Бюджетный дефицит и пути его сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы исследование понятия государственного бюджета, его доходов и расходов, формулирование основных понятий, определение причин и экономических и социальных последствий дефицита государственного бюджета.
Исходя из поставленной цели, определяем следующие задачи:
- рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
- проанализировать причины возникновения бюджетного дефицита;
- изучить особенности развития бюджетного дефицита в РБ;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………......5
Глава1. Понятие бюджетного дефицита, причины его возникновения…………7
1.1 Понятие бюджетного дефицита……………………………………………......7
1.2 Причины возникновения бюджетного дефицита……………………………10
1.3 Экономические последствия бюджетного дефицита…………………….....14
Глава 2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………..16
2.1. Развитие бюджетного дефицита в бывшем СССР………………………….16
2.2. Развитие бюджетного дефицита в РБ………………………………………..18
Глава 3. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета…………………………………………………………………………….22
3.1. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития………………………………………………….22
3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета…………………………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

курсовая ТЕОР ФИН.docx

— 256.86 Кб (Скачать)

 

2.2 РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     Республика  Беларусь в начале 90-х годов столкнулась  с огромным размером дефицита государственного бюджета. Он не был связан с приобретением  суверенитета государства, а явился лишь выражением общего состояния экономики  и Государственного бюджета СССР, в составе которого долгое время  находился.

     Отсутствие  глубоких научных разработок в отечественной  экономической науке о возникновении, развитии и социально-экономических  последствиях бюджетного дефицита явилось  причиной того, что прежние экономические  ведомства страны оказались не подготовленными  к управлению бюджетным дефицитом.

     В экономической литературе этого  периода бюджетный дефицит рассматривался как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, и в доказательство этому бюджет планировался с профицитом.

     Это было возможно благодаря тому, что  в 60—70-х и начале 80-х годов относительно стабильное положение государственного бюджета обеспечивалось неоправданным  изъятием части прибыли хозяйственных  органов в виде свободного остатка  прибыли, поступлениями от реализации винно-водочной продукции, увеличением доходов от внешней торговли при одновременном снижении удельного веса расходов на социально-культурную сферу: к 1985 г. доля расходов на здравоохранение и просвещение упала ниже уровня 1940 г. [16]

     К 1990 г. доля группы А в промышленном производстве возросла до 85% против 55% в промышленно развитых странах. На тяжелую промышленность приходилось 90% стоимости промышленно-производственных основных фондов, а на легкую — 3,7%, пищевую  — 6,3%. Производство ради производства привело к дисбалансам в экономике.

     Этот  процесс подкреплялся растущим объемом  дотаций в народное хозяйство  из государственного бюджета, которые  опережали темпы роста самого бюджета.

     На  увеличение масштабов финансирования народного хозяйства существенное влияние оказал рост капиталовложений.

     В то же время мероприятия по реализации социальной политики в СССР (повышение  заработной платы, пенсий, пособий, обеспечение  учреждений социальной сферы) потребовали  осуществления дополнительных расходов, которые не были подкреплены реальными  финансовыми ресурсами.

     В  Республике  Беларусь  бюджетный  дефицит стал  планироваться с  1991 г., когда  его  размер  был  определен в 3,7 млрд. р., что  составило 11,6%  ко  всем  расходам. Однако фактически  бюджет  был  исполнен  с  профицитом в  сумме 1,5 млрд. р.  В  основном это  объясняется  тем,  что в 1991 г. Беларусь была   объявлена  суверенной республикой  и  большинство  доходов  осталось  в  ее распоряжении,   но   государственный бюджет  на  1991 г.  все еще  предусматривал  выделение  дотаций республике.  С  течением времени абсолютное  значение бюджетного  дефицита  возросло. Эти  данные  указывают  на  рост  абсолютного значения  бюджетного  дефицита—с 19,4 млн. р. в 1992 г. до 276371,5 млн. р. в  2001 г.  В  процентам  к  доходам  республиканского  бюджета  размер  дефицита  изменялся  от 10,8 в 1992 г. до 4,8% в 2001 г.  и  к  расходам ,  соответственно, с 9,8 до 4,6%.  Максимальной  отметки  бюджетный  дефицит  достиг  в 1993-1994 гг.—17-18%  к  доходам  бюджета. Почти  до  такого же  уровня он  поднялся  и  в 1999 г.: 16,9%  к  объему  доходов  бюджета и  14,4%  к  объему  расходов.      

     В 2000 году  дефицит бюджета составил 55,4 млрд. руб., к расходам и доходам  государственного бюджета  он составил 1,7%, к ВВП 0,6%.   Уровень финансовых средств в бюджетной системе  Беларуси в 2001 г. не претерпел значительных изменений. Удельный вес доходов  бюджета в объеме валового внутреннего  продукта составил 34,5% против 33,4% в 2000 г. Покрытие дефицита н осуществлялось, в основном, за счет внутренних источников. Таким образом, доходы составляли  3223,2 млрд. р. (возросли в 2,1 раза), расходы  соответственно равнялись  3471 млрд. р. (в 2,1 раз выше прошлогоднего). Дефицит  бюджета  был равен  247,8 млрд. р. (1,6% от ВВП). [11]

      Так, по итогам 2003 года наблюдается суммарное превышение расходов консолидированного бюджета над доходами  в размере 584,4 млрд. рублей, что составило 1,6% к ВВП. При этом  республиканский бюджет сведен с дефицитом в 579,6 млрд.рублей, а местные –с дефицитом в 4,8 млрд. рублей. Обратимся к рисунку1.  
 
 
 
 
 

Рис. 1. Дефицит  консолидированного бюджета за 1996-2003 годы, в процентах к ВВП.

     Выводы: Очевидно, что после распада СССР Беларуси досталась практически разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных финансов, в том числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год.

 

Глава 3. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА

3.1 СПОСОБЫ  ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ  РАЗВИТИЯ

     Для устранения отрицательных последствий  бюджетного дисбаланса необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.

            При разработке Программы сокращения  бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2—3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации. При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием разнообразных форм государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.

     В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.

     Следует отметить, что в бюджетной политике нашего государства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает  возможность  дефицитного  финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.

     В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

     В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует  включить такие, которые, с одной  стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов. [17]

     Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:

  1. повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов — основного источника увеличения доходов бюджета;
  2. дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;
  3. расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повышении производительности труда, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов;
  4. развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти.
  5. оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля. Изменение в политике бюджетного финансирования отраслей экономики в целом должны осуществляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с развитием и укреплением хозяйственного расчета и самофинансирования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня населения;
  6. в целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п. Это позволит профинансировать в начальный период развития рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения;
  7. обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;
  8. совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере. Здесь весьма своевременным является переход к планированию расходов учреждений непроизводственной сферы по научно обоснованным финансовым нормативам, скорректированным с учетом возможностей бюджета — нормативам бюджетной обеспеченности. При этом определенная часть расходов в непроизводственной сфере должна покрываться за счет внебюджетных источников, прежде всего, доходов от оказания платных услуг населению;
  9. корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
  10. реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных  безинфляционных источников;
  11. составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
  12. развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;
  13. принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит и увеличиваются платежи в бюджет. [16]

     Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

     Принимая  во внимание этот факт считаю целесообразным на определенном этапе становления рыночных отношений внести некоторые уточнения в практику бюджетного планирования. В частности, из общего объема государственных расходов выделить расходы, не покрываемые реальными доходами с указанием целевого их направления.

     Имеется в виду, что расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются за балансом бюджета в расходной  его части и финансируются  в пределах дополнительно полученных доходов либо привлеченных средств (кредитов, займов, выпуска денег),  а оставшиеся расходы балансируются с доходами.

     Возможно  и другое решение — составление  бюджета в двух вариантах в  виде:

  • текущего бюджета;
  • бюджета развития. [13]

     Текущий бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы  сверх предполагаемых доходов найдут отражение в бюджете развития, который будет иметь отрицательное  сальдо.

     В том и другом вариантах достигается  цель: узаконить целевой характер бюджетного дефицита, обеспечить возможность контроля за движением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.

     Переход к частично бездефицитному составлению  бюджета потребует привести расходы бюджета в соответствие с прогнозируемыми доходами, а не наоборот. Вместе с тем это не означает, что правительство не может предусмотреть дополнительные расходы, они лишь будут указаны отдельно (за балансом бюджета или в бюджете развития).

     В  качестве   вывода, следует  заметить, что в странах с переходной экономикой целесообразно отказаться от дефицитного составления бюджета. В условиях действия стихийных рыночных сил государство должно усилить свои функции по регулированию экономических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих развитию бюджетного дефицита. Некоторые страны доказали, что в экстремальных условиях, связанных с резким возрастанием дефицита бюджета, можно добиться сбалансирования его доходов и расходов, задействуя для этого весь механизм государственного регулирования. Поэтому, несмотря на то, что бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли можно  считать его неотъемлемой частью государственного бюджета. Он должен стать случайным явлением и финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности — привлеченных ресурсов. Это положение имеет прямое отношение и к Республике Беларусь как государству, функционирующему в условиях трансформационной экономики. 

 

3.2 ПУТИ  СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФЕЦИТА  И СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА

     Обязательства по внешним государственным займам возникают из международных и  гражданско-правовых договоров, решений  о предоставлении государственных  гарантий и других административных актов, порождающих по законодательству гражданско-правовые последствия, в  результате выпуска и размещения государственных ценных бумаг в  качестве государственных долговых обязательств на рынках ценных бумаг  за пределами Республики Беларусь, а также из иных оснований, предусмотренных  законодательством Республики Беларусь . Республика Беларусь несет безусловные  обязательства по погашению и  обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в  собственности Республики Беларусь имуществом.[10]

     Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются  в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год до тех пор, пока задолженность  по внешним государственным займам не будет полностью погашена. [18]

     Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными  по отношению к другим расходам при  исполнении республиканского бюджета.

     Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникшим из внешних займов, полученных без государственной  гарантии. Государственные гарантии по внешним займам резидентов Республики Беларусь предоставляются Правительством Республики Беларусь.

     Решение о выпуске государственных ценных бумаг в качестве государственных  долговых обязательств, формирующих  внешний государственный долг, принимается:

     ·  для покрытия дефицита бюджета - Правительством Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь;

     ·  для формирования валютных резервов - совместно Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.[6]

     Внешние государственные займы привлекаются и используются для:

     o     покрытия дефицита республиканского бюджета;

     o     пополнения валютных резервов Республики Беларусь;

     o     реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;

Информация о работе Бюджетный дефицит и пути его сокращения