Банковская система РК и основные ее тендеции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Файлы: 1 файл

ДКБ курсовая работа( Банковская сис-ма Рк и основные тенденции ее развития).docx

— 82.36 Кб (Скачать)

Примечание: годовые отчеты Агенства РК по регулированию финансового рынка и финансовых организаций за 2011 год .

 

 

Таблица 2.6

Сведения о  структуре расчетного собственного капитала банков второго уровня                                                                                                       млрд. тенге

Наименование

1.01.11

1.04.11

Капитал 1-го уровня

1 418,5

1 405,4

Уставный капитал

2 448,6

2 411,9

Дополнительный  капитал

9,3

10,0

Капитал 2-го уровня

451,5

428,8

Субординированный долг

503,2

511,8

Капитал 3-го уровня

2,4

2,3

Инвестиции банков

50,6

50,6

Всего расчетный  собственный капитал

1 821,4

1 785,9





Примечание: годовые отчеты Агенства РК по регулированию финансового рынка и финансовых организаций за 2011 год .

 

Таблица 2.7

Динамика качества ссудного портфеля банковского сектора

Наименование показателя / дата

1.01.11

1.04.11

сумма осн. долга, млрд. тенге

в % к итогу

сумма осн. долга, млрд. тенге

в % к итогу

Всего ссудный  портфель

9065,9

100,0

9127,2

100,0

Стандартные

2389,4

26,4

2310,1

25,3

Сомнительные

4858,2

53,6

4956,2

54,3

Сомнительные 1 категории

1598,8

17,6

1424,2

15,6

Сомнительные 2 категории 

573,3

6,3

683,5

7,5

Сомнительные 3 категории

954,3

10,5

1129,0

12,4

Сомнительные 4 категории

486,4

5,4

464,5

5,1

Сомнительные 5 категории

1245,4

13,7

1254,9

13,7

Безнадежные

1818,3

20,1

1860,9

20,4


Примечание: годовые отчеты Агенства РК по регулированию финансового рынка и финансовых организаций за 2011 год .

 

Размер активов  и условных обязательств, подлежащих классификации, с начала года увеличился на 356,9 млрд. тенге или на 2,6%. При этом, стандартные активы и условные обязательства, подлежащие классификации, увеличились на 217,6 млрд. тенге или на 3,3%, сомнительные - увеличились на 80,2 млрд. тенге или на 1,6%, безнадежные – увеличились  на 59,1 млрд. тенге или на 2,8%. Провизии по активам и условным обязательствам также уменьшились на 931,5 млрд. тенге или на 22,6%.

Ссудный портфель банков второго уровня увеличился с начала года на 61,2 млрд. тенге или на 0,7%. Стандартные займы уменьшились на 79,3 млрд. тенге (-3,3%), сомнительные увеличились на 98,0 млрд. тенге (2,0%), безнадежные увеличились на 42,6 млрд. тенге (2,3%). Провизии по займам, выданным банками второго уровня, увеличились на 31,6 млрд. тенге (1,1%).

 

 

 

2.3. Современные  проблемы регулирования банковской  системы в Республике Казахстан.

 

 

В истекшем году в целях  обеспечения финансовой стабильности финансового сектора и поддержания  доверия к финансовой системе  Агентство осуществляло свою деятельность в соответствии с целями и направлениями, предусмотренными Стратегическим планом Агентства на 2010-2014 годы, а также  с учетом задач, обозначенных в Совместном заявлении Правительства Республики Казахстан, Национального Банка  Республики Казахстан и Агентства  об основных направлениях экономической  политики на 2010 год.

В целом принятые меры способствовали стабильному функционированию банковского  сектора и умеренному восстановлению деловой активности в стране.

Успешно завершен процесс  реструктуризации трех казахстанских  банков (АО "БТА Банк", АО "Альянс Банк" и АО "Темiрбанк") с разделением рисков с кредиторами. В результате совокупная внешняя задолженность указанных банков сократилась более чем на 11,0 млрд. долларов США. Результаты данной работы способствовали созданию условий для оздоровления ситуации в банковском секторе и предпосылок его развития в поскризисном периоде. Так, совокупный расчетный собственный капитал банковского сектора вернулся к положительным значениям, составив на 1 января 2011 года 1 832,7 млрд. тенге и увеличившись с начала 2010 года на 919,1 млрд. тенге.

Кроме того, реструктуризация способствовала решению еще одной  важной задачи, которая ставилась  перед банковским сектором в начале 2010 года, – снижение внешнего долга банковского сектора в совокупных обязательствах до уровня не более 30%. В частности, доля внешних обязательств банков в их совокупных обязательствах сократилась до 23,9% на 1 января 2011 года против 33,6% на 1 января 2010 года.

В 2010 году продолжилась тенденция  замещения внешнего фондирования внутренними  источниками финансирования, такими как внутренние депозиты (вклады физических и юридических лиц без учета SPV), которые по сравнению с началом 2010 года выросли на 13,7%, составив на 1 января 2011 года значения в 6 825,3 млрд. тенге. В соответствии с Концепцией развития финансового сектора в посткризисный период депозиты населения и юридических лиц в банках второго уровня должны оставаться основным источником фондирования финансового сектора.

Вместе с тем, кредитная  активность казахстанских банков остается низкой, что обусловлено наличием высоких кредитных рисков в экономике, а также отсутствием достаточного количества высококачественных заемщиков. В этой связи объем ссудного портфеля банковского сектора в 2010 году снизился на 572,8 млрд. тенге или на 5,9%, составив на 1 января 2011 года 9 066,0 млрд. тенге. По состоянию на 01.01.2011г. займы банков, выданные в иностранной валюте, составили 50,2% от совокупного кредитного портфеля или 4 553,2 млрд. тенге (57,2% на 01.01.2010г.).

Одной из основных проблем  банковского сектора остается качество кредитного портфеля. В частности, это  относится к необходимости очистки  балансов банков от неработающих кредитов, доля которых в структуре кредитного портфеля банков на 1 января 2011 года продолжает оставаться на довольно высоком уровне – 32,5%, несмотря на снижение по сравнению  с началом прошлого года на 4 процентных пункта (36,5%).

На фоне общего снижения уровня доли неработающих кредитов банков, в 2010 году наблюдалось сокращение объема провизий (резервов) банковского сектора  Казахстана. Так, за 2010 год общий  объем провизий (резервов) банков снизился до 2 802,2 млрд. тенге, что соответствует 30,9% от кредитного портфеля и покрывает  кредиты с просрочкой платежей свыше 90 дней в 1,3 раза. При этом доля займов с просрочкой платежей свыше 90 дней продолжает сохраняться на довольно высоком уровне и составляет на 01.01.2011г. – 23,8%.

Уровень покрытия неработающих займов сформированными провизиями по банковскому сектору составил 95,0%. Таким образом, в настоящее  время объем сформированных провизий по кредитному портфелю банков находится  на адекватном уровне, что позволит нивелировать будущие списания проблемной задолженности.

Мировой финансово-экономический  кризис выявил процикличность существующих в мировой практике подходов к оценке кредитных рисков, капитала, провизий (резервов) и ликвидности. С учетом этого политика регулирования Агентства носит контрцикличный характер.

В 2010 году в рамках мер  по совершенствованию требований к  достаточности собственного капитала банков Агентством были изучены последние  международные стандарты Базельского комитета по банковскому надзору "Basel III: A global regulatory framework for more resilient banks and banking systems, December 2010" и выработаны соответствующие предложения по их внедрению, которые были рассмотрены на Совете по финансовой стабильности и развитию финансового рынка РК (далее – СФС).

Кроме того, на СФС были рассмотрены  оптимальные подходы к оценке кредитных убытков и формирования динамических провизий на основе моделей  стресс-тестирования.

В целях усиления подходов по управлению рисками ликвидности  в рамках мер раннего реагирования Агентством уже применяются меры по поддержанию банками оптимального соотношения выданных кредитов к  депозитам на уровне не более 1,5, предусмотренные  также в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору "Basel III: International framework for liquidity risk measurement, standards and monitoring, December 2010".

В части усиления требований к риск-менеджменту в банках второго уровня были усовершенствованы подходы и процедуры Агентства к оценке качества и эффективности систем управления рисками и внутреннего контроля.

Так, были введены требования к наличию в банках Плана действий на случай возникновения непредвиденных обстоятельств. В частности, Планом определены превентивные мероприятия, содержащие критические количественные показатели, при достижении которых  банк должен переходить на исполнение оперативных мероприятий, направленных на снижение воздействия непредвиденных обстоятельств на финансовую устойчивость банка и в целом на его деятельность, а также матрицу, определяющую ответственность  руководящих работников и сотрудников  банка за исполнение Плана. Дополнительно, предусмотрено представление в  уполномоченный орган на ежемесячной  основе стресс-сценариев, результатов стресс-тестирования, а также плана действий на случай непредвиденных обстоятельств.

В рамках совершенствования  консолидированного надзора были приняты  меры по исполнению поручения Главы  государства, озвученного в его  Послании народу Казахстана от 29 января 2010 года "Новое десятилетие –  новый экономический подъем –  новые возможности Казахстана" и разработан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части  минимизации рисков" (далее – законопроект). Основными задачами законопроекта являются отсечение банков от явно или скрыто аффилированных непрофильных структур и повышение прозрачности банковской деятельности.

В частности, законопроект предусматривает  запрет на выдачу займов (гарантий) лицам, не имеющим прозрачной структуры  собственности и понятных перспектив бизнеса. Ужесточаются требования к  условиям операций банков с их аффилированными лицами, что минимизирует их возможное негативное влияние на банки.

Кроме того, запрещаются  инвестиции банковских холдингов в  капитал нефинансовых организаций, а инвестиции банков в капитал  дочерних и зависимых финансовых организаций будут лимитированы, и требовать дополнительной капитализации  для банков. Эти меры дополняются  требованиями по консолидированному надзору, что ограничит деятельность банков рамками банковских операций.

Законопроектом предусмотрены  также меры по улучшению корпоративного управления, инфраструктуры фондового  рынка и защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Дополнительно, законопроект предусматривает меры, направленные на повышение устойчивости пенсионных фондов и снижение рисков на рынке ценных бумаг.

В настоящее время законопроект находится на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Для минимизации рисков, связанных с проблемами качества кредитного портфеля БВУ, в свою очередь  препятствующих возобновлению кредитования, Правительством Республики Казахстан  по поручению Главы государства  разработан План пошагового улучшения  качества активов БВУ. В частности, названый план предусматривает меры, направленные на очистку балансов банков от "плохих активов", содействие реструктуризации задолженности заемщиков, меры по налогообложению  и пруденциальному регулированию, а также привлечение зарубежных инвесторов.

Кроме того, в целях повышения  качества финансовых услуг, их соответствия международным стандартам и создания целостной системы защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов Агентством разработан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и  инвесторов".

Данный законопроект направлен  на совершенствование механизмов защиты социальных гарантий граждан по вопросам ипотечного кредитования, достижение оптимального баланса прав, обеспечивающего  приемлемость и надежность систем предоставления финансовых услуг для потребителей и рентабельность для финансовых организаций, а также усиление ответственности  должностных лиц акционерных  обществ путем определения их персональной ответственности за принимаемые  решения.

В настоящее время законопроект направлен на подпись Главе государства[8].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключении данной работы стоит сделать ряд выводов, характеризующих эволюцию банков РК, которые изучены в системе характеристики мирового опыта:

Информация о работе Банковская система РК и основные ее тендеции развития