Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:08, курсовая работа
Цель данной курсовой работы исследование понятия государственного бюджета, его доходов и расходов, формулирование основных понятий, определение причин и экономических и социальных последствий дефицита государственного бюджета.
Исходя из поставленной цели, определяем следующие задачи:
- рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
- проанализировать причины возникновения бюджетного дефицита;
- изучить особенности развития бюджетного дефицита в РБ;
Введение…………………………………………………………………………......5
Глава1. Понятие бюджетного дефицита, причины его возникновения…………7
1.1 Понятие бюджетного дефицита……………………………………………......7
1.2 Причины возникновения бюджетного дефицита……………………………10
1.3 Экономические последствия бюджетного дефицита…………………….....14
Глава 2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………..16
2.1. Развитие бюджетного дефицита в бывшем СССР………………………….16
2.2. Развитие бюджетного дефицита в РБ………………………………………..18
Глава 3. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета…………………………………………………………………………….22
3.1. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития………………………………………………….22
3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета…………………………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованных источников…………
o решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
o импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;
o поддержки экономических реформ.[6]
Средства,
полученные от размещения на внешних
финансовых рынках государственных
ценных бумаг в качестве государственных
долговых обязательств, формирующих
внешний государственный долг, могут
использоваться только для покрытия
дефицита республиканского бюджета
и (или) пополнения валютных резервов Республики
Беларусь. В Республике Беларусь действует
единая система регистрации внешних
государственных займов и учета
внешнего государственного долга. Учет
внешнего государственного долга и
регистрация внешних
Эффективная
реализация и своевременное исполнение
обязательств по внешним государственным
займам обеспечиваются административными
и экономическими методами государственного
регулирования. Правительство Республики
Беларусь и Национальный банк Республики
Беларусь принимают меры по созданию
условий для эффективной
В Беларуси большое число нерентабельных предприятий. Оно достигло уже 46 % от общего количества предприятий народного хозяйства, а в сельском хозяйстве – 74%. Образующееся устойчивое сальдо по счёту у многих белорусских предприятий свидетельствует о серьёзной проблеме хронического недостатка оборотных средств для осуществления в первую очередь текущих расчётов по обязательствам предприятий со своими партнёрами.[1]
В конкурентной рыночной экономике любое предприятие обязано, согласно правилам конкурентного рынка, нести ответственность за взятые на себя обязательства перед всеми своими кредиторами. Тем самым оно поставлено в такие рамки, которые вынуждают его работать обязательно в условиях жёстких бюджетных ограничений, т.е. покрывать имеющиеся расходы получаемыми доходами.
Главное отличие белоруской экономики от конкурентной заключается в двух принципиальных обстоятельствах. Во-первых, В Беларуси государство установило неодинаковые правила деятельности по отношению к предприятиям различных форм собственности. Во-вторых, и для оценки результатов деятельности предприятий различных форм собственности существуют также разные критерии. В соответствии с такими подходами государство выработало эксклюзивную систему субсидиарной плохо работающих предприятий нечастного сектора экономики. Всё это привело к целенаправленному созданию перераспределительной системы, через которую движение финансовых и натуральных ресурсов происходит от хорошо работающих предприятий к плохо работающим.
В
Беларуси отсутствует рыночное правило,
в соответствии с которым каждое
предприятие должно оплачивать свои
обязательства перед
Помимо неденежных форм, «развязывающих» неплатежи, большую роль в этом процессе играют банковские и финансовые векселя. Однако этот способ не пользуется популярностью, к нему проявляется недоверие.
Воздействие бюджетного дефицита на экономику в решающей степени определяется способом его финансирования. Аналитические классификации способов финансирования могут быть различными - внутреннее и внешнее, добровольное и обязательное, банковское и небанковское, инфляционное и неинфляционное. Последняя классификация представляется наиболее значимой с макроэкономической точки зрения, так как практика свидетельствует о том, что ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не является полностью неинфляционным и не имеет абсолютных преимуществ перед остальными.
При разработке стратегий бюджетно-налоговой политики необходимо оценивать возможные результаты с точки зрения динамики уровня инфляции, величины “эффекта вытеснения” и состояния платежного баланса при сопоставлении следующих основных вариантов финансирования бюджетного дефицита:
В
случае монетизации дефицита (то есть
внутреннего банковского
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах – например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. Дефицит госбюджета, который непосредственно финансируется Центральным банком, оказывает сильное отрицательное воздействие на платежный баланс, поскольку происходит рост предложения денег, и на руках населения накапливается избыток наличных средств. [17]
Монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны.
Внутреннее
долговое финансирование бюджетного дефицита
нередко рассматривается как
антиинфляционная альтернатива монетизации.
Однако этот способов не устраняет
угрозы роста инфляции, а только
создает временную отсрочку для
него. Если облигации государственного
займа размещаются среди
Внешнее льготное финансирование бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) является наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказываться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием использованием ресурсов. [16]
Использование
внешнего долгового финансирования
бюджетного дефицита оказывается относительно
эффективным, когда уровень внутренних
процентных ставок превышает среднемировой
и имеется возможность
Необходимо
для нивелирования
Доходы
бюджета сектора
Доходы республиканского бюджета составили 11,6 трлн. рублей, или 12,5 процента уточненного годового плана.
За
январь-февраль 2012 года поступление
НДС составило 6,9 трлн. рублей, или 14,6
процента уточненного годового плана.
Налога на прибыль поступило 1,2 трлн.
рублей, или 8,3 процента уточненного
годового плана. Акцизы поступили в
сумме 1,4 трлн. рублей, или 12,8 процента
уточненного годового плана. Доходы
от внешнеэкономической
Рис. 2. Структурная схема бюджета 2012 г.
По состоянию на 1 марта 2012 года задолженность по налогам и сборам составила 113,3 млрд. рублей и снизилась за февраль 2012 года на 25,3 млрд. рублей.
Расходы
бюджета сектора
Расходы республиканского бюджета составили 12,5 трлн. рублей, или 13,4 процента уточненного годового плана.
Расходы
на общегосударственную
Дефицит
бюджета сектора
Дефицит республиканского бюджета составил 0,9 трлн. рублей, или -1,3 процента к ВВП. [20]
Таблица 1. Доходы республиканского бюджета 2012 г.
|
В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры ни применялись. [20]
В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов.
Выводы: Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:
1. повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов — основного источника увеличения доходов бюджета;
2. дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведения рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности (имеется в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование);