Введение
Основным звеном экономики
в рыночных условиях хозяйствования
являются предприятия, которые выступают
в роли хозяйствующих субъектов. Они для
осуществления хозяйственной деятельности,
получения продукции, доходов и накоплений
используют определенные виды ресурсов:
материальные, трудовые, финансовые, а
также денежные средства.
Финансовые ресурсы направляются на развитие
производства, содержание и развитие объектов
непроизводственной сферы, потребление,
а также могут оставаться в резерве. Финансовые
ресурсы, используемые на развитие производственно-торгового
процесса, представляют собой капитал
в его денежной форме. Наличие в достаточном
объеме финансовых ресурсов, их эффективное
использование, предопределяют хорошее
финансовое положение предприятия платежеспособность,
финансовую устойчивость, ликвидность.
В этой связи важнейшей задачей предприятий
является изыскание резервов увеличения
собственных финансовых ресурсов и наиболее
эффективное их использование в целях
повышения эффективности работы предприятия
в целом.
Финансовые ресурсы —
это фонды денежных средств, находящиеся
в распоряжении государства, хозяйствующих
субъектов и населения, формирующиеся
в процессе распределения и перераспределения
части стоимости валового внутреннего
продукта, главным образом чистого дохода
в денежной форме, и предназначенные для
обеспечения расширенного воспроизводства
и общегосударственных потребностей.
Значение финансовых ресурсов неоценимо.
Все внебюджетные фонды в зависимости
от уровня управления подразделяются
на федеральные и региональные. По
целевому назначению - на экономические
и специальные (социальные), в зависимости
от источников формирования, назначения
и масштабов использования - на централизованные
и децентрализованные.
Централизованные (государственные) внебюджетные
фонды имеют общегосударственное значение
и используются для решения общегосударственных
задач. В состав централизованных (государственных)
внебюджетных фондов входит ПФР, ФСС и
ФОМС. Средства большинства централизованных
внебюджетных фондов служат финансовой
гарантией конституционных прав граждан
России на социальную защиту в случае
старости, болезни, неблагоприятного социального
и экономического положения некоторых
групп населения.
Децентрализованные внебюджетные фонды
формируются для решения территориальных,
отраслевых, межотраслевых и других задач.
К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:
– по решению региональных и муниципальных
органов власти для решения региональных
и местных задач;
– для решения отраслевых задач.
Основным источником централизованных
и децентрализованных финансо-вых ресурсов
является чистый доход хозяйствующих
субъектов, основной формой выражения
которого является прибыль. Она выступает
важнейшим источником формирования финансовых
ресурсов на микроуровне, обеспечивающим
расширенное воспроизводство, и участвует
в формировании доходной базы бюджета.
В прибыли сконцентрированы экономические
интересы государства, хозяйствующих
субъектов и каждого работника. Она наиболее
полно характеризует все стороны финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, поэтому только
рост прибыли хозяйствующих субъектов,
учет факторов, влияющих на размеры, будут
способствовать укреплению финансов.
Так государству ресурсы нужны для финансирования
различных государственных расходов,
таких как социальные расходы, поддержка
экономики и многое другое. Чем эффективнее
работают субъекты хозяйствования, тем
больше ресурсов получает государство.
И при эффективном использовании этих
ресурсов в стране улучшается инфраструктура,
качество жизни и т.д. Предприятия также
должны иметь финансовые ресурсы прежде
всего для инвестиционной деятельности.
Чистый доход в
составе валового внутреннего продукта
является основным источником формирования
финансовых ресурсов. В процессе распределения
и перераспределения части ВВП создаются
централизованные и децентрализованные
фонды денежных средств. Децентрализованные
фонды денежных средств образуются из
денежных доходов и накоплений самих предприятий
и населения. Они являются основой финансовой
системы, поскольку именно в этой сфере
формируется преобладающая доля финансовых
ресурсов государства. Часть этих ресурсов
перераспределяется в соответствии с
нормами финансового права в доходы бюджетов
всех уровней и во внебюджетные фонды.
При этом значительная часть указанных
средств в дальнейшем направляется на
финансирование бюджетных организаций;
коммерческих организаций виде субвенций,
субсидий, а также возвращается населению
в форме социальных трансфертов (пенсий,
пособий, стипендий и т. п.). Среди децентрализованных
финансов ключевое место принадлежит
финансам коммерческих организаций. Здесь
создаются материальные блага, производятся
товары, оказываются услуги, формируется
прибыль, являющаяся главным источником
производственного и социального развития
общества.
Часть чистого дохода направляется на
расширенное воспроизводство сферы материального
производства для создания децентрализованных
финансовых ресурсов, которые находятся
в распоряжении хозяйствующих субъектов
(предприятий, объединений, организаций),
т.е. формируются на микроуровне и используются
на затраты по расширению производства.
За счет децентрализованных финансовых
ресурсов финансируются:
расширение оборотных средств;
техническое перевооружение;
капитальные вложения;
мероприятия по охране природы;
обеспечение потребностей социального
характера и т. п.
Благодаря имеющимся децентрализованным
источникам предприятие имеет возможность
для расширения производства и более эффективной
деятельности на рынке.
Второй по величине источник формирования
децентрализованых финансовых ресурсов
-- амортизационные отчисления -- образуется
за счет стоимости основных производственных
фондов. Долговременный характер замещения
изношенных основных фондов накладывает
отпечаток на амортизационные отчисления:
в отличие от других элементов финансовых
ресурсов они в большей мере выполняют
функции восполнения и замещения, но поскольку
замещение изношенных основных фондов
происходит через длительный период, то
оно осуществляется на принципиально
новой технической основе. Назначение
амортизационного фонда здесь не ограничивается
ролью источника простого воспроизводства,
поскольку простое замещение на прежней
технико-технологической основе бессмысленно.
Наряду с чистым доходом амортизационные
отчисления наиважнейшие источники децентрализованных
источников. Эти денежные средства направляются
на новое строительство, реконструкцию,
расширение и модернизацию действующих
основных фондов, приобретение более производительного
оборудования и современных технологий.
Долговременный характер замещения основных
фондов предопределяет разрыв между первоначальной
стоимостью основных фондов, обеспечивающих
воспроизводство, и их материально-вещественным
содержанием. Амортизационный фонд становится
самостоятельным целевым источником финансирования
капитальных вложений на расширенной
основе. Отметим, что в условиях инфляции
меняется характер финансирования всего
воспроизводственного процесса.
Источниками формирования децентрализованных
финансовых ресурсов: экономия от снижения
стоимости строительно-монтажных работ;
работы выполняемые хозяйственным способом;
мобилизация внутренних ресурсов в строительстве;
прирост устойчивых пассивов;
выручка от реализации выбывшего и излишнего
имущества и др.
К поступлениям, которые формируют финансовые
ресурсы предприятий относят: амортизационные
отчисления, устойчивые пассивы, выручку
от реализации выбывшего имущества, целевые
поступления (за содержание детей в дошкольных
учреждениях и др.), средства полученные
за счёт мобилизации внутренних ресурсов
в строительстве, взносы членов трудового
коллектива, страховые возмещения по наступившим
рискам, ресурсы поступающие от концернов,
ассоциаций, отраслевых структур, средства
из бюджетов и внебюджетных фондов. В формировании
децентрализованных финансовых ресурсов
участвуют заемные и привлеченные средства
(кредиты банка, кредиторская задолженность,
средства, полученные от выпуска акций,
операций с другими ценными бумагами,
и др.).
Осуществление перечисленных затрат за
счет использования децентрализованных
финансовых ресурсов позволяет обеспечивать
денежными средствами процесс расширенного
воспроизводства на микроуровне. Такой
порядок объективен, он не зависит от форм
собственности.
В условиях рыночных отношений пропорции
распределения финансовых ресурсов должны
определять сами хозяйствующие субъекты.
В дореформенный период в Республике Беларусь
порядок формирования децентрализованных
денежных фондов финансовых ресурсов
у хозяйствующих субъектов довольно жестко
регламентировался государством (фонд
материального поощрения, фонд развития
производства, фонд социального развития
и жилищного строительства и др.).
Финансы домохозяйств -это денежные средства
граждан, которыми они располагают в рамках
отдельной экономической ячейки общества.
Такой ячейкой является домохозяйство.
Домохозяйство охватывает совместно проживающих
людей, ведущих общее хозяйство, поэтому
финансы домохозяйств — это денежные
отношения между гражданами, совместно
ведущими общее хозяйство. Они используются
в целях удовлетворения личных и семейных
потребностей и являются материальной
основной жизни граждан. Выделяют денежные
доходы и расходы домохозяйств.
Денежные доходы домохозяйств включают:
1) оплату труда членов семьи;
2) доходы от предпринимательской деятельности,
операций с личным имуществом и кредитно-финансовых
операций;
3) государственные пенсии, пособия, стипендии
и другие социальные трансферты.
Денежные расходы бюджета домохозяйств
подразделяются на три группы: 1) потребительские
расходы (покупка потребительских товаров,
товаров длительного пользования, оплата
услуг);
2) налоги, обязательные платежи и добровольные
взносы;
3) денежные накопления и сбережения.
Другая часть чистого дохода в соответствии
с сущностью финансов служит основным
источником формирования централизованных
финансовых ресурсов, которые являются
основой финансового обеспечения общегосударственных
потребностей, отражающих макроэкономический
уровень. В то время как децентрализованные
финансовые ресурсы представляют главную
форму обеспечения расширенного воспроизводства
непосредственно хозяйствующих субъектов,
то централизованные финансовые ресурсы
являются результатом перераспределения
главным образом чистого дохода через
налоговые и неналоговые платежи и отчисления.
Именно рост чистого дохода в основной
его форме выражения — прибыли — обусловливает
высокие или низкие темпы роста финансовых
ресурсов.