доходов бюджета Республики Беларусь, их состав и структура 14
3 Пути укрепления доходной базы бюджета Республики Беларусь в современных условиях 24
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложения 36
С целью обеспечения унификации учета доходов бюджетной системы применяется классификация доходов Республики Беларусь.
Классификация
доходов представляет собой систематизированную
группировку доходов
Классификация
доходов является систематизированной
группировкой доходов республиканского
и местных бюджетов, государственных
целевых бюджетных и
Классификация доходов по группам включает: налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозмездные поступления.
К налоговым доходам относятся:
К неналоговым доходам относятся: проценты за пользование денежными средствами бюджетов; дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале; доходы от сдачи в аренду земельных участков; доходы от сдачи в аренду иного имущества; административные платежи; доходы от осуществления приносящей доходы деятельности; компенсации расходов государства; доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства; доходы от продажи земельных участков в частную собственность гражданам, негосударственным юридическим лицам, собственность иностранным государствам, международным организациям; удержания из заработной платы осужденных; штрафы; возмещение потерь, вреда; прочие неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя: безвозмездные поступления от иностранных государств, международных организаций, других уровней государственного управления; субвенции; средства бюджетных и внебюджетных фондов; поступления по взаимным расчетам [8, c.43].
Таким образом, бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.
Доходы бюджетов классифицируются по следующим группам:
1. налоговые доходы;
2. взносы на
государственное социальное
3. неналоговые доходы;
4. безвозмездные поступления.
Налоговые доходы включают в себя:
1. республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;
2. пени, начисленные
за несвоевременную уплату
3. проценты
за пользование отсрочкой и
(или) рассрочкой уплаты
Пени и проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом учитываются в доходах бюджетов по подразделам классификации доходов бюджетов, предусмотренным для налогов, сборов (пошлин), за несвоевременную уплату которых начисляются пени или по которым предоставляются отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговый кредит.
Бюджетные отношения в Республике Беларусь регулируются: Бюджетным кодексом РБ, принятыми на его основе законами («О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год); указами, декретами и распоряжениями Президента РБ; постановлениями Правительства РБ; другими нормативными правовыми актами.
В бюджетную систему как самостоятельные звенья включаются республиканский и местные бюджеты всех уровней (областные, городские, районные бюджеты в городах, сельские и поселковые). Вместе с тем различают первичный (сельские, поселковые, городские без районного деления, районы в городах), базовый (городские с районным делением, районные Советы) и областной территориальные уровни бюджетной системы (областные Советы).
Порядок распределения доходов и расходов между отдельными видами и уровнями бюджетов определяется решением следующих задач:
• сбалансированность доходной и расходной частей каждого из бюджетов;
• заинтересованность
местных органов власти в выполнении
планов поступлений
• равномерность поступлений доходов в ГБ;
• приоритетность республиканского бюджета в финансировании программ и мероприятий.
В основу распределения положены следующие принципы:
1. Принцип значимости, который предполагает зачисление доходов в республиканский и местные бюджеты, а также определяет закрепленные, собственные и регулирующие виды доходов за соответствующими бюджетами;
2. Принцип
подчиненности, в соответствии
с которым подведомственные
3. Принцип
территориальности –
Таблица 2.1 – Структура консолидированного бюджета за 2006-2009 гг..
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы консолидированного бюджета, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: | |||||
республиканского бюджета, %. |
67,71 |
67,39 |
65,70 |
62,20 |
63,41 |
местных бюджетов, % |
32,29 |
32,61 |
34,30 |
37,80 |
36,59 |
Доминирующее значение в бюджетной системе Республики Беларусь имеет республиканский бюджет, где аккумулируется более половины бюджетных ресурсов государства, (таблица 2.1) а также перераспределяются финансовые ресурсы между областями республики, выделяются дотации, субсидии и субвенции местным бюджетам.
Доходы местных
бюджетов формируются за счет собственных
(закрепленных) доходов и налогов,
отчислений от общереспубликанских
доходов и налогов, дополнительных
источников доходов, устанавливаемых
местными Советами, дотаций, субвенций
из республиканского бюджета. Минимальный
размер местных бюджетов определяется
на основе норматива бюджетной
В настоящее время согласно ст.4 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2010 г.» установлены нормативы отчислений от следующих налоговых доходов:
1) налога на прибыль и налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство:
- получаемых на территории соответствующей области, в доход республиканского бюджета - в размере не менее 50 процентов, в доход консолидированного бюджета области - в размере 50 процентов,
- получаемых на территории г. Минска, в доход республиканского бюджета - в размере не менее 70 процентов, в доход бюджета г. Минска - 30 процентов;
2) налога на добавленную стоимость, получаемого на территории Республики Беларусь, в доход республиканского бюджета - в размере не менее 70 процентов, в доходы консолидированных бюджетов областей и бюджет г. Минска - 30 процентов, в том числе в консолидированный бюджет Брестской области - 4,44 процента, Витебской - 3,93 процента, Гомельской - 4,56 процента, Гродненской - 3,42 процента, Минской - 4,5 процента, Могилевской области - 3,48 процента, бюджет г. Минска - 5,67 процента,;
3) экологического налога в части платежей:
- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, за хранение, захоронение отходов производства, за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, за производство и (или) импорт пластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару, - получаемого на территории соответствующей области и г. Минска, в размере 20 процентов в доход республиканского бюджета, не более 30 процентов в доход областных бюджетов, не менее 50 процентов в доход бюджетов базового уровня, 80 процентов в доход бюджета г. Минска;
- за производство и (или) импорт стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также за импорт товаров, упакованных в стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом - в размере 100 процентов в доход республиканского бюджета;
- за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, - в размере 100 процентов в доход областных бюджетов и бюджета г. Минска;
4) сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств - в размере 100 процентов в доход республиканского бюджета;
5) налога за добычу (изъятие) природных ресурсов:
- лимиты добычи (изъятия) которых устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь, - в размере 100 процентов в доход областных бюджетов;
- лимиты добычи (изъятия) которых определяются местными Советами депутатов в установленном порядке, а также за изъятие объектов животного мира, лимиты на изъятие которых устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, - в размере 100 процентов в доход бюджетов базового уровня;
6) доходов от продажи земельных участков в собственность иностранным государствам и международным организациям, от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции - в размере 100 процентов в доход республиканского бюджета.
Республиканский бюджет на 2012 год по доходам был утвержден в сумме 141810 млрд. руб., или 165,98% к ожидаемому исполнению 2011 года. Доходы консолидированного бюджета на 2012 год прогнозируются в объеме 53 трлн. рублей, или 30,4% к ВВП. Республиканский бюджет рассчитан исходя из планируемого реального роста валового внутреннего продукта в будущем году в размере 111-113% по отношению к уровню 2011 года.
Однако это все прогнозные показатели. В целом же для исполнения республиканских бюджетов ряда последних лет характерна практика корректировки его доходной и расходной частей. Заметим, что, хотя процесс уточнения показателей бюджета осуществлялся в соответствии с действующим законодательством, в то же время это указывает на отдельные просчеты разработчиков и парламентариев.
В объеме доходов консолидированного бюджета доходы республиканского бюджета составляют ок. 66%, доходы местного бюджета – ок.34%. Такое соотношение сохраняется на протяжении всего анализируемого периода, что говорит о стабильности в принципах распределения всех государственных доходов.
Темпы роста отдельных доходных источников были различными, что вызвало реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего, изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете (таблица 2)
Таблица 2.2 – Структура доходов бюджета Республики Беларусь
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы, в т.ч. |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
-налоговые доходы |
93,55 |
91,89 |
88,59 |
92,22 |
85,95 |
-неналоговые доходы |
6,45 |
8,11 |
11,41 |
7,78 |
14,05 |