Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:35, реферат
Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов. Задачей же – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Введение ---------------------------------------------------------- 3
1. Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь ---------------
--------------------------------------------5
1.1. Понятие Государственного бюджета ---------------------------- 5
1.2. Бюджет как историческая категория ----------------------------- 6
1.3. Бюджетное устройство Республике Беларусь ------------------ 8
1.4. Государственный бюджет Республики Беларусь --------------10
1.5. Бюджетная политика Республики Беларусь --------------------13
2. Формирование государственного бюджета
Республики Беларусь ------------------------------------------16
2.1. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь ---------------------- 16
2.1.1. Понятие доходов, их виды --------------------------------------- 16
2.1.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики
Беларусь ----------------------------------------------------- 17
2.1.3. Налоговая политика Республики Беларусь ------------------- 21
2.2. Государственные расходы ------------------------------------------ 25
2.2.1. Понятие расходов, их классификация --------------------------25
2.2.2. Структура и динамика расходной части бюджета Республики Беларусь ----
------------------------------------------------------------------27
2.2.3.Политика государственных расходов ---------------------------31
3. Дефицит государственного бюджета -------------------35
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов --------------------------35
3.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета -------------------------------------------------------------------
---37
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике
Беларусь ---------------------------------------- 40
Заключение -------------------------------------------------------43
Список литературы --------------------------------------------45
За последние
годы Министерство Финансов
РБ, была основана
на методологии,
Процесс консолидации
в бюджете ряда
Напряженная и
целенаправленная работа дала
свои результаты. Впервые в РБ
был принят Закон о «О
Закон «О бюджетной
системе Республики Беларусь
и государственных
Так как наиболее
важными направлениями
В качестве
критериев эффективности
Таким образом,
анализ бюджетной политики, являющейся
одним из основных направлений
экономической политики, требует
рассмотрения деятельности
2. Формирование государственного
бюджета
Республики Беларусь
2.1. Формирование
доходной части
2.1.1. Понятие доходов,
их виды.
Центральным показателем
государственного бюджета
Сопоставление
доходов государственного
Доходы бюджета
- это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Анализ формирования
доходов бюджетов различных
Государственное
имущество,
Обязательные
платежи физических и
Привлеченные
ресурсы в форме
В свою очередь,
доходы бюджета подразделяются
на такие виды как: налоговые,
неналоговые, безвозмездные
К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:
Налог на добавленную стоимость;
Акцизы;
Налог на прибыль и доходы;
Экологический налог;
Налог на недвижимость;
Таможенные экспортные и импортные пошлины;
Чрезвычайный
налог для ликвидации
К неналоговым
доходам относятся доходы: от
использования, продажи и
2.1.2. Формирование
доходной части
Республики Беларусь
Доходная часть
бюджета РБ, как и в странах
с развитой рыночной экономикой
, формируется в основном за
счет налоговых платежей (свыше
90%). Именно эти обязательные
Вообще, к доходам
республиканского бюджета РБ
относятся: налог на
В таблице №
2 приведена структура доходов
Государственного бюджета.
Таблица №
2 «Структура доходов Госбюджета,
%»1
|Статья |1990|1991|1992|1993|1994|1995 |1996 |1997|1998|
|доходов | | | | | | | | | |
|Доходы, всего|100,|100,|100,|100,|100,
| |0 |0 |0 |0 |0 | | |0 |0 |
|В том числе | | | | | | | | | |
|НДС |--- |--- |37,1|27,6|27,4|28,0 |28,2 |29,7|25,8|
|Налог на | | | | | | | | | |
|прибыль и |23,4|24,7| | | |23,5 |14,6 | | |
|доходы | | |25,8|29,7|30,7|7,9 |12,5 |14,7|12,3|
|Акцизы |--- |--- | | | | | | | |
|Государственн| | |8,9 |12,1|10,6| | |12,9|11,1|
|ые налоги | | | | | |9,3 |10,4 | | |
|С населения |6,0 |9,2 | | | |1,7 |0,5 | | |
|Налог на |--- |--- |7,4 | | | | | | |
|топливо | | |2,4 |7,1 |7,3 |2,5 |1,9 |10,1|10,1|
|Налог на |--- |--- | |2,6 |2,2 |7,8 |7,5 | | |
|недвижимость |--- |--- |0,6 | | | | |--- |….. |
|Чрезв.-й | | |--- |0,9 |1,3 | | | | |
|налог | | | |--- |4,9 |0,5 |0,9 |2,8 |3,8 |
|Платежи за |--- |--- | | | |0,9 |1,8 |5,0 |….. |
|пользование |--- |0,0 |0,1 | | | | | | |
|прир.-ми | | |0,5 |0,3 |0,1 | | | | |
|рес.-ми | | | |0,4 |0,3 | | |0,7 |….. |
|Плата за | | | | | |9,3 |9,7 |1,6 |….. |
|землю |2,5 |19,1| | | |5,7 |6,7 | | |
|Госпошлина, |0,1 | |13,5| | | | | | |
|сборы и | |0,7 | |11,9|3,9 | | | | |
|разные | | |1,6 | |9,2 | | |8,1 |…...|
|неналоговые | | | |6,9 | | | |8,2 | |
|доходы | | | | | | | | |6,3 |
|Доходы от ВЭД| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С 1994 года по настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений (с 29,7 % в 1994 году до 10,1 в 1999году). Удельный вес подоходного налога также сокращается ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким.
Доля косвенных
же налогов в доходах
Ниже, на рисунке
1 представлена композиционная
Вообще, структура
доходной части бюджета на 2000 год
не претерпела существенных изменений
по сравнению с предыдущим годом.
Так, Статьей 5, в республиканском
бюджете на 2000 год предусмотрены
поступления доходов по основным
источникам в следующих суммах:2
Статья 5. (тыс. рублей)
1. Текущие доходы 1 177 020 214,0
1.1. Текущие налоговые доходы 1 091 485 856,0
1.1.1. Прямые налоги на доходы и прибыль 231 780 079,0
Налог на прибыль 224 348 224,0
Налог на доходы 7 431 855,0
1.1.2. Налоги, исчисляемые с фонда заработной платы 61 771 420,0
Чрезвычайный налог 61 771 420,0
1.1.3. Внутренние налоги на товары и услуги 658 913 482,0
Налог на добавленную стоимость 414 176 762,0
Прочие налоги на товары и услуги 3 250 000,0
Акцизы 227 745 040,0
Налоги и сборы
на автотранспортные средства
и за пользование
Лицензионные и регистрационные сборы 9 138 180,0
1.1.4. Доходы от
внешней торговли и
875,0
1.2. Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи 85 534 358,0
1.2.1. Доходы от
государственной собственности
и предпринимательской
Прибыль Национального банка Республики Беларусь 14 000 000,0
1.2.2. Административные сборы и платежи 24 173 665,0
1.2.3. Прочие текущие
неналоговые доходы и
908,0
2. Капитальные доходы 31 021 100,0
2.1. Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи 31 021 100,0
3. Доходы свободных экономических зон 7 813 900,0
4. Доходы государственных
целевых бюджетных фондов 277 503 0
Итак, главное назначение
мобилизованных доходов – создание
устойчивой финансовой базы, позволяющей
органам власти всех уровней управления
осуществлять свои функции, удовлетворять
общегосударственные
Назначение доходов
также – покрыть расходы