Бюджетный дефицит и пути его сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы исследование понятия государственного бюджета, его доходов и расходов, формулирование основных понятий, определение причин и экономических и социальных последствий дефицита государственного бюджета.
Исходя из поставленной цели, определяем следующие задачи:
- рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
- проанализировать причины возникновения бюджетного дефицита;
- изучить особенности развития бюджетного дефицита в РБ;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………......5
Глава1. Понятие бюджетного дефицита, причины его возникновения…………7
1.1 Понятие бюджетного дефицита……………………………………………......7
1.2 Причины возникновения бюджетного дефицита……………………………10
1.3 Экономические последствия бюджетного дефицита…………………….....14
Глава 2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………..16
2.1. Развитие бюджетного дефицита в бывшем СССР………………………….16
2.2. Развитие бюджетного дефицита в РБ………………………………………..18
Глава 3. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета…………………………………………………………………………….22
3.1. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития………………………………………………….22
3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета…………………………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

курсовая ТЕОР ФИН.docx

— 256.86 Кб (Скачать)

     o     решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

     o     импорта сырья,  энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

     o     поддержки экономических реформ.[6]

     Средства, полученные от размещения на внешних  финансовых рынках государственных  ценных бумаг в качестве государственных  долговых обязательств, формирующих  внешний государственный долг, могут  использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета  и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь. В Республике Беларусь действует  единая система регистрации внешних  государственных займов и учета  внешнего государственного долга. Учет внешнего государственного долга и  регистрация внешних государственных  займов осуществляются Министерством  финансов Республики Беларусь.[1]

     Эффективная реализация и своевременное исполнение обязательств по внешним государственным  займам обеспечиваются административными  и экономическими методами государственного регулирования. Правительство Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь принимают меры по созданию условий для эффективной реализации и своевременного исполнения обязательств по внешним государственным займам.

     В Беларуси большое число нерентабельных предприятий. Оно достигло уже 46 % от общего количества предприятий народного  хозяйства, а в сельском хозяйстве – 74%. Образующееся устойчивое сальдо по счёту у многих белорусских предприятий свидетельствует о серьёзной проблеме хронического недостатка оборотных средств для осуществления в первую очередь текущих расчётов по обязательствам  предприятий со своими партнёрами.[1]

     В конкурентной рыночной экономике любое  предприятие обязано, согласно правилам конкурентного рынка, нести ответственность  за взятые на себя обязательства перед  всеми своими кредиторами. Тем самым  оно поставлено в такие рамки, которые вынуждают его работать обязательно в условиях жёстких  бюджетных ограничений, т.е. покрывать  имеющиеся расходы получаемыми доходами.

     Главное отличие белоруской экономики от конкурентной заключается в двух принципиальных обстоятельствах. Во-первых, В Беларуси государство установило неодинаковые правила деятельности по отношению к предприятиям различных  форм собственности. Во-вторых, и для  оценки результатов деятельности предприятий  различных форм собственности существуют также разные критерии. В соответствии с такими подходами государство  выработало эксклюзивную систему субсидиарной плохо работающих предприятий нечастного сектора экономики. Всё это привело  к целенаправленному созданию перераспределительной  системы, через которую движение финансовых и натуральных ресурсов происходит от хорошо работающих предприятий к плохо работающим.

     В Беларуси отсутствует рыночное правило, в соответствии с которым каждое предприятие должно оплачивать свои обязательства перед кредиторами  в срок, т.е. должники не наказываются. Мягкость бюджетных ограничений  огосударствленных предприятий  приводит к тому, что у них образуется постоянная нехватка доходов для  покрытия расходов. [16]

     Помимо  неденежных форм, «развязывающих» неплатежи, большую роль в этом процессе играют банковские и финансовые векселя. Однако этот способ не пользуется популярностью, к нему проявляется недоверие.

     Воздействие бюджетного дефицита на экономику в  решающей степени определяется способом его финансирования. Аналитические классификации способов финансирования могут быть различными - внутреннее и внешнее, добровольное и обязательное, банковское и небанковское, инфляционное и неинфляционное. Последняя классификация представляется наиболее значимой с макроэкономической точки зрения, так как практика свидетельствует о том, что ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не является полностью неинфляционным и не имеет абсолютных преимуществ перед остальными.

     При разработке стратегий бюджетно-налоговой  политики необходимо оценивать возможные  результаты с точки зрения динамики уровня инфляции, величины “эффекта вытеснения”  и состояния платежного баланса  при сопоставлении следующих основных вариантов финансирования бюджетного дефицита:

  • кредитно-денежной эмиссии (монетизации);
  • долгового финансирования (внутреннего и внешнего);
  • увеличения налоговых поступлений.

     В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж –  доход государства от печатания  денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над  темпом роста реального ВВП, что  приводит к повышению среднего уровня цен.

     Монетизация дефицита государственного бюджета  может не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляется в других формах – например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. Дефицит госбюджета, который непосредственно финансируется Центральным банком, оказывает сильное отрицательное воздействие на платежный баланс, поскольку происходит рост предложения денег, и на руках населения накапливается избыток наличных средств. [17]

     Монетизация дефицита государственного бюджета  обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны.

     Внутреннее  долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как  антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способов не устраняет  угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для  него. Если облигации государственного займа размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное давление окажется слабее, чем при  их размещении в Центральном банке.

     Внешнее льготное финансирование бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных  субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными  сроками погашения) является наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает  негативного воздействия на экономику, но и может оказываться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием использованием ресурсов. [16]

     Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой  и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс.

     Необходимо  для нивелирования отрицательных  последствий бюджетного дисбаланса разработать государственную программу  сокращения бюджетного дефицита. При  разработке программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой  опыт. В мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется такая форма, как привлечение в страну иностранного капитала. С его помощью решается несколько задач, не только фискального, но и экономического характера:

      • сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений;
      • расширяется база для производства товаров и услуг;
      • появляется новый налогоплательщик;
      • улучшается состояние платежного баланса.

     Доходы  бюджета сектора государственного управления за январь-февраль 2012 года сложились в сумме 26,0 трлн. рублей, или 13,6 процента уточненного годового плана. [20]

     Доходы  республиканского бюджета составили 11,6 трлн. рублей, или 12,5 процента уточненного  годового плана.

     За  январь-февраль 2012 года поступление  НДС составило 6,9 трлн. рублей, или 14,6 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 1,2 трлн. рублей, или 8,3 процента уточненного  годового плана. Акцизы поступили в  сумме 1,4 трлн. рублей, или 12,8 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 2,9 трлн. рублей, или 11,6 процента уточненного годового плана. Поступления  в Фонд социальной защиты населения  составили 7,3 трлн. рублей, или 15,3 процента уточненного годового плана. [20]

     

     Рис. 2. Структурная схема бюджета 2012 г.

     По  состоянию на 1 марта 2012 года задолженность  по налогам и сборам составила 113,3 млрд. рублей и снизилась за февраль 2012 года на 25,3 млрд. рублей.

     Расходы бюджета сектора государственного управления за январь-февраль 2012 года составили 26,4 трлн. рублей, или 13,8 процента уточненного годового плана.

     Расходы республиканского бюджета составили 12,5 трлн. рублей, или 13,4 процента уточненного  годового плана.

     Расходы на общегосударственную деятельность составили 3,6 трлн. рублей (10,4 процента), на финансирование национальной экономики  – 3,7 трлн. рублей (14,1 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 16,0 трлн. рублей (14,9 процента).

     Дефицит бюджета сектора государственного управления за январь-февраль 2012 года составил 0,3 трлн. рублей, или -0,5 процента к ВВП.

     Дефицит республиканского бюджета составил 0,9 трлн. рублей, или -1,3 процента к ВВП. [20]

     Таблица 1. Доходы республиканского бюджета 2012 г.

млрд. рублей
Показатели Уточненный план  
2012 года
Исполнено  
  за январь-февраль 
В % к уточненному 
годовому плану
  Всего Республиканский бюджет Всего Республиканский бюджет Всего Республиканский бюджет
Всего доходов  191684,2 92773,9 26038,1 11595,6 13,6 12,5
из  них:            
- налог  на прибыль  142279,0 4760,6 1179,5 425,2 8,3 8,9
- налог  на добавленную стоимость  47133,1 33426,5 6903,3 4884,3 14,6 14,6
- акцизы  11337,2 11337,2 1448,0 1448,0 12,8 12,8
- доходы  от внешнеэкономической деятельности  25377,8 25377,8 2942,1 2942,1 11,6 11,6
- поступления  в Фонд социальной защиты населения 47550,9 x 7262,3 x 15,3 x
Всего расходов 190501,4 92773,9 26352,2 12461,3 13,8 13,4
из  них:            
- общегосударственная  деятельность  34674,7 44178,7 3595,5 6024,1 10,4 13,6
- национальная  экономика  26012,7 17049,6 3677,5 1990,7 14,1 11,7
- расходы  на финансирование социальной  сферы (социальная политика, образование,  здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства  массовой информации, Фонд социальной  защиты населения)  106975,9  18968,8 15973,6   
2855,3  14,9 15,1
Превышение  доходов над расходами (+),  
Дефицит (-)
1182,8   
 
0,0 
 
 
-314,1
 
 
-865,7
   

       В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры ни применялись. [20]

     В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует  включить такие, которые, с одной  стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов.

     Выводы: Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:

     1. повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов — основного источника увеличения доходов бюджета;

     2. дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведения рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности (имеется в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование);

  1. расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, побуждать предприятия к повышению производительности труда, рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов, изысканию резервов роста эффективности производства — основы увеличения доходов бюджета;
  2. развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти. Необходимо провести тщательные расчеты возможностей развития регионов в максимальной степени за счет собственных средств;
  3. оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом, и в первую очередь — направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;
  4. обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;
  5. составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
  6. развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;
  7. принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет;

Информация о работе Бюджетный дефицит и пути его сокращения