Бюджетный федерализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:58, курсовая работа

Краткое описание

Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя параграфы, заключения, приложение и библиографического списка. В каждой из глав автор старался показать понятие и сущность бюджетного федерализма, отличительные черты, проблемы, показать, что Россия старается следовать пути развития по германской модели бюджетного федерализма, понять на каких принципах основывается бюджетный федерализм. Поэтапно рассмотреть формирование бюджетного федерализма в России, а также рассмотреть особенности межбюджетных отношений в Пермском крае. Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма

Оглавление

Введение
1. Сущность бюджетного федерализма и его модели
1.1 Проблемы бюджетного федерализма: вертикальное и горизонтальное выравнивание
1.2 Модели бюджетного федерализма
1.3 Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом
2. Бюджетный федерализм в России
2.1 Этапы формирования бюджетного федерализма в России
2.2 Формы организации межбюджетных отношений в РФ
3. Особенности межбюджетных отношений в Пермском крае
3.1 Характеристика Пермского края
3.2 Критерии совершенствования межбюджетных отношений
3.3 Анализ состояния бюджетных отношений на основании методологии SWOT анализ
3.4 Способы совершенствования межбюджетных отношений
4. Вывод
5.Список литературы

Файлы: 1 файл

бюджетный федерализм.docx

— 76.37 Кб (Скачать)

3. Установление фонда  финансовой поддержки муниципальных  образований на уровне муниципалитета, вместо уровня региона. Фонды  финансовой поддержки формируются  на уровне субъекта, что приводит  к нерациональному перераспределению  денежных средств, а именно  оттоку денежных средств из  высокообеспеченных муниципалитетов  в низкообеспеченные. В результате чего финансовые потоки многократно проходят через бюрократическую машину, стимулируя коррупцию.

Создание фонда финансовой поддержки на уровне района приведёт к тому, что решение проблем  муниципалитетов будет проходить  значительно быстрее и менее  затратно.

4. Ориентир на городской  округ даёт наибольший индекс  бюджетной обеспеченности, что создаёт  условия для точного определения  состояния того или иного муниципалитета, т. к. городской округ экономически имеет больший потенциал, чем остальные муниципальные образования.

5. Законодательное установление  методики расчета трансфертов.  В соответствии с рекомендациями  министерства финансов, методики  расчёта трансфертов различны  для регионов. Если прийти к  единому стандарту расчета, то  результаты на местах будут  друг с другом сопоставимы,  эквивалентны и примерно одинаковы,  что облегчит работу по расчетам  бюджетной обеспеченности и будет  дополнительным стимулом к развитию, так как результаты конкурентной  борьбы регионов станут прозрачными  для сравнения.

6. Запуск системы определения  бюджетной обеспеченности по  налоговой базе, а не только  по среднедушевому доходу. Налоговая  оценка позволяет определять  эффективность работы чиновников  и муниципальных служащих.

Следует отметить, что данная методика значительно более эффективна в регионах без дотационных муниципалитетов. Однако её применимость для Пермского  края оправдана. Для внедрения методики необходима действующая налоговая статистика, которая в РФ существует только с 2009 года на основании данных по регионам. К рискам реализации стратегии относится возможность неэффективности системы в условиях массовости дотационных регионов. www.admin.permkrai.ru

Таким образом, формирование комплексной стратегии, основанной на работе с дотационными регионами, развитии связей с общественностью, установление ориентации на городские  округа и мониторинга эффективности  бюрократического аппарата могут повысить эффективность межбюджетных отношений  с точки зрения их стимулирующего влияния на развитие региона в  целом. Пути совершенствования межбюджетных отношений должны рассматриваться  в первую очередь как сфера, обеспечивающая социальную справедливость на основании  стимулирования экономического развития. Подобное восприятие бюджетных отношений  является конструктивным с позиции  развития региона по законам здоровой конкуренции. В таком ключе основным направлением межбюджетных отношений  становится адекватное оценивание трансфертной политики в целом и целевых  проектов для дотационных регионов в частности. Конкурентная ориентация бюджета означает необходимость  точной оценки упущенной выгоды от вложения денег в неперспективный  регион и вложения в перспективный  регион, так как в некоторых  случаях значительно выгоднее поддерживать муниципалитет на иждивении, так  как это окупается вложениями в прибыльные сферы.

Прозрачность налоговой  политики является не менее важным критерием позитивной эволюции межбюджетных отношений, так как осознанное восприятие направления налоговых сборов и  их специфики позволяет не только увеличить доход бюджета от налоговых  сборов, но и грамотно построить  свою стратегию частным предпринимателям, крупным компаниям и рядовым  гражданам, что в конечном итоге  поспособствует экономическому росту.

Политика борьбы с коррумпированностью  чиновников является модной традицией  государства любой эпохи. В классическом варианте эта политика выражается в  различных по уровню изощренности и  затратности методах мониторинга чиновников. Однако очевидным является тот факт, что зачастую сама бюрократическая машина создаёт условия, в которых оппортунистическое поведение становится оптимальным решением для человека, включённого в эту систему, и никакими методами мониторинга сложившуюся ситуацию не сломить. Поэтому наибольшей практической успешностью обладают методы, позволяющие изменить саму бюрократическую систему в сторону снижения потенциального оппортунизма. Для бюджетных отношений такими методами являются определение бюджетной обеспеченности по налоговой базе и установление фонда финансовой поддержки муниципальных образований на уровне муниципалитета.

Наиболее успешный вариант  развития межбюджетных отношений - это  рост их прозрачности и здравая оценка рисков.

Вывод

Бюджетный федерализм жизненно важен для интеграции Российского  государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием  регионов, разностью в их развитии.

С одной стороны бюджетный  федерализм - частный случай общего понятия федерализма и, с другой стороны - верхний уровень межбюджетных отношений, то есть отношений между  Российской Федерацией и ее субъектами, без участия муниципальных образований. Поэтому принципами бюджетного федерализма  являются как принципы федерализма, закрепленные в Конституции РФ, так  и принципы межбюджетных отношений, установленные Бюджетным кодексом.

Управляемая государством система  межбюджетных отношений (в том числе  и система отношений в сфере  бюджетного федерализма), должна нормально  функционировать таким образом, чтобы Российская Федерация и  субъекты РФ имели достаточно финансовых ресурсов для осуществления возложенных на них функций.

Необходимо так строить  отношения в сфере бюджетного федерализма, создать такие условия  субъектам Российской Федерации, чтобы  вхождение субъектов в федерацию  было выгодным, привлекательным и  не нарушало самостоятельность субъектов (принцип самостоятельности бюджетов). Для этого необходимо чётко законодательно разграничить расходы, обеспечить субъекты РФ собственными доходами в той мере, в какой они нуждаются, чтобы  профинансировать все свои расходы. И выделять финансовую помощь из федерального бюджета только действительно нуждающимся  субъектам РФ в целях горизонтального  выравнивания для обеспечения примерно одинакового уровня жизни населения  на всей территории России.

Разграничение расходов и  доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ не должно нарушать один из основных принципов  бюджетного федерализма - равенства всех субъектов в бюджетных взаимоотношениях с федеральным Центром. Это прекращение практики заключения двухсторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, предоставляющими дополнительные льготы и преимущества одним субъектам Российской Федерации по сравнению с другими, причем еще и с нарушением Конституции РФ. Эта мера также будет способствовать укреплению Федерации, прекращению противоборства между регионами.

Таким образом, бюджетный  федерализм можно определить как  систему бюджетных отношений  между федерацией и ее субъектами, которая позволяет в условиях равноправия субъектов РФ и самостоятельности  бюджетов субъектов РФ органично  сочетать интересы федерации с интересами ее членов. Фраза «органично сочетать интересы федерации с интересами ее членов» подразумевает, что бюджетный  федерализм дает возможность обеспечить интересы федерации и ее субъектов финансовыми ресурсами.

Задача любого государства, в том числе и России, - сделать  финансовую деятельность прозрачной, а это возможно только при наличии  прямых и обратных связей, где все  время следует сигнал о том, получены или нет субъектом РФ вовремя  и в полном объеме денежные средства из федерального бюджета, хватило ли этих средств или нет для вертикальной и горизонтальной сбалансированности в бюджетной системе.

Совершенствование порядка, форм и методов предоставления финансовой помощи в целях исключения субъективного  подхода к ее распределению. Предоставление финансовой помощи должно быть обусловлено  «прозрачностью» региональных бюджетов и бюджетной политики, переходом  на казначейскую систему исполнения, соблюдением федерального законодательства. Необходимо осуществить поэтапный  переход к нормативной оценке бюджетных потребностей регионов. Следует  усилить целевую направленность финансовой помощи, ответственность  за ее рациональное использование. По мере расширения инвестиционных возможностей федерального бюджета финансовая поддержка  должна все в большей степени  ориентироваться на выравнивание сложившихся  территориальных диспропорций в  уровне социально-экономического развития. Решение проблем бюджетного федерализма  в конечном итоге позволит стабилизировать  российскую государственность, повысить управляемость и объективность  нашей рыночной экономической системы.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской  федерации (№145-ФЗ от 17.07.1998 г., с изм. от 02.11.2007 №247-ФЗ). - М.: Издательство «Омега - Л», 2008.

2. Пермский край - территория  конкурентного развития: учеб.-метод. Пособие / Под науч. Ред. Букиной Т.В., Зуевой Е.Л. - 3-е изд., расш. и перераб. - Пермь, 2008.

3. Марченко Г.В., Мачульская О.В. Финансовые механизмы межрегионального выравнивания // Финансы и кредит. 2000. №1.

4. Сайдель Б., Веспер Д. Бюджетный федерализм: сравнительный анализ по странам. М., 2005.

5. Финансы: учебник / Под ред. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.

6. Экономический словарь.  Под ред. А.И. Архипова, ТК «Велби», издательство «Проспект», 2004 г.

7. www. studyspace.ru

8. www.admin.permkrai.ru

9. www.budgetrf.ru

10. http://permstat.gks.ru/perepis10/press


Информация о работе Бюджетный федерализм