Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:25, контрольная работа
Отмывание денег стало одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку инвестиций в экономику. Россия не может также игнорировать включение ее, среди небольшого числа стран, в список Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), рекомендовавшей международному сообществу проявлять особую осторожность в отношениях с российскими компаниями и финансовыми институтами.
Введение………………………………………………………………………..3
Деятельность банка по противодействию легализации доходов,
полученных преступным путем……………………………………………….5
Заключение……………………………………………………………………..13
Список используемых источниковю………………………………………….
Содержание
Введение…………………………………………………………
Деятельность банка по противодействию легализации доходов,
полученных преступным путем……………………………………………….5
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источниковю………………………………………….17
Введение
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - это заключительный этап превращения преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства.
Вопрос о практике отмывания денег, означающей легализацию доходов, полученных преступным или незаконным путем, приобрел в России особую остроту. Без решения этого вопроса невозможно продолжение в стране экономических реформ. Наиболее серьезное беспокойство вызывают масштабы, которые приобрело отмывание денег, и тот урон, который наносит эта практика экономике и обществу. Отмывание денег тесно связано с такими явлениями, как коррупция, бегство капитала, использование оффшоров российскими компаниями и банками для сокрытия прибыли и ухода от налогов.
Отмывание денег стало одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку инвестиций в экономику. Россия не может также игнорировать включение ее, среди небольшого числа стран, в список Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), рекомендовавшей международному сообществу проявлять особую осторожность в отношениях с российскими компаниями и финансовыми институтами.
Банки выступают своего рода «стражами ворот» законной финансовой системы. Только их бдительность может оградить систему от организованных преступных группировок, коррупционеров и террористов, не давая им в руки инструмент сокрытия доходов от преступной деятельности. Банки играют решающую роль в предупреждении и выявлении фактов отмывания денежных средств и передаче сведений в соответствующие органы.
Проблемы
противодействия легализации
Целенаправленная законотворческая и организаторская работа по реализации задач финансового мониторинга, играющего важную роль в этой борьбе, в России началась лишь в 2001 году. Ратифицировав Страсбургскую Конвенцию «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», Россия вступила в систему международного сотрудничества по борьбе с «грязными» деньгами, присоединившись к основным принципам и приняв их за основу, начала работу в этом направлении. Так 7 августа 2001 года в России был принят Федеральный закон № 115-ФЗ, «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Действующая
в настоящее время в России
система противодействия
Деятельность банка по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.
Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ – основа российского законодательства по противодействию отмыванию денежных средств.
Глава I Общее положение
В статье 1, главы I раскрывается цель настоящего Федерального закона.
В статье 2, главы I указывается сфера применения Федерального закона.
В статье 3, главы I даются определения таким понятиям, «как доходы, полученные преступным путем», «легализация», «уполномоченный орган», «обязательный контроль», «внутренний контроль» и другие.
Глава II Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
Посвящена, вопросам предупреждения легализации доходов. Определен круг организаций, ответственных за исполнение закона: кредитные организации, страховые, лизинговые компании, почта, ломбарды и другие.
Прописана процедура контроля со стороны этих организаций, если совершаются операции на сумму, превышающую 600 тыс. рублей. Сделки с недвижимостью также подлежат контролю, если цена объекта превышает 3 млн рублей.
Кроме того, закон определяет, что все сделки вне зависимости от суммы подпадают под данный закон, если хотя бы по одной из участвующих в них сторон есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Приводятся основания, по которым определяется круг лиц, причастных к террористическим и экстремистским организациям.
Далее
в законе прописаны обязанности
организации, на которую возложен контроль,
- по письменному запросу
При этом необязательной считается идентификация клиента, если сумма сделки составляет менее 30 тыс. рублей или 15 тыс. - при обмене наличной валюты.
В дополнение к основным требованиям в законе говорится также об особенностях работы с иностранными публичными лицами.
Закон предписывает организациям разрабатывать правила внутреннего контроля и назначать ответственного специалиста за соблюдение законодательства о легализации денежных средств. Кредитные организации должны разрабатывать внутренние правила с учетом рекомендаций Банка России.
В этих правилах определяются процедуры по выявлению подозрительных, необычных сделок и доведение их до сведения контролирующего органа. Закон также предписывает, в каких случаях кредитная организация имеет право отказать физическому или юридическому лицу в проведении операции.
Отдельно в законе прописаны права и обязанности адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
Так же к статье 5, главы II имеется информационное письмо Росфинмониторинга от 26 мая 2011 г. N 13 "Типовые вопросы по применению кредитными потребительскими кооперативами некоторых норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (согласовано с Министерством финансов Российской Федерации). В аннотации к данному письму даны ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по применению кредитными потребкооперативами положений Закона о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
Разъяснено, какие обязанности есть у кредитного кооператива в указанной сфере; кто из его сотрудников должен пройти обучение в форме целевого инструктажа. Рассмотрены процедура и порядок информирования Росфинмониторинга о подлежащих контролю операциях и др.
Росфинмониторингом утверждена инструкция о представлении в Службу информации, определенной указанным законом (приказ от 05.10.2009 N 245).
К статье 6 главы II настоящего Федерального закона, так же имеются письма ЦБР.
Письмо ЦБР от 26 января 2005 г. N 17-Т "Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами" В котором приводится примерная схема и характерные признаки операций по получению наличных денежных средств со счета (вклада), которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Конечной целью таких операций является получение физическими лицами (резидентами и нерезидентами) со своих счетов, открытых в российских кредитных организациях, крупных сумм наличных денежных средств в рублях либо в иностранной валюте.
Такие
операции относятся к операциям
повышенной степени (уровня) риска их
совершения, и кредитные организации
должны уделять им повышенное внимание.
При возникновении подозрений об
осуществлении указанных
Письмо ЦБР от 4 июля 2008 г. N 80-Т "Об усилении контроля за отдельными операциями физических и юридических лиц с векселями"
ЦБР рекомендует кредитным организациям сообщать в контролирующий орган при выявлении операций по переводу денежных средств в пользу нерезидентов в порядке исполнения российскими кредитными организациями обязательств по предъявляемым к платежу векселям, первыми векселедержателями которых были российские юридические лица.
Первые векселедержатели в течение непродолжительного времени после приобретения векселей передают их другим российским юридическим лицам (в том числе "фирмам-однодневкам"). Предъявляют указанные векселя к платежу российским кредитным организациям граждане - резиденты, действующие на основании доверенностей. При этом доверенности выдаются нерезидентами, которые часто зарегистрированы в офшорных зонах и являются клиентами, в частности, банков Латвии и Кипра.
Письмо ЦБР от 21 января 2005 г. N 12-Т "Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты"
Приводятся
примеры ряда сделок, характер которых
дает основание полагать, что целью
их осуществления является уклонение
от процедур обязательного контроля,
что служит одним из оснований
для документального
К статье 7 главы II, имеется Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
Так же к данной статье имеется Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2010 г. N 967-р Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
Типовая программа целевого инструктажа работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Федеральной службой по финансовому мониторингу 28 апреля 2009 г.),
Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 18 марта 2009 г. N 2 Основные принципы и подходы к осуществлению процедуры идентификации лиц (клиентов), находящихся на обслуживании у организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом,
Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 17 марта 2008 г.),