Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:08, курсовая работа
Цель данной курсовой работы исследование понятия государственного бюджета, его доходов и расходов, формулирование основных понятий, определение причин и экономических и социальных последствий дефицита государственного бюджета.
Исходя из поставленной цели, определяем следующие задачи:
- рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
- проанализировать причины возникновения бюджетного дефицита;
- изучить особенности развития бюджетного дефицита в РБ;
Введение…………………………………………………………………………......5
Глава1. Понятие бюджетного дефицита, причины его возникновения…………7
1.1 Понятие бюджетного дефицита……………………………………………......7
1.2 Причины возникновения бюджетного дефицита……………………………10
1.3 Экономические последствия бюджетного дефицита…………………….....14
Глава 2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………..16
2.1. Развитие бюджетного дефицита в бывшем СССР………………………….16
2.2. Развитие бюджетного дефицита в РБ………………………………………..18
Глава 3. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета…………………………………………………………………………….22
3.1. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития………………………………………………….22
3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета…………………………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованных источников…………
Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.
В
ситуации спада производства, других
негативных явлений бюджетные поступления
уменьшаются. Если при этом не обеспечено
адекватное сокращение расходов, возникает
отрицательное бюджетное
Конечно,
к важнейшим факторам, влияющим на
бюджетный дефицит и
В
то же время возрастают отдельные
виды государственных расходов, что
заставляет их находиться в противофазе
с циклом. Как правило, в периоды
спада правительства принимают
меры по увеличению расходов по социальной
защите населения, что вызывает рост
выплат трансфертов отраслям, производящим
товары и оказывающим услуги населению,
но также пособий по безработице
и других социальных расходов. Принято
считать, что в условиях динамично
развивающейся экономики
Существует много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда: [16]
В практике бюджетного планирования бюджетный дефицит определяется как обезличенная величина, характеризующая общий размер превышения расходов над доходами, т.е. не закрепленная за какими-либо расходами. Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и будут ли оно вообще направлены в сферу материального производства не представляется возможным. Как правило, они, в первую очередь, обеспечивают финансирование защищенных статей расходов.
Поэтому невозможно с уверенностью сказать, что расходы, вызвавшие бюджетный дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы в ближайшей перспективе. Если предположить, что такие расходы будут ежегодно иметь место (без соответствующей корректировки доходов), придется признать и последствия вызванного ими бюджетного дефицита — наращивание государственного долга и инфляция.
Выводы:
Итак, если бюджетные ресурсы, составляющие
превышение доходов над расходами, направляются
на развитие экономики, используются для
финансирования приоритетных отраслей
и предполагают отдачу, т.е. используются
эффективно, то в будущем рост производства
и прибыли в них возместят производственные
затраты. Если же превышение расходов
над доходами допускается с целью финансирования
текущих затрат, субсидирования нерентабельного
производства, то бюджетный дефицит неизбежно
приведет к росту отрицательных тенденций
в развитии экономики, главным из которых
является усиление инфляционных процессов.
1.3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ БЮДЖЕТНОГО
Увеличивающийся государственный долг является основным последствием дефицитов бюджета. [14]
Государственный долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Выделяют две составляющие общего государственного долга - внутренний и внешний долг.
Внутренний долг - долг государства населению страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население - государственный долг является одновременно и общественным активом. Внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Может
ли внутренний долг каким-то образом
привести к банкротству правительства,
лишив его возможности
Внешний долг - задолженность государства гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.
Это связано с так называемым «эффектом вытеснения» частных инвестиций. «Эффект вытеснения» связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений.
Выводы:
Бюджетный дефицит сам по себе
не является катастрофическим явлениями,
его увеличение может вести к
серьезным негативным последствиям
не только экономического, но и чисто
политического характера. Ведь доверие
народа к бюджетной системе, к
бюджетному устройству страны определяет
доверие правительству, доверие
проводимым реформам. Это доверие
невозможно в условиях несбалансированного
бюджета - главного финансового документа
страны. И это должно, наконец, привлечь
пристальное внимание правительства,
и проявиться в конкретных результатах.
Глава 2. РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В БЫВШЕМ СССР
Проблема дефицита бюджета стала обсуждаться только в середине 80-х годов, а к концу 80-х годов дефицит стал утверждаться Законом о государственном бюджете.
Сокращение
накоплений в отраслях экономики, вызвавшее
резкое уменьшение поступлений в
бюджет, было вызвано рядом причин,
и в частности —
Одновременно
нарастали диспропорции в развитии
экономики, ориентированной
Этот процесс подкреплялся растущим объемом дотаций в народное хозяйство из государственного бюджета, которые опережали темпы роста самого бюджета.
Наметилась устойчивая тенденция снижения финансовой отдачи от вложения государственных средств в развитие отраслей материального производства. В период с 1970 по 1985 г. размер дотаций возрос в 4,2 раза, а государственного бюджета — в 2,4 раза. Если в 1965 г. 47,8% всех поступлений в бюджет от производственной сферы вернулось обратно в форме финансирования народного хозяйства, то в 1985 г. — уже 89,3%. Однако и эти меры не смогли предупредить падение эффективности в народном хозяйстве.
Такое положение было характерно не только для СССР в целом, но и для Белорусской Республики.
К
середине 80-х годов создалась
ситуация, когда большая часть
доходов, поступивших от отраслей экономики,
направлялась обратно в виде финансирования
расходов на народное хозяйство. Так, в
1985 г. из общей суммы поступлений
в бюджет БССР налога с оборота, платежей
из прибыли государственных
Это означало, что практически все бюджетные ресурсы, поступившие в виде основных налогов от предприятий отраслей экономики, направлялись на финансирование народного хозяйства.
Если учесть, что указанные налоги составляли в 1989 г. около 70% общего объема доходов бюджета Белоруссии (без учета средств государственного социального страхования), а на долю остальных (на социально-культурные мероприятия, содержание органов власти и управления, прочие мероприятия) оставалось всего 30%, то становится понятна суть остаточного принципа финансирования расходов на социальную сферу.
Положение усугублялось тем, что в связи с падением цен на мировом рынке на экспортируемые товары топливно-энергетической группы сократились доходы от экспорта; антиалкогольная компания и реформа оптовых цен 1982 г. уменьшили поступления налога с оборота.
В 1986—1988 гг. произошло сокращение поступлений в бюджет от трех крупнейших источников: налога с оборота, отчислений от прибыли государственных предприятий и поступлений от внешнеэкономической деятельности.
С 1984 по 1987 г. величина налога с оборота сократилась на 8,3 млрд. руб. (со 102,7 до 94,4 млрд. руб.), частично вследствие сокращения продажи спиртных напитков я частично в связи с пересмотром оптовых цен в промышленности в 1982 г. Считалось, что налог с оборота на некоторые изделия был уменьшен как компенсация за рост оптовых цен.
В
1988 г. величина отчислений от прибыли
по государственным предприятиям уменьшилась
по сравнению с 1987 г. и оказалась
на уровне 1985 г., что явилось следствием
перестройки хозяйственного механизма,
когда предприятиям было разрешено
оставлять для собственных
Поступления
от внешнеэкономической
Сокращение доходов бюджета сопровождалось увеличением расходов.
Вложения
в народное хозяйство росли опережающими
темпами. Их доля во всех расходах бюджета
увеличилась с 48,2% в 1970 г. до 57,1% в 1987г.
Одним из главных факторов такого
быстрого роста является увеличение
расходов на сельское хозяйство. Например,
в 1986 г. весь прирост капиталовложений
в народном хозяйстве страны был
направлен в агропромышленный комплекс,
в то время как расходы бюджета
на развитие промышленности и строительства
уменьшились.