Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:35, реферат
Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов. Задачей же – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Введение ---------------------------------------------------------- 3
1. Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь ---------------
--------------------------------------------5
1.1. Понятие Государственного бюджета ---------------------------- 5
1.2. Бюджет как историческая категория ----------------------------- 6
1.3. Бюджетное устройство Республике Беларусь ------------------ 8
1.4. Государственный бюджет Республики Беларусь --------------10
1.5. Бюджетная политика Республики Беларусь --------------------13
2. Формирование государственного бюджета
Республики Беларусь ------------------------------------------16
2.1. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь ---------------------- 16
2.1.1. Понятие доходов, их виды --------------------------------------- 16
2.1.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики
Беларусь ----------------------------------------------------- 17
2.1.3. Налоговая политика Республики Беларусь ------------------- 21
2.2. Государственные расходы ------------------------------------------ 25
2.2.1. Понятие расходов, их классификация --------------------------25
2.2.2. Структура и динамика расходной части бюджета Республики Беларусь ----
------------------------------------------------------------------27
2.2.3.Политика государственных расходов ---------------------------31
3. Дефицит государственного бюджета -------------------35
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов --------------------------35
3.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета -------------------------------------------------------------------
---37
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике
Беларусь ---------------------------------------- 40
Заключение -------------------------------------------------------43
Список литературы --------------------------------------------45
2.1.3. Налоговая политика
Республики Беларусь
Налоговая политика,
наряду с бюджетной политикой,
является важнейшим
Вообще, главное
назначение налогов –
Итак, налоги –
один из важнейших
На начальном
этапе проведения реформ
При разработке
подходов в области
Вообще, формирование
доходной части
Однако их доля
постепенно понижается при
Однако, данные
анализа налоговых поступлений
свидетельствуют о том, что
общая совокупная налоговая
0,9 процентных пункта.
Увеличение совокупной
0,9% (Таблица №
3).
Таблица № 3: Динамика налоговых нагрузок в народном хозяйстве1
| |Ед. |1998 г. |1999 г. |
|Показатели |изм. | | |
|1. Валовой внутренний продукт |Млрд. |675159 |2890300 |
| |руб. | | |
|2. Доходы государственного бюджета |Млрд. |239547,3 |1055010,1 |
|(с гос. Целевыми бюджетными фондами)|руб. | | |
|3. Недоимка по доходам и |млрд. |3129,9 |9185,6 |
|поступлениям |руб. | | |
|4.Уд. вес недоимки по доходам к |% |1,0 |0,6 |
|доходам государственного бюджета | | | |
|(без цел. бюд. Фондов) | | | |
|5. Уд. вес недоимки по доходам и |% |1,3 |0,9 |
|поступлениям к доходам гос. Бюджета | | | |
|(с цел. бюд. фондами) | | | |
|6. Общая совокупная налоговая |% |35,9 |36,8 |
|нагрузка | | | |
|в том числе: | | | |
|уд. вес доходов гос. Бюджета в ВВП |% |35,5 |36,5 |
|уд. вес недоимки
в ВВП |% |0,4 |0,3 |
Факторный анализ доходов бюджета за 1999 г. по восьми основным налогам свидетельствует, что перевыполнение относительных плановых показателей стало итогом совместного воздействия двух противоположно направленных процессов: снижения налоговых ставок (точнее, ставок фактического изъятия), в результате чего доходная часть бюджета уменьшилась на 3,1%, и повышения налоговой базы, из-за чего рост доходов составил 3,7%. В абсолютном выражении первый из указанных факторов привел к снижению доходов консолидированного бюджета на 26 837,6 млрд. руб., второй - к их увеличению на 32 675,6 млрд. руб. Суммарное воздействие названных факторов окончательно выразилось в увеличении доходной части бюджета на 5 838,0 млрд. руб. Таким образом, на сверхплановый прирост суммы налоговых поступлений за 1999 г. повлияло расширение размеров налоговой базы, и негативная ситуация прироста суммы налоговых поступлений за счет роста средней фактической ставки налогов, сложившаяся за январь-август 1999 г., была преодолена. Данную тенденцию – расширение налоговой базы - следует признать более прогрессивной, чем рост средней нормы налогов. Дело в том, что рост ставок налогов при прочих равных условиях может усилить тенденцию к не вполне эффективному и рациональному размещению ресурсов в экономике страны.
Как показывает
анализ, оптимальным количественным
показателем налогообложения
Это позволяет,
с одной стороны, обеспечить
стабильные поступления
Реальное же
снижение налогового давления
на экономику может быть
(при высокой конъюнктуре
и инфляции более полезно для
экономики увеличивать
Таким образом,
действующая сегодня в
Для разрешения
коллизии двух главных целей,
одна из которых – обеспечение
достаточных поступлений в
Введение общепринятых
норм и принципов
Совершенствование
структуры и сокращение
Существенная
модернизация методов расчета,
механизмов и принципов
Пересмотр и
сокращение налоговых льгот по
всем применяемым налогам и
сборам в целях расширения
их налоговой базы с тем,
чтобы сделать возможным
Поиск и выбор
оптимального соотношения
Таким образом, анализ
первого направления бюджетной
политики – выработка и реализация
подходов по формированию основных доходных
источников – указывает как на
имеющиеся положительные
2.2. Государственные
расходы
2.2.1. Понятие расходов,
их классификация
Не менее актуально
второе направление бюджетной политики
– государственные расходы. Вообще,
расходы государственного бюджета
— это экономические отношения,
возникающие в связи с
В первую очередь,
расходы бюджета
Текущие расходы
связаны с предоставлением
Капитальные расходы
представляют собой денежные
затраты, связанные с
Важный признак
классификации расходов
При этом все
расходы подразделяются на
Финансирование
народного хозяйства;
Здесь хорошо
видна роль государства в
2.2.2. Структура и
динамика расходной части
Как указывалось ранее, с помощью бюджета государства пытаются воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Причем достигается это посредством:
Налогов, влияющих на развитие производства, товаров, услуг, спроса и предложение на них;
Бюджетного финансирования
общегосударственных программ, обеспечивающих
расширение, обновление производства,
совершенствование его
Финансовой поддержки
некоторых отраслей, предприятий,
хозяйств для выравнивания