Бюджетный федерализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:58, курсовая работа

Краткое описание

Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя параграфы, заключения, приложение и библиографического списка. В каждой из глав автор старался показать понятие и сущность бюджетного федерализма, отличительные черты, проблемы, показать, что Россия старается следовать пути развития по германской модели бюджетного федерализма, понять на каких принципах основывается бюджетный федерализм. Поэтапно рассмотреть формирование бюджетного федерализма в России, а также рассмотреть особенности межбюджетных отношений в Пермском крае. Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма

Оглавление

Введение
1. Сущность бюджетного федерализма и его модели
1.1 Проблемы бюджетного федерализма: вертикальное и горизонтальное выравнивание
1.2 Модели бюджетного федерализма
1.3 Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом
2. Бюджетный федерализм в России
2.1 Этапы формирования бюджетного федерализма в России
2.2 Формы организации межбюджетных отношений в РФ
3. Особенности межбюджетных отношений в Пермском крае
3.1 Характеристика Пермского края
3.2 Критерии совершенствования межбюджетных отношений
3.3 Анализ состояния бюджетных отношений на основании методологии SWOT анализ
3.4 Способы совершенствования межбюджетных отношений
4. Вывод
5.Список литературы

Файлы: 1 файл

бюджетный федерализм.docx

— 76.37 Кб (Скачать)

Примечательно, что впервые  за весь период существования Российской Федерации было принято решение  о законодательном определении  на федеральном уровне общих для  всей бюджетной системы принципов  и механизмов организации межбюджетных отношений, в том числе на уровне субъектов РФ и муниципальных  образований различных типов.

Так, Бюджетным кодексом РФ закрепляются:

- перечни налоговых доходов для всех видов бюджетов;

- расходные обязательства  всех уровней государственной  власти и местного самоуправления;

- формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Большое внимание в настоящее  время уделяется системе межбюджетных трансфертов, в основу построения которой  положено образование различных  фондов. При этом порядок образования  и распределения средств фондов должен утверждаться законодательно на долговременной основе, что позволит создать четкие «правила игры» для  всех участников межбюджетных отношений.

2.2 Формы организации  межбюджетных отношений в РФ

Организация межбюджетных отношений  строится на основе распределения всех доходов на собственные и регулирующие и путем предоставления различных  форм финансовой помощи.

Финансовая помощь - это  денежные средства, которые предоставлены  из вышестоящих бюджетов в нижестоящие, во-первых, для покрытия недостатка собственных регулирующих доходов, и, во-вторых, для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности и уровня потребления государственных  услуг.

Финансовая помощь может  также предоставляться на финансирование отдельных целевых расходов. К  таким расходам относится финансирование федеральных целевых программ, которые  имеют совместные источники финансирования из разных бюджетов. Сюда же относятся  капитальные расходы, и расходы, передаваемые из бюджетов других уровней. Финансовая помощь может быть предоставлена  также на финансирование кассовых разрывов.

Основные виды финансовой помощи:

Дотации. Это бюджетные  средства, предоставляемые другому  бюджету на безвозмездной и безвозвратной  основе для покрытия текущих расходов при недостаточности собственных  доходов. Эти средства выделяются в  основном на выравнивание минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов  РФ и муниципальных образований.

Субвенции. Это бюджетные  средства, предоставляемые другому  бюджету на безвозмездной и безвозвратной  основе для осуществления целевых  расходов.

Субсидии. Это бюджетные  средства, предоставляемые другому  бюджету на безвозмездной и безвозвратной  основе для финансирования целевых  расходов на условиях долевого участия.

Целевые бюджетные кредиты. Это бюджетные средства, которые  предоставляются другим бюджетам для  передачи их юридическим лицам на возвратной возмездной основе для покрытия целевых расходов, предусмотренных  программами кредитования.

Бюджетные ссуды. Это бюджетные  средства, которые предоставляются  другим бюджетам на возвратной и безвозмездной  или возмездной основе для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих  при исполнении бюджетов.

Начиная с 2003 года финансовая помощь стала предоставляться только из специальных фондов. Таких фондов в настоящее время четыре в федеральном бюджете:

1. Фонд финансовой поддержки  субъектов РФ. Из него предоставляются  дотации в региональные бюджеты  на покрытие недостатка в доходах,  а также из него выплачиваются  субвенции и субсидии отдельным видам региональных бюджетов для финансирования мероприятий, предусмотренных федеральным законодательством и федеральным бюджетом.

2. Фонд регионального  развития. Из этого фонда выплачиваются  субвенции и субсидии для финансирования  капитальных расходов региональных  бюджетов, уставленных федеральными  целевыми программами. А также  в этом фонде предусмотрены  субвенции и субсидии по целевым  программам субъектов РФ при  недостатке у них собственных  средств.

3. Фонд компенсаций. Из  него выдаются также субвенции  и субсидии для обеспечения  гарантий, установленных гражданам  РФ в федеральных законах о  государственных пособиях на  детей, о ветеранах и др.

4. Фонд развития региональных  финансов. Он создан для финансирования  отдельных субъектов РФ, которые  наиболее эффективно проводят  экономическую реформу и реформу  бюджетной системы. Источником  этого фонда являются средства, которые выделяются международным  банком реконструкции и развития. Средства распределяются на конкурсной  основе среди субъектов РФ. Как  правило, это ежегодно не более  5-8 субъектов РФ. www.studyspace.ru

3. Особенности межбюджетных отношений в Пермском крае

В период кризисных изменений  наиболее актуальными становятся вопросы  финансового характера, тем более  столь масштабные и социально  значимые как тренды развития межбюджетных отношений. Для Пермского края значимость этого вопроса усиливается тем, что 1 декабря 2005 года в соответствии с результатами референдума произошло  объединение Пермской области и  Коми - Пермяцкого автономного округа в новую структурную единицу - Пермский край, что, безусловно, внесло свои изменения в структуру бюджетных  отношений и систему соподчинений на региональном уровне. Продолжение  государственного процесса - экспериментального изменения бюджетного законодательства привело к качественным изменениям на федеральном законодательном  уровне, что практически выразилось в закреплении за регионами политики повышения конкурентоспособности  с учётом реализации социальной функции  бюджетных отношений - поддержки  менее эффективных муниципалитетов  через выравнивание бюджетной обеспеченности.

Таким образом, изменение  федерального законодательства, структуры  региона и кризисные изменения  мировой экономики делают разработку методов повышения эффективности  межбюджетных отношений стратегической проблемой Пермского края.

Межбюджетные  отношения - это взаимоотношения между Пермским краем и муниципальными образованиями по вопросам организации и осуществления бюджетного процесса в Пермском крае. Цель межбюджетных отношений - стимулирование муниципальных образований к развитию экономического и налогового потенциала территорий, их инвестиционной активности, выравнивание уровней развития территорий, финансовое обеспечение возможности равного доступа к бюджетным услугам для всех жителей Пермского края.

По сути своей бюджетные  отношения являются инструментарием  финансовых отношений между территориальными единицами. Т. о., особенности бюджетных  отношений чаще всего являются следствием из территориального устройства, социальной структуры и экономического уровня этих территориальных единиц, которые  и формируют финансовую основу, по поводу которой возникают бюджетные  отношения. Вследствие чего анализ бюджетных  отношений и стратегии их развития должен проводиться на основе фактического материала о развитии региона.

Образование Пермского края 1 декабря 2005 года, несомненно, послужило  важным сигналом грядущих перемен в  федеративном устройстве всей страны. Одной из главных задач, которую  необходимо решить в ходе укрупнения, является уход от дотационности путем создания экономически сильного, способного «прокормить» себя субъекта. Вместо одного региона-донора (Пермская область) и одного региона-реципиента (Коми-Пермяцкий автономный округ) - появился единый самодостаточный субъект Федерации.

Одно из конкурентных преимуществ  Коми-Пермяцкого автономного округа - переработка леса, все усилия направляются на то, чтобы в округ пришел бизнес. Естественно, на повестке дня находятся  вопросы создания в округе новых  видов производства. В частности  есть идея формирования в округе неких  «точек роста», а также создания на его территории на определенное время особого экономического режима, способствующего росту здесь реального сектора экономики.

Разумеется, интеграционный процесс окажет воздействие и  на областную экономику. Причем одновременно по двум направлениям. С одной стороны  наличие в краевом бюджете  нового и крупного реципиента со значительным количеством проблем вызовет  немалые дополнительные затраты. Однако здесь выручает то, что процент  населения проблемной территории невелик  и составляет всего 1/20 областного.

Ключевым вопросом в решении  экономических задач является скорость процессов выравнивания уровней  социально-экономического развития.

Создание Пермского края требует изменения принципов  построения бюджета. Появилась первая особенность в формировании межбюджетных отношений. До 2008 года Коми-Пермяцкий  автономный округ в полном объеме продолжал получать дотации из федерального бюджета в размере 1 млрд. рублей. Начиная с 2009 года в межбюджетных отношениях с Российской Федерацией бюджет Пермского края учитывается как бюджет единой территории.

3.1 Характеристика Пермского края

Пермский край разделен на 48 муниципальных образований первого  уровня - 42 муниципальных района и 6 городских округов. В состав Пермского  края также входит территория с особым статусом - Коми-Пермяцкий округ.

По предварительным данным Всероссийской переписи 2010 года по Пермскому краю учтено 2 млн. 635,8 тысячи человек, в том числе 1 млн. 975,9 тысячи - городские жители (75%) и 659,9 тыс. - сельские (25%). Население региона размещено в 33 районах, 25 городах, 30 поселках городского типа и 3644 сельских населенных пунктах.

Предварительные результаты Всероссийской переписи населения 2010 года не выявили положительных  тенденций в Пермском крае. По сравнению  с данными переписи населения 2002 года население края сократилось  на 183,6 тыс. человек (на 6,5%). Пермь потеряла статус города-миллионника, число постоянных жителей краевой столицы составило 991,5 тысяч человек.

За последние 8 лет за счет естественной убыли край потерял 115 тысяч человек, миграционный отток составил 1103 человека. На снижение численности городского населения повлияли административно-территориальные изменения: 13 поселков городского типа изменили свой статус и стали сельским поселками. Наиболее резкое падение численности населения отмечено сразу на нескольких территориях Прикамья. Более 20% своего населения потеряли Гремячинский, Кизеловский и Чердынский районы. Сильно сократилось количество жителей в Кудымкаре и в Губахинском, Еловском, Красновишерском, Октябрьском районах. Рост численности населения был отмечен только в Пермском и Усольском районах.

Изменилась половая структура  населения, ухудшилось соотношение  мужского и женского населения. Перепись 2010 года показала превышение на 18% численности  женского населения, что в абсолютном выражении составило 217,6 тыс. человек, тогда как в 2002 году превышение составило 208,0 тысяч. Так на 1000 мужчин в крае приходится 1180 женщин.

Рассмотрим  основные характеристики экономического развития Пермского края.

Пермский край - высокоразвитый промышленный регион и входит в число  «опорных» регионов РФ. По объемам  валового регионального продукта региона  находится на 12-м месте в РФ. Пермский край входит в число немногочисленных регионов - доноров, занимая 10-е место  по сумме налоговых отчислений в  бюджетную систему страны - 2% от общероссийских поступлений.

Отраслями специализации  являются широкий спектр отраслей промышленности, ключевыми из которых являются: добыча и переработка нефти, химическая промышленности, лесопромышленный комплекс. (Приложение 4)

Пермский край располагает  богатым природно-ресурсным потенциалом, основу которого составляет минерально-сырьевые ресурсы. Является значимым энергопроизводителем, занимая 7-е место в стране по производству электроэнергии. Доля электроэнергии, поставляемой за пределы региона, составляет 18%. Пермский край является одним из немногих регионов, где сохраняется резерв генерируемых мощностей в условиях прогнозируемого энергодефицита.

В Пермском крае быстрорастущий, ёмкий внутренний рынок. По обороту  розничной торговли в расчете  на одного человека край занимает 15-е  место в РФ.

Пермский край имеет высокую  разность экономического развития входящих в состав регионов. Это усложняет  развитие Пермского края в целом. Для роста необходимо повышать уровни инфраструктуры, финансового и муниципального обслуживания населения, увеличение рабочих  мест и так далее. Для реализации проектов развития, прежде всего, необходимо совершенствовать пути межбюджетных отношений  как внутренних, так и внешних.

В настоящее время выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных  образований Пермского края производится как через закрепления за ними части федеральных и региональных налогов, так и через систему  межбюджетных трансфертов.

Налоговая база на территории Пермского края распределена неравномерно. Но в целях обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных районов и городских округов руководством края было принято решение закрепить часть основных налогов по единым нормативам отчислений: по налогу на доходы физических лиц из региональных 70% будет передано 15%, 70% налога на имущество организации и 100% транспортного налога.

Безусловно, только закреплением налогов проблему выравнивания бюджетной  обеспеченности территорий не решить, поэтому еще используется система  межбюджетных трансфертов.

За каждым видом дохода в законе о бюджете закреплен  так называемый администратор доходов. Его функция, с одной стороны, планировать данные доходы, учитывать  их поступление, с другой - контролировать поступления и активно влиять на их собираемость.

Расходная часть формируется  в соответствии с принятыми соответствующими публично-правовым образованием в пределах его полномочий расходными обязательствами.

Что касается разграничения  полномочий, то все государственные  полномочия закреплены за тем или  иным уровнем государственной власти законами РФ. Это жесткое разграничение  определяет четкую систему полномочий в РФ и является гарантом порядка.

Информация о работе Бюджетный федерализм