Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:35, реферат
Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов. Задачей же – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Введение ---------------------------------------------------------- 3
1. Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь ---------------
--------------------------------------------5
1.1. Понятие Государственного бюджета ---------------------------- 5
1.2. Бюджет как историческая категория ----------------------------- 6
1.3. Бюджетное устройство Республике Беларусь ------------------ 8
1.4. Государственный бюджет Республики Беларусь --------------10
1.5. Бюджетная политика Республики Беларусь --------------------13
2. Формирование государственного бюджета
Республики Беларусь ------------------------------------------16
2.1. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь ---------------------- 16
2.1.1. Понятие доходов, их виды --------------------------------------- 16
2.1.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики
Беларусь ----------------------------------------------------- 17
2.1.3. Налоговая политика Республики Беларусь ------------------- 21
2.2. Государственные расходы ------------------------------------------ 25
2.2.1. Понятие расходов, их классификация --------------------------25
2.2.2. Структура и динамика расходной части бюджета Республики Беларусь ----
------------------------------------------------------------------27
2.2.3.Политика государственных расходов ---------------------------31
3. Дефицит государственного бюджета -------------------35
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов --------------------------35
3.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета -------------------------------------------------------------------
---37
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике
Беларусь ---------------------------------------- 40
Заключение -------------------------------------------------------43
Список литературы --------------------------------------------45
Образование за
счет бюджетных ресурсов
Социальных гарантий
гражданам, поддержки
Уже в первый
год существования
В таблице №
4 , а также на рис.2 представлены
структура расходов Госбюджета
и композиционная структура
Таблица №
4: Структура расходов Госбюджета,
%.1
|Статья |1990|1991 |1992|1993 |1994 |1995 |1996|1997|1998|
|расходов | | | | | | | | | |
|Расходы, |100,|100,0|100,|100,0|100,0|
|всего |0 | |0 | | | |0 |0 |0 |
|В том | | | | | | | | | |
|числе на |58,7|49,8 |41,9|38,7 |27,5 |21,9 |19,9|16,1|14,6|
|Нар. | | | | | | | | | |
|хозяйство | |30,8 | |33,3 |35,9 |42,8 | | | |
|Соц.культ.|31,1| |32,6| | | |48,7|42,7|38,0|
|-е | |16,1 | |14,0 |14,6 |17,1 | | | |
|мероприяти| | | | | | | | | |
|я |13,0|9,9 |15,5|11,3 |13,4 |15,3 |20,6|19,3|21,7|
|Из них на | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|Образовани|7,5 |1,8 |10,9|1,7 |1,8 |2,4 |17,8|15,5|18,2|
|е | |4,7 | |3,0 |2,6 |4,4 | | | |
|Здравоохра| | | | | | | | | |
|н.-е |--- |0,3 | |0,3 |3,5 |3,6 | | | |
|и |10,4|0,8 |1,9 |1,2 |0,9 |1,7 |2,6 |2,3 |2,6 |
|физ.культу| | |2,1 | | | |4,8 |3,9 |4,5 |
|ру | | | | | | | | | |
|Культуру и|0,2 | |0,3 | | | |2,9 |1,7 |…… |
|средства |0,7 | |1,4 | | | |1,6 |1,5 |1,2 |
|мас. | | | | | | | | | |
|информации| |2,8 | |5,2 |5,5 |10,1 | | | |
| | | | | | | | | | |
|Соц.обеспе| | | | | | | | | |
|ч.-е | | | | | | | | | |
|Соц.програ|1,1 | |4,8 | | | |10,6|9,4 |8,3 |
|мы,меропри| |4,1 | |9,7 |6,9 |7,7 | | | |
|ятия | | | | | | | | | |
|Науку | | | | | | | | | |
|Содержание| | | | | | | | | |
|правоохр.-|--- | |12,6| | | | |6,3 |5,2 |
|ных | | | | | | |7,7 | | |
|органов, | | | | | | | | | |
|органов | | | | | | | | | |
|гос.власти| | | | | | | | | |
|и | | | | | | | | | |
|управления| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|На | | | | | | | | | |
|ликвидацию| | | | | | | | | |
|последстви| | | | | | | | | |
|й | | | | | | | | | |
|катастрофы| | | | | | | | | |
|на ЧАЭС | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Рисунок 2.1
Как можно заметить, в структуре расходов происходит усиление социальной направленности бюджетных ресурсов. Стабильный рост расходов, направленных на финансирование социально – культурных мероприятий, наблюдается с 1992 года, когда их доля в расходах бюджета составляла 32,6 %. Их доля в ВВП с
1992 по 1998 год увеличилась
соответственно с 10,5 до 15,4 %. При
детальном анализе видно, что
такой рост достигнут за счет
увеличения финансирования
10,9 до 18,2 %), на социальную
политику (с 2,3 до 5,5 %). Дело в том,
что в основе динамики
Однако, несмотря
на то, что расходы на социальное
обеспечение, образование и
А также данные
ассигнования отстают от
Происходит некоторое
снижение удельного веса
Статьей 13 Закона
Республики Беларусь «О
2000 год» установлено,
что в 2000 году приоритетными
направлениями бюджетно- финансовой
политики государства являются
финансирование мероприятий,
Так, Статьей 13, в республиканском бюджете на 2000 год утверждены расходы на 2000 год в следующих суммах: 1
(тыс.рублей)
Государственное
управление и местное
Международная деятельность 33 511 097,
Отчисления в бюджет Союза Беларуси и России 12 090 000,0
Национальная оборона 73 464 072,0
Правоохранительная
деятельность и обеспечение
208 722,1
Наука 38 350 000,0
Промышленность,
энергетика и строительный
Топливно-энергетический комплекс 8 800 000,0
Строительство,
архитектура и
Сельское хозяйство 31 094 593,4
Малый бизнес и предпринимательство 918 000,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 484 020,7
Образование 95 638 482,2
Культура и искусство, кинематография 8 526 339,2
Средства массовой информации 14 774 549,8
Социальная политика 106 081 425,6
Обслуживание государственного долга 65 568 564,7
Расходы свободных
экономических зон 222 317,0
2.2.3.Политика
Политика государственных расходов, как составная часть бюджетной политики, формируется под воздействием следующих критериев:
Приоритетное
развитие реального сектора
Сохранение социальной
направленности бюджетных
Финансирование
целевых государственных
Выполнение заключенных
международных договоров и
Необходимо заметить,
что практика поддержки за счет бюджета
предприятий, нередко осуществляющих
производство низкоэффективной, неконкурентоспособной
продукции и услуг, должна трансформироваться
в оказание всемерной финансовой
помощи предприятиям – экспортерам
продукции при условии
Необходимо добиваться
сокращения объемов льготного
кредитования субъектов
Вообще, смягчение
напряженности в бюджетно-
Отказ от субсидирования
потребительских товаров может
быть эффективно дополнен
1992 г. по 1999 г. на
цели социального обеспечения
и страхования в Беларуси
Статистика бедности
свидетельствует, что
Преобладающая
часть средств, выделяемых из
государственного бюджета на
регулирование занятости,
Со временем
во всех переходных экономиках
становится неизбежной не