Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:29, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной и валютной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной и валютной политики, определить цели и формы;
показать основные инструменты и методы денежно-кредитной и валютной политики;
Введение 3
Глава 1: Основные концепции денежно-кредитной и валютной политики 5
1.1 Денежно-кредитная политика, ее цели, методы и инструменты 5
1.2 Валютная политика 11
1.3 Разработка денежно-кредитной политики Банком России 17
Глава 2: Проблемы денежно-кредитной и валютной политики 19
2.1 Инфляционные и валютные риски, сущность, причины возникновения и формы проявления. 19
2.2 Процентный риск 31
Глава 3: Денежно-кредитная и валютная политика в условиях кризиса 34
3.1Влияние кризиса на валютную политику 37
3.2 Денежно-кредитная политика в условиях кризиса 39
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.
Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное предложение посредством мультипликатора. Все остальные инструменты денежно-кредитной политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.
Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расширение объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.
Процентная политика Центрального Банка проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования — это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.
Учетная ставка — процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный Банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.
Операции Центрального Банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает ил и покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Валютная политика - составная
часть экономической политики государства
и внешнеэкономической
Валютная политика
- совокупность мероприятий, осуществляемых
в сфере международных валютно-экономических
отношений в соответствии с текущими и
стратегическими задачами страны.
Текущая валютная
политика – это совокупность мер, направленных
на повседневное, оперативное регулирование
валютного курса, возможных операций,
деятельности валютного рынка и рынка
золота. Текущая валютная политика традиционно
осуществляется рядом государственных
органов управления – Министерством финансов,
Центральным банком, специализированными
учреждениями валютного контроля и т.д.
В рамках текущей валютной политики проводится
регулирование конъюнктуры рынка посредством
валютных интервенций, ограничений, субсидирования,
диверсификации валютных резервов и т.д.
Из текущей валютной политики можно особо
выделить девизную валютную политику,
которая представляет собой систему регулирования
валютного курса через покупки и продажи
иностранной валюты денежными властями
(т.е. валютную интервенцию) и валютные
ограничения.
Структурная
валютная политика – это совокупность
мероприятий, направленных на осуществление
долговременных структурных изменений
в международной валютной системе. Структурная
валютная политика осуществляется на
межгосударственном уровне (где координатором
выступает МВФ) или уровне экономических
группировок (союзов, объединений, ассоциаций)
разных стран.
Органами валютного регулирования в Российской
Федерации являются Центральный банк
Российской Федерации и Правительство
Российской Федерации.
В мировом масштабе валютная политика
проводится международными валютно-финансовыми
организациями (Международный валютный
фонд, международные банки).
Валюта - денежная единица страны.
Валютный курс – это цена денежной единицы
одной страны, выраженная в денежных единицах
другой страны, при сделках купли-продажи.
Такая цена может устанавливаться исходя
из соотношения спроса и предложения на
определенную валюту в условиях свободного
рынка, либо быть строго регламентированной
решением правительства или его главным
финансовым органом, обычно центральным
банком.
Виды
котировок валютных курсов.
• Прямая котировка - количество национальной
валюты за одну единицу чужой.
• Обратная котировка – количество чужой
валюты за единицу национальной.
• Кросс-курсы - это соотношение между
двумя валютами, которое вытекает из их
курса по отношению к курсу третьей валюты.
При операциях на мировом рынке часто
используются кросс-курсы с долларом США,
так как доллар США является не только
основной резервной валютой, но и валютой
сделки в большинстве валютных операций.
Виды валютных курсов.
Различают 2 режима валютных курсов: фиксированный
и плавающий.
1. Фиксированный валютный курс. При режиме
фиксированного валютного курса валютный
курс устанавливается центральным банком
в определенном жестком соотношении, например,
2 доллара за 1 фунт и поддерживается путем
интервенций центрального банка. Интервенции
центрального банка представляют собой
операции по покупке и продаже иностранной
валюты в обмен на национальную валюту
с целью поддержания валютного курса национальной
денежной единицы на неизменном уровне.
2.Гибкий валютный курс. Система гибких
или плавающих валютных курсов предполагает,
что валютные курсы регулируются рыночным
механизмом и устанавливаются по соотношению
спроса и предложения валюты на валютном
рынке.
Главный нормативно - правовой акт в валютном
регулировании Федеральный Закон "О
валютном регулировании и валютном контроле"
от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
Основные инструменты валютной политики
- валютная интервенция,
- валютные ограничения,
- валютные резервы,
- валютное субсидирование,
- валютные паритеты.
Валютная интервенция
- это целевые операции по купле-продаже
иностранной валюты центральным банком
для ограничения динамики курса национальной
валюты определенными пределами его повышения
или понижения.
Валютные ограничения
- система нормативных правил, устанавливаемых
в административном порядке или законодательно
и направленных на ограничение операций
с иностранной и национальной валютой
и другими валютными ценностями.
Валютные ограничения включают:
• регулирование международных платежей
и переводов капиталов, репатриации прибылей,
движения золота, денежных знаков и ценных
бумаг;
• запрет свободной купли-продажи иностранной
валюты;
• концентрацию в руках государства иностранной
валюты и других валютных ценностей.
Особенности валютных ограничений:
- отличаются дискриминационным характером.
- используются для выравнивания платежного
баланса;
- поддержания валютного курса;
- концентрации валютных ценностей в руках
государства.
Валютные резервы
- официальные валютные запасы в центральном
банке, в финансовых органах страны или
в международных валютно-кредитных организациях.
Валютные резервы предназначены для международных
расчетов, на случай непредвиденных ситуаций,
для целей получения дохода и регулирования
валютного рынка.
В платежном балансе страны валютные резервы
являются активом.
Валютный паритет
- соотношение между двумя валютами, устанавливаемое
в законодательном порядке. Является основой
валютного курса, который обычно отклоняется
от паритета. До 1978 г. валютный паритет
определялся золотым содержанием валют.
Паритет валюты занимает промежуточное
положение между рыночными курсами покупки
и продажи.
Валютный контроль.
Целью валютного контроля
является обеспечение соблюдения валютного
законодательства при осуществлении
валютных операций.
Валютный контроль в Российской Федерации
осуществляется Правительством Российской
Федерации, органами и агентами валютного
контроля в соответствии с настоящим Федеральным
законом и иными федеральными законами.
Основными направлениями валютного контроля
являются:
а) определение соответствия проводимых
валютных операций действующему законодательству
и наличия необходимых для них лицензий
и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств
в иностранной валюте перед государством,
а также обязательств по продаже иностранной
валюты на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации;
в) проверка обоснованности платежей в
иностранной валюте;
г) проверка полноты и объективности учета
и отчетности по валютным операциям, а
также по операциям нерезидентов в валюте
Российской Федерации.
Валютный контроль в Российской Федерации
осуществляется органами валютного контроля
и их агентами.
Органы валютного
контроля:
- Центральный банк Российской Федерации,
- Министерство финансов РФ,
- Государственный таможенный комитет
РФ,
- Правоохранительные органы.
Агенты валютного
контроля:
- уполномоченные банки, подотчетные ЦБ
РФ,
- государственная корпорация (Внешэкономбанк),
- профессиональные участники рынка ценных
бумаг
- таможенные органы
- налоговые органы.
Органы и агенты валютного контроля, и
их должностные лица в пределах своей
компетенции и в соответствии с законодательством
Российской Федерации имеют право:
- проводить проверки соблюдения резидентами
и нерезидентами актов валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования;
- проводить проверки полноты и достоверности
учета и отчетности по валютным операциям
резидентов и нерезидентов;
- запрашивать и получать документы и информацию,
которые связаны с проведением валютных
операций, открытием и ведением счетов.
Обязательный срок для представления
документов по запросам органов и агентов
валютного контроля не может составлять
менее семи рабочих дней со дня подачи
запроса.
Для предотвращения
сокрытия средств в иностранной валюте
и ее невозвращения в Россию под прикрытием
фиктивных импортных контрактов предусмотрена
следующая процедура контроля.
В соответствии
с установленным порядком, уполномоченные
банки обязаны перечислять средства нерезидентам
по контрактам только при предоставлении
резидентами копий этих контрактов и наличия
обязательства нерезидента поставить
товары, оказать услуги, выполнить работы
в срок, не превышающий 180 дней от даты
перевода денежных средств.
В соответствии с нормами Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[1] Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.
При формировании концепции и определении целевых ориентиров денежно-кредитной политики Банк России исходит из результатов анализа развития экономики за предшествующий период и прогноза развития на предстоящий, программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и текущих задач, содержащихся в проекте федерального бюджета. Поэтому документ, в котором отражены основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, содержит следующие составляющие:
1. Концептуальные принципы,
лежащие в основе денежно-
2. Краткая характеристика состояния экономики.
3. Прогноз достижения
текущих целей денежно-
4. Количественный анализ
причин отклонения от целей
денежно-кредитной политики в
текущем году и прогноз
5. Сценарный (многовариантный)
прогноз развития экономики
6. Прогноз основных показателей
платежного баланса на
7. Целевые ориентиры собственно
денежно-кредитной политики на
предстоящий год с указанием
интервальных ориентиров
8. Показатели денежной
программы на предстоящий год.
В денежной программе
9. Варианты применения
инструментов и методов
10. План мероприятий Банка
России по совершенствованию
банковской системы Российской
Федерации, банковского
Главной целью денежно-кредитной политики России в предстоящие три года является постепенное снижение инфляции до 5-6% в 2012 году.
При этом будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние годы, однако в среднесрочной перспективе ожидается изменение макроэкономических условий ее проведения, что потребует переноса акцента с программирования денежного предложения на использование процентной ставки и перехода от управления валютным курсом к режиму свободно плавающего валютного курса.
Финансовая деятельность фирмы во всех ее формах сопряжена с многочисленными рисками, степень влияния которых на результаты этой деятельности фирмы достаточно высока. Финансовые риски играют наиболее значимую роль в общем портфеле предпринимательских рисков фирмы. Финансовые риски – это спекулятивные риски, для которых возможен как положительный, так и отрицательный результат. Их особенностью является вероятность наступления ущерба в результате проведения таких операций, которые по своей природе являются рискованными. Финансовые риски подразделяются на риски связанные с покупательной способностью денег и на риски связанные с вложением капитала. К рискам связанным с покупательской способностью денег относятся:
Инфляционный риск - вид финансовых рисков, заключающийся в возможности обесценивания реальной стоимости капитала (в форме финансовых активов фирмы), а также ожидаемых доходов и прибыли фирмы от осуществления финансовых сделок или операций в связи с ростом инфляции. Данный вид риска носит постоянный характер и сопровождает все финансовые операции предприятия в условиях инфляционной экономики.
Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Она ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования .[4]
Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода.