Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:29, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной и валютной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной и валютной политики, определить цели и формы;
показать основные инструменты и методы денежно-кредитной и валютной политики;
Введение 3
Глава 1: Основные концепции денежно-кредитной и валютной политики 5
1.1 Денежно-кредитная политика, ее цели, методы и инструменты 5
1.2 Валютная политика 11
1.3 Разработка денежно-кредитной политики Банком России 17
Глава 2: Проблемы денежно-кредитной и валютной политики 19
2.1 Инфляционные и валютные риски, сущность, причины возникновения и формы проявления. 19
2.2 Процентный риск 31
Глава 3: Денежно-кредитная и валютная политика в условиях кризиса 34
3.1Влияние кризиса на валютную политику 37
3.2 Денежно-кредитная политика в условиях кризиса 39
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Изменения стоимости валюты страны могут иметь дополнительную значимость для компании, разместившей свой филиал в этой стране с целью обеспечения дешевого источника поставок либо на свой внутренний рынок, либо на рынки других стран-потребителей.
4. Скрытые риски.
Существуют операционные, трансляционные и экономические риски, которые на первый взгляд не очевидны. Например, поставщик на внутреннем рынке может использовать импортные ресурсы, и компания, пользующаяся услугами такого поставщика, косвенно подвержена операционному риску, так как повышение стоимости затрат поставщика в результате обесценивания национальной валюты заставило бы этого поставщика повысить цены. Еще одним примером может быть ситуация с импортером, которому выписывается счет-фактура в национальной валюте и который обнаруживает, что цены меняются его зарубежным поставщиком в соответствии с изменениями обменного курса с целью обеспечения постоянства цен в валюте страны поставщик.
Скрытые операционные и (или) трансляционные риски могут возникнуть и в том случае, если зарубежная дочерняя компания подвержена своим собственным рискам. Предположим, что американский филиал британской компании экспортирует продукцию в Австралию. Для американской дочерней компании существует риск потерь от изменения курса австралийского доллара, и она может понести убытки в результате неблагоприятных изменений курса австралийского доллара по отношению к доллару США. Подобные убытки подорвут прибыльность филиала. Возникает косвенный операционный риск, поскольку поступления прибыли от дочерней компании сократятся. Материнская компания также столкнется с трансляционным риском, если уменьшение прибыли от филиала будет отражено в оценке стоимости активов филиала в балансовом отчете материнской компании.
Определяя валютные риски и разрабатывая способы их предотвращения, необходимо четко представлять возможные следствия каждого вида валютной экспозиции.
Операционный валютный риск может сократить чистый приток средств, прибыли и доходов, а также привести к сокращению рынков сбыта.
Наличие экономического валютного риска приводит к снижению конкурентоспособности экспортеров на внешних рынках, к снижению уровня рентабельности продукции и прибыльности предприятий.
Трансляционный риск может вызвать уменьшение стоимости иностранных активов (или увеличение стоимости пассивов) в иностранной валюте, которая станет причиной снижения общей стоимости предприятия (уставного капитала), а также снижения курсовой стоимости акций и их прибыльности.
Основой предотвращения трансляционных рисков является выбор валютного курса, по которому осуществляется трансляция, - по текущему (на дату расчетов) или историческому (на дату осуществления операции).
Основой управления валютным риском является четкое определение его количественных характеристик, которые дают возможность банкам и корпорациям применить селективное управление, т.е. страховать только неприемлемый валютный риск – риск, вероятность наступления которого очень высокая. Это связано с тем, что на практике валютный риск существует при любой валютной операции, но не все они приводят к убыткам, тем более в объемах в объемах, которые угрожают существованию предприятия или банка. Наиболее часто при четкой организации финансовой работы, будущие убытки можно свести к минимуму или же перекрыть незначительные суммы убытков соответствующей прибылью [7].
Проводимая государством налоговая политика должна учитывать особенности денежного обращения в условиях инфляции. Намечаемое снижение прямых налогов будет сопровождаться повышением косвенных налогов, а это может привести к углублению экономического кризиса. Может активизировать инфляцию в расширение инвестиций, связанных с необходимостью закупки зарубежного оборудования и технологий (перелив денежных потоков из страны в страну).
Ключевым фактором, характеризующим
любую валюту, является степень
доверия к валюте резидентов
и нерезидентов. Доверие к валюте
– сложный многофакторный
Процентный риск возникает из-за колебаний процентных ставок, а это приводит к изменению затрат на выплату процентов или доходов на инвестиции, а значит изменяется величина прибыли (или потере) по сравнению с ожидаемой. С этим видом рисков, как правило, сталкиваются банки, страховые и инвестиционные компании, а так же нефинансовые предприятия, которые занимают средства или вкладывают их в активы, приносящие проценты (государственные ценные бумаги, облигации предприятий и т.д.).
Часто займы
и капиталовложения
Так же процентная
ставка может быть
Изменения
процентных ставок влекут за
собой несколько
Риск увеличения расходов по уплате процентов или снижения дохода от инвестиций до уровня ниже ожидаемого из-за колебаний общего уровня процентных ставок.
Риск, связанный с таким изменением процентных ставок после принятия решения о взятии кредита, которое не обеспечивает наиболее низких расходов по уплате процентов.
Риск принятия
такого решения о
Риск того, что сумма
расходов по уплате процентов по кредиту,
взятому под фиксированный
Риск для
заемщика имеет двойственную
природу. Получая займ по
Риск для
кредитора - это зеркальное отображение
риска для заемщика. Чтобы получить
максимальную прибыль, банк
Инвестор может
помещать средства на
Изменение
процентных ставок в
Точка зрения
банка на процентный риск
Базовый риск
связан с изменениями в
Риск временного
разрыва возникает, когда
Как показывает опыт, попытки властей достигнуть других целей экономической политики (высокого уровня занятости и роста производства) противоречат принципу стабильности цен.
Когда развитым странам угрожает инфляция, Центральные Банки обычно повышают процентные ставки, вызывая шквал критики, особенно со стороны представителей реального сектора экономики. Инфляционное таргетирование позволяет избежать конфликта интересов, поскольку главной целью денежно-кредитной политики становится не стимулирование высокого уровня занятости или роста производства, а плановое "создание" инфляции. Кроме того, на его основе можно принять антиинфляционные меры еще до наступления инфляции.
Суть инфляционного таргетирования состоит в следующем. Центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции; прогноз сравнивается с целевыми значениями инфляции, которых желательно достигнуть; разница между прогнозом и целью свидетельствует о необходимых масштабах корректировки денежно-кредитной политики. Таким образом, денежные власти устанавливают плановый уровень инфляции и используют все средства для его достижения. Страны, применяющие процедуру инфляционного таргетирования, считают, что она помогает повысить эффективность денежно-кредитной политики по сравнению со стандартными приемами, к которым прибегают центральные банки.[6]
Инфляционное таргетирование требует выполнения 2 условий. Первое условие - Центральный Банк должен иметь достаточную степень независимости. Хотя ни в одной стране он не может быть полностью независим от правительства, банк должен, по крайней мере, располагать свободой в выборе инструментария, с помощью которого планируется достижение целевого уровня инфляции. Для того чтобы выполнялось это условие, стране необходимо отказаться от принципа "фискального доминирования", то есть бюджетно-налоговая политика не должна оказывать никакого влияния на денежно-кредитную политику. Свобода от фискального доминирования подразумевает крайне низкий (или, что еще лучше, нулевой) уровень правительственных заимствований у центрального банка и достаточную степень развитости внутреннего финансового рынка с тем, чтобы он мог "поглотить" дополнительные эмиссии государственных обязательств.
Кроме того, правительство должно располагать широкой доходной базой и не рассчитывать систематически на поступления от сеньоража. Если же фискальное доминирование сохраняется, налоговая политика будет стимулировать инфляционное давление, которое подорвет эффективность денежно-кредитной политики. На практике это может найти отражение в достаточно "безобидных" на первый взгляд действиях, например, в требовании правительства снизить процентные ставки для повышения налоговых сборов.
Второе условие, определяющее работоспособность инфляционного таргетирования, состоит в том, что власти должны отказаться от таргетирования других экономических показателей, таких, как заработная плата, уровень занятости или валютный курс. Например, если страна проводит политику фиксированного валютного курса, то при высокой мобильности международных капиталов она не сможет одновременно использовать инфляционное таргетирование. Когда власти стремятся к достижению сразу нескольких целей, участники рынка не знают, какой из них в случае ухудшения ситуации будет отдано предпочтение. В нашем примере, если возникнет угроза стабильности валютного курса, центральному банку придется сделать выбор: или удержать фиксированный курс и тем самым отказаться от инфляционной цели, или сохранить плановый уровень инфляции, пожертвовав фиксированным курсом.
Однако неограниченная свобода действий Центрального Банка может иметь и негативные стороны. Специалисты МВФ, смоделировав взаимодействие денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, пришли к выводу, что в условиях жесткой денежно-кредитной политики лучшим решением властей с точки зрения благосостояния общества будет достижение центральным банком оптимальной инфляционной цели с учетом необходимости роста производства.