Денежно-кредитная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики в Республике Казахстан. В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи:

- раскрыть сущность денежно-кредитной политики;

- рассмотреть инструменты и виды денежно-кредитной политики;

- провести анализ денежно-кредитной политики РК на 2011 год;

- проанализировать состояние денежного предложения в РК;

- охарактеризовать основные проблемы денежно-кредитной политики Казахстана и пути их решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ



1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Сущность, понятие и цели денежно-кредитной политики

1.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики

1.3 Виды монетарной политики



2 АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

2.1 Характеристика и анализ основных направлений денежно-кредитной политики Национального Банка РК

2.2 Анализ и оценка прогнозов инфляции на 2011 год

2.3 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики РК



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая моя1.docx

— 159.98 Кб (Скачать)

Важным фактором достижения стратегических целей денежно-кредитной  политики является выход в перспективе  на низкий положительный уровень  реальных процентных ставок в экономике, что будет стимулировать спрос  на заемные ресурсы со стороны  реального сектора, а также экономический  рост. Однако в рыночных условиях Центральный  банк не может напрямую влиять на ставки по кредитам конечным заемщикам, это  косвенное влияние опосредовано финансовыми рынками. Достижение этой цели осложняется дестабилизацией  практически всех финансовых рынков. Поэтому восстановление последних  и обеспечение их меньшей зависимости  от движения иностранного капитала позволит получить большую степень маневренности  в регулировании процентных ставок.

Новым элементом денежно-кредитной  политики может быть увеличение в  денежном предложении доли кредитования банками предприятий, поскольку  Центральный банк будет увеличивать  кредиты, предоставляемые банкам[12].

Выбор типа проводимой денежно-кредитной  политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной  конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной  политики утверждаются законодательным  органом. При этом необходимо учитывать  временной лаг между проведением  того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами[13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО  - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО  БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

2.1 Характеристика и анализ основных направлений денежно-кредитной политики Национального  Банка РК

Сценарные варианты развития экономики РК на 2011-2013 годы

 В целях разработки  последовательной и сбалансированной  политики Национальный Банк Республики  Казахстан принял решение разработать  Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Казахстан  на один год с учетом среднесрочных  прогнозов на 3 последующих года.

Указанные сценарии являются синхронизированными и согласованными с оценками Правительства Республики Казахстан при формировании Прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан на 2011-2015 годы.

Учитывая степень воздействия  на экономику Республики Казахстан, ключевым критерием разделения на сценарные  варианты при разработке денежно-кредитной  политики на 2011-2013 годы был определен  среднегодовой уровень мировых  цен на нефть. Были рассмотрены три  сценария развития макроэкономической ситуации, которые предполагают уровень  цен на нефть в 35, 65 и 80 долларов США  за баррель.

 Прогнозы основных  показателей денежно-кредитной политики  Республики Казахстан основаны  на прогнозах платежного баланса, которые являются достаточно консервативными (таблица 1).

В 2011 году Национальный Банк Республики Казахстан определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление  денежно-кредитной политики, ориентированной  на обеспечение стабильности цен  и поддержание низкого уровня годовой инфляции, адекватного складывающимся макроэкономическим предпосылкам.

Несмотря на то, что основной целью денежно-кредитной политики Национальный Банк Республики Казахстан  определил стабильность цен, переход  к принципам инфляционного таргетирования переносится на более длительные перспективы по мере повышения эффективности  процентных ставок, как инструментов денежно-кредитной политики Национального  Банка Республики Казахстан. 

Будет продолжена работа по совершенствованию и повышению  эффективности инструментов денежно-кредитной  политики и дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние  денежного рынка.

По окончании действия установленного коридора колебаний  обменного курса тенге Национальный Банк Республики Казахстан перейдет к режиму управляемого плавающего валютного  курса. Это обусловлено стабильностью  национальной валюты, чему способствует благоприятная ценовая конъюнктура  на основные позиции казахстанского экспорта на мировых рынках и состояние  платежного баланса. Фундаментальные  предпосылки для девальвации  тенге в среднесрочном периоде  отсутствуют. Кроме того, при реализации 2 и 3 сценариев развития экономики  ввиду положительного сальдо платежного баланса высока вероятность укрепления национальной валюты.

При этом переход к режиму управляемого плавающего валютного  курса не снимает обязательств Национального  Банка Республики Казахстан по обеспечению  стабильности национальной валюты. Меры Национального Банка Республики Казахстан будут направлены на недопущение  значительных колебаний реального  курса национальной валюты, которые  могут оказать негативное влияние  на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно  меняющейся мировой конъюнктуры. Национальный Банк Республики Казахстан будет  стремиться к дальнейшему снижению своего участия на валютном рынке  в целях повышения гибкости курса  тенге.

Процентная политика Национального  Банка Республики Казахстан будет  направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных  инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. При этом дальнейшая реализация процентной политики будет направлена на сужение коридора ставок.

Основные усилия Национального  Банка Республики Казахстан будут  сосредоточены на более гибком регулировании  нижней границы коридора ставок (ставки по депозитам банков, размещаемым  в Национальном Банке Республики Казахстан), по которой осуществляется изъятие ликвидности банков. Кроме  того, изменение нижней границы коридора ставок будет определяться динамикой  прогнозируемой инфляции на среднесрочный  период. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из текущей  ситуации на денежном рынке и уровня инфляции.

В 2011 году Национальным Банком Республики Казахстан будет рассмотрен вопрос о дифференциации ставок по операциям Национального Банка  Республики Казахстан в зависимости  от сроков и условий.

Основными инструментами  регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся  краткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке  Республики Казахстан.

Таблица 1 - Прогноз реального ВВП и показателей платежного баланса в 2011-2013 годах по 3 сценариям.

 

2011

2012

2013

Реальный рост ВВП, %

-0,5

3,1

4,7

0,9

3,3

4,9

1,9

3,5

5,0

Текущий счет, в % к ВВП

-7,2

0,9

1,6

-5,8

1,5

1,5

-4,7

1,9

1,4

Платежный баланс, в % к ВВП 

-1,9

2,8

2,6

-0,4

1,9

1,8

-1,8

2,2

0,6


При всех трех сценариях  было принято во внимание планируемое в 2011 году повышение пенсий, пособий, заработных плат и других социальных выплат из бюджета. Данное повышение потребует соответствующих мер со стороны Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан в части поддержания совокупного предложения на уровне, соответствующем совокупному спросу в экономике.

В 2011 году ожидается сохранение инфляционного фона на текущем уровне. Это связано с тем, что основными  рисками роста инфляции в 2011 году будут оставаться факторы, действующие  в 2010 году.

При этом в 2011 году влияние  монетарных факторов на формирование инфляционных процессов в Республике Казахстан, как и в 2010 году, будет  минимальным.

При реализации всех сценариев  развития экономики Республики Казахстан  в 2011-2013 году основной целью Национального  Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен, что  предполагает удержание инфляции в  коридоре 6,0-8,0%.

При реализации первого сценария ожидается незначительное сокращение экономики Казахстана в 2011 году с  последующим восстановлением реального  роста экономики до 2% в 2013 году.

В рамках данного сценария ожидается снижение деловой активности, сокращение совокупного спроса, ухудшение  показателей платежного баланса  и снижение денежного предложения.

Снижение спроса экономики  на деньги будет сопровождаться сокращением  денежного предложения в 2011 году. В 2012-2013 годах денежное предложение  несколько увеличится, однако темпы  его роста будут ограниченными.

Разнонаправленная динамика денежного предложения будет  способствовать незначительному снижению уровня монетизации (приложение 1).

По оценке Национального  Банка Республики Казахстан, вероятность  реализации данного сценария достаточно низкая.

В случае реализации второго  сценария цены на нефть будут выше по сравнению с первым сценарием, но ниже фактического уровня, сложившегося в 2010 году. В результате, темпы роста  экономики Казахстана в 2011-2013 годах  замедлятся по сравнению с 2010 годом.

Счет операций с капиталом  и финансами в 2011-2013 годах сохранится положительным. Однако к концу прогнозного  периода чистый приток может сократиться, главным образом, за счет снижения потребности  в валовом поступлении прямых иностранных инвестиций в крупные  нефтегазовые проекты, если не начнется реализация новых этапов работ в  этих проектах.

На этом фоне ожидается, что  текущий счет и общий платежный  баланс в 2011-2013 годах будут положительными.

Темпы расширения денежного  предложения будут соответствовать  темпам роста номинального ВВП в 2011-2013 годах. При этом более благоприятная  макроэкономическая ситуация, сопровождающаяся положительной динамикой экономического роста, будет способствовать росту  уровня монетизации (приложение 1).

В соответствии с третьим  сценарием темпы экономического роста в Казахстане в 2011-2013 годах  ожидаются на более высоком уровне по сравнению с предыдущими сценариями.

По сравнению с предыдущим сценарием, при более высоком  уровне экспортных доходов и фиксированных  объемах трансферта в республиканский  бюджет ускорятся темпы роста  иностранных активов Национального  фонда Республики Казахстан. Это  будет способствовать увеличению оттока по счету операций с капиталом  и финансами по сравнению с  предыдущим сценарием.

В рамках 3 сценария ожидается  более высокий совокупный спрос, в том числе на импортные товары, по сравнению с предыдущим сценарием. В итоге профицит общего платежного баланса будет более умеренным.

Спрос на деньги также окажется более высоким по сравнению с  предыдущими  сценариями. При этом в 2011 году ожидается значительный рост номинального ВВП, темпы которого в 2012-2013 годах стабилизируются. В результате, динамика денежного предложения  будет соответствовать динамике номинального ВВП, что обеспечит  рост монетизации в прогнозируемом периоде (приложение 1).

Национальный  Банк Республики Казахстан считает  наиболее вероятным реализацию третьего сценария развития экономики Республики Казахстан, исходя из этого, были разработаны  меры денежно-кредитной политики на 2011 год. Меры на последующие годы будут  уточняться по результатам 2011 года [14].

Денежно-кредитная  политика Республики Казахстан на 2011 год

В 2011 году Национальный Банк Республики Казахстан определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление  денежно-кредитной политики, ориентированной  на обеспечение стабильности цен  и поддержание низкого уровня годовой инфляции, адекватного складывающимся макроэкономическим предпосылкам.

Несмотря на то, что основной целью денежно-кредитной политики Национальный Банк Республики Казахстан  определил стабильность цен, переход  к принципам инфляционного таргетирования переносится на более длительные перспективы по мере повышения эффективности  процентных ставок, как инструментов денежно-кредитной политики Национального  Банка Республики Казахстан. 

Будет продолжена работа по совершенствованию и повышению  эффективности инструментов денежно-кредитной  политики и дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние  денежного рынка.

По окончании действия установленного коридора колебаний  обменного курса тенге Национальный Банк Республики Казахстан перейдет к режиму управляемого плавающего валютного  курса. Это обусловлено стабильностью  национальной валюты, чему способствует благоприятная ценовая конъюнктура  на основные позиции казахстанского экспорта на мировых рынках и состояние  платежного баланса. Фундаментальные  предпосылки для девальвации  тенге в среднесрочном периоде  отсутствуют. Кроме того, при реализации 2 и 3 сценариев развития экономики ввиду положительного сальдо платежного баланса высока вероятность укрепления национальной валюты.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Казахстан