Банковский процент и его экономическая роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:17, реферат

Краткое описание

Банковский процент представляет собой плату за пользование кредитом. При этом возникают определенные отношения между субъектами, заемщиком и кредитором, которые выступают как плательщик и получатель процента. Процент обязательным атрибутом кредита не является, но он не функционирует вне кредитных отношений.

Файлы: 1 файл

Банковский процент и его экономическая роль.docx

— 113.43 Кб (Скачать)

2. Ссудный процент - плата, получаемая кредитором (банком) от заемщика за пользования им ссудой. Размер процента по различным видам ссудных операций устанавливается дифференцированно. На уровень процентных ставок влияют: средний уровень платы за привлеченные ресурсы (в частности -депозитный процент); расходы банка; объект кредитования; платежеспособность клиента; степень риска при выдаче кредита; состояние спроса на кредит; уровень инфляции и т.д.

3. Учетный процент (ставка рефинансирования) - это плата коммерческих банков Национальному банку за предоставляемые кредитные ресурсы. На его размер влияют факторы, вытекающие из особого статуса кредитора -Национального банка, использующего учетную политику как инструмент денежно-кредитного регулирования национальной экономики [3].

Процент как экономическая категория  имеет свою сферу функционирования и влияния. Прежде всего он выполняет функцию перераспределительную — перераспределяет часть доходов между субъектами хозяйствования, между собственниками в пользу тех или других. Являясь налогоплательщиком, кредитор через платежи в бюджет перераспределяет часть средств в распоряжение государства.

Посредством уровней ссудного процента уравновешивается соотношение спроса и предложения кредита, устанавливается  рациональное сочетание собственных  и заемных средств. Это достигается  при выполнении ссудным процентом  регулирующей функции. Регулирующее воздействие  на воспроизводство достигается  путем распределения ссудных  капиталов между предприятиями, отраслями. Посредством процента осуществляется регулирование объема привлекаемых банком депозитов, текущей ликвидности  банка. Для современных экономических  отношений характерно усиление роли процента в составе инструментов денежно-кредитной политики.

Важная функция процента — сохранение ссудного фонда. Первоначальный размер кредитных ресурсов не только сохраняется, но и увеличивается за счет разности между процентами, получаемыми кредитором, и процентами, уплачиваемыми им. Стоимость, вернувшаяся от кредитополучателя к кредитору, не теряет своих качеств. Сохраняя благодаря проценту свои потребительские свойства, она готова вступить в новый оборот и наряду с другими экономическими инструментами активно воздействовать на общественное развитие.

Для ссудного процента во всех его  видах характерно следующее. Платеж, как правило, имеет денежную форму. Уровень процента определяется факторами  как макроэкономическими (соотношением спроса и предложения средств, степенью доходности на других сегментах финансового  рынка, инфляцией, процентной политикой  центрального банка, налогообложением и др.), так и микроэкономическими  и зависит от конкретных условий  сделок по привлечению или размещению средств. Порядок начисления и взимания процентов оговаривается в договоре сторон. Источник уплаты процента зависит  от характера операции [1].

Процентная политика находит свое отражение в регулировании системы, уровня, динамики процентных ставок и  установлении методов регулирования. При всех особенностях может быть выделено общее базовое начало процентной политики банков — это денежно-кредитная  политика государства и влияние  центрального банка на уровень рыночной цены процента.

Государство и центральный банк оказывают воздействие на уровень  ставок коммерческих банков, используя  меры как директивного, так и косвенного регулирования. К первым можно отнести  ограничение верхнего уровня ставок, разницы между процентами (маржа), установление официальной ставки рефинансирования, учетного процента, замораживание процентных ставок и др.

Наиболее действенными инструментами  косвенного воздействия выступают: уровень резервных требований центрального банка; объем, условия и цена предоставляемых  коммерческим банкам кредитов; нормативы  ликвидности. К факторам косвенного воздействия на уровень ставок относится  и система налогообложения банков. Изменение ставок налогообложения  прямо воздействует на уровень процентных ставок: чем она выше, тем выше процентные ставки за кредит, и наоборот. Увеличение нормативов резервных требований центрального банка ведет также к росту уровня ставок за кредит.

Основой процентных ставок денежного  рынка является официальная ставка центрального банка — ставка рефинансирования.

Ставка рефинансирования — уровень  платы за кредитные ресурсы, предоставляемые  центральным банком другим банкам (кредитным  учреждениям). Одна из традиционных функций  центральных банков — роль кредитора  в последней инстанции. Кредитование коммерческих банков центральным банком исторически связано с монополизацией банкнотной эмиссии центральными банками. Выпуск ими денег, концентрация официальных  золотовалютных резервов и резервов коммерческих банков служат базой для  расширения кредитных операций центрального банка.

Долговое обязательство кредитополучателя (банка) является активом центрального банка и пассивом для банка-кредитополучателя. Ставка рефинансирования представляет для коммерческого банка издержки по приобретению ресурсов, а для  центрального банка — источник дохода.

Ставка рефинансирования — это, в сущности, не рыночная ставка, но регулируемая величина, которая изменяется в соответствии с рыночной, то есть с учетом спроса на кредит и предложения ресурсов, а также с учетом темпов инфляции. На его размер влияют и факторы, вытекающие из особого статуса кредитора  — центрального банка, использующего  процентную политику как инструмент денежно-кредитной политики. Обычно эта ставка ниже других ставок денежного  рынка.

Центральные банки вправе изменять (увеличивать, уменьшать) ставку рефинансирования. Она может быть снижена при  использовании кредитов коммерческим банком на выполнение правительственных  программ, обслуживание приоритетных направлений развития экономики, для  компенсации сокращения объемов  депозитов и др. Такая кредитная  помощь банкам осуществляется и в  целях поддержания их ликвидности, если это соответствует общественным интересам.

Предлагая тот или иной уровень  ставки рефинансирования, центральный  банк воздействует на спрос и предложение  на кредитном рынке путем изменения  стоимости предоставляемых кредитов, регулирует уровень ликвидности  коммерческих банков, их кредитную  активность, объем денежной массы  в стране. Повышение размера ставки рефинансирования вынуждает коммерческие банки сокращать размеры кредитов, получаемых от центрального банка, и, следовательно, уменьшать кредитные вложения в  экономику и возможности расширения операций с клиентами. Повышение  ставки рефинансирования соответствует  стремлению центрального банка ограничить предложение денег, ограничить кредиты.

Снижение уровня платы за ресурсы  центрального банка (ниже расчетного уровня) может быть инструментом кредитной  экспансии. Это позволяет коммерческим банкам приобретать дополнительные ресурсы путем заимствования  их у центральных банков, увеличивать  денежные предложения субъектам  хозяйствования, расширять объемы кредитных  вложений в экономику. Кроме того, увеличение маржи позволяет коммерческим банкам в рамках того же уровня доходов  больше тратить на оплату привлеченных ресурсов, то есть увеличивать депозитный процент, расширять депозитные операции.

Процентная политика, которая связана  с изменением ставки рефинансирования, действует на предложение денег  через объемы кредитов, предоставляемых  по ставке рефинансирования, и денежную базу. Прирост объемов рефинансирования увеличивает денежную базу и предложение  денег, сокращение — уменьшает.

Тесная связь уровня процентов  по ресурсам и процентов по депозитам  определяет необходимость поиска экономических  критериев обоснования величины платы за заимствуемые у центрального банка средства. Ставка рефинансирования должна служить минимальным пределом оплаты кредитов (в том числе и  депозитов). Депозитная ставка и ставка рефинансирования должны быть взаимосвязаны (близки по размерам). С одной стороны, это будет сдерживать стремление банков к кредитной экспансии  за счет увеличения своих ресурсов повышением ставок платы по депозитам, а с другой стороны, не позволит им снижать расходы удешевлением платы по депозитам. Таким образом, целью установления определенного размера ставки рефинансирования является также воздействие на уровень процентов (ссудных, депозитных). Ставка рефинансирования является базовым инструментом для процентного регулирования.

При всем своем значении регулирование  денежно-кредитной политики через  ставку рефинансирования носит относительно пассивный характер. Результат его  воздействия слабее, чем, например, операций центрального банка на открытом рынке или последствия изменений  резервных требований. Количество кредитов, получаемых у центрального банка  коммерческими банками, относительно невелико, а иногда и ограничено. Именно операции на открытом рынке  нередко побуждают коммерческие банки брать ссуды у центральных  банков. Тут многое зависит от инициативы коммерческих банков. Если ставка рефинансирования понижена, а банки несклонны брать кредит у центрального банка, то даже более низкая ставка окажет слабое воздействие на денежное предложение, на систему кредитных отношений.

Ставка рефинансирования изменяется относительно часто, больше с целью  приведения ее в соответствие с другими  ссудными (депозитными) ставками, чем  с целью вызвать резкие перемены в кредитно-денежной политике. Из-за инфляции не всегда может быть установлен центральным банком экономически обоснованный уровень ставки рефинансирования, способный  эффективно стимулировать экономическую  активность субъектов хозяйствования.

 

1.3. Значимость процентной ставки при управлении процентным риском

 

Увеличившиеся колебания рыночных процентных ставок и валютных курсов, а также отмена регулирования  ставки процента по депозитам привели  к тому, что управление процентным риском стало одной из ключевых задач финансового управления деятельностью банка и рассматривается сегодня многими авторами как элемент концепции управления активами и пассивами финансового посредника.

В основополагающих принципах банковского  надзора (Базельских принципах), а также в Положении "Об организации внутреннего контроля в банках" дается следующее определение процентного риска.

Процентный риск – риск, связанный с влиянием на финансовое состояние банка неблагоприятного изменения процентных ставок. Этот риск находит свое отражение как в получаемых банком доходах, так и в стоимости его активов, обязательств и внебалансовых статей.

Процентный риск проявляется как  по чисто банковским операциям, так  и по операциям на финансовых рынках. При этом процентный риск включает:

а) риск переоценки, возникающий из-за разрыва в срочности активов  и пассивов (при фиксированных  ставках), а также из-за несимметричной переоценки при разных видах применяемой ставки (плавающей либо фиксированной) по активам банка, с одной стороны, и обязательствам, с другой;

б) риск, связанный с неверным прогнозом  кривой доходности (ее наклона и  формы);

в) базисный риск, связанный с несовершенной  корреляцией при корректировке  получаемых и уплачиваемых процентов, по ряду инструментов, которые при прочих равных условиях имеют сходные ценовые характеристики;

г) опционный риск, связанный с  тем, что многие активы, обязательства  и в небалансовые статьи прямо или косвенно включают возможность выбора одного из нескольких вариантов завершения операции.

Можно выявить следующие причины  возникновения процентного риска  для банка:

Во-первых, изменение учетных ставок, являющееся одним из инструментом денежно-кредитной политики Банка России.

Во-вторых, изменение конъюнктуры  финансового рынка.

В-третьих, несоответствие распределения  во времени денежных потоков по активу и пассиву.

В-четвертых, изменений в портфеле (структуре) активов и пассивов банка, включая соотношения величин  кредитов и инвестиций, собственных  и заемных средств, срочных и  сберегательных депозитов, депозитов "до востребования", активов и  пассивов с фиксированной и плавающей  ставкой.

 Таким образом, место и роль процентного риска в системе банковских рисков невозможно определить однозначно. Данный риск можно отнести как к внешним, т.е. самостоятельным и не зависящим от банка, так и внутренним рискам. Процентный риск тесно связан с другими видами рисков. Например, он в состоянии усугубить кредитный, риск ликвидности и всю цепочку рисков, если банк не будет приспосабливаться к изменениям уровня рыночной процентной ставки.

 Будущие изменения процентных ставок содержат в себе не только возможность ухудшения финансового положения банка, но также и возможность улучшения этого положения. При измерении процентного риска и управлении им необходимо учитывать обе названные возможности.

Управление процентным риском включает управление как активами, так и обязательствами банка. Особенность этого управления состоит в том, что оно ограничено, во-первых, требованиями ликвидности и кредитным риском портфеля активов банка и, во-вторых, ценовой конкуренцией со стороны других банков. Управление обязательствами затруднено вследствие ограниченного выбора и размера долговых инструментов, которые банк может успешно разместить среди своих вкладчиков и других кредиторов в любой момент времени, а также из-за ценовой конкуренции со стороны других банков и небанковских кредитных учреждений за имеющиеся средства.

В экономической литературе исторически  сформировались следующие концепции  оценки и управления процентным риском: метод оценки чувствительности экономической  стоимости банка, концепция "разрыва" (GAP -анализ), дюрация (длительность), концепции "спрэда" и процентной маржи.

Информация о работе Банковский процент и его экономическая роль