Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:23, курсовая работа
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
Примечание: годовые отчеты Агенства РК по регулированию финансового рынка и финансовых организаций за 2011 год .
Таблица 2.6
Сведения о
структуре расчетного собственного
капитала банков второго уровня
Наименование |
1.01.11 |
1.04.11 |
Капитал 1-го уровня |
1 418,5 |
1 405,4 |
Уставный капитал |
2 448,6 |
2 411,9 |
Дополнительный капитал |
9,3 |
10,0 |
Капитал 2-го уровня |
451,5 |
428,8 |
Субординированный долг |
503,2 |
511,8 |
Капитал 3-го уровня |
2,4 |
2,3 |
Инвестиции банков |
50,6 |
50,6 |
Всего расчетный собственный капитал |
1 821,4 |
1 785,9 |
Примечание: годовые отчеты Агенства РК по регулированию финансового рынка и финансовых организаций за 2011 год .
Таблица 2.7
Динамика качества ссудного портфеля банковского сектора
Наименование показателя / дата |
1.01.11 |
1.04.11 | ||
сумма осн. долга, млрд. тенге |
в % к итогу |
сумма осн. долга, млрд. тенге |
в % к итогу | |
Всего ссудный портфель |
9065,9 |
100,0 |
9127,2 |
100,0 |
Стандартные |
2389,4 |
26,4 |
2310,1 |
25,3 |
Сомнительные |
4858,2 |
53,6 |
4956,2 |
54,3 |
Сомнительные 1 категории |
1598,8 |
17,6 |
1424,2 |
15,6 |
Сомнительные 2 категории |
573,3 |
6,3 |
683,5 |
7,5 |
Сомнительные 3 категории |
954,3 |
10,5 |
1129,0 |
12,4 |
Сомнительные 4 категории |
486,4 |
5,4 |
464,5 |
5,1 |
Сомнительные 5 категории |
1245,4 |
13,7 |
1254,9 |
13,7 |
Безнадежные |
1818,3 |
20,1 |
1860,9 |
20,4 |
Примечание: годовые отчеты Агенства РК по регулированию финансового рынка и финансовых организаций за 2011 год .
Размер активов и условных обязательств, подлежащих классификации, с начала года увеличился на 356,9 млрд. тенге или на 2,6%. При этом, стандартные активы и условные обязательства, подлежащие классификации, увеличились на 217,6 млрд. тенге или на 3,3%, сомнительные - увеличились на 80,2 млрд. тенге или на 1,6%, безнадежные – увеличились на 59,1 млрд. тенге или на 2,8%. Провизии по активам и условным обязательствам также уменьшились на 931,5 млрд. тенге или на 22,6%.
Ссудный портфель банков второго уровня увеличился с начала года на 61,2 млрд. тенге или на 0,7%. Стандартные займы уменьшились на 79,3 млрд. тенге (-3,3%), сомнительные увеличились на 98,0 млрд. тенге (2,0%), безнадежные увеличились на 42,6 млрд. тенге (2,3%). Провизии по займам, выданным банками второго уровня, увеличились на 31,6 млрд. тенге (1,1%).
2.3. Современные
проблемы регулирования
В истекшем году в целях
обеспечения финансовой стабильности
финансового сектора и
В целом принятые меры способствовали стабильному функционированию банковского сектора и умеренному восстановлению деловой активности в стране.
Успешно завершен процесс реструктуризации трех казахстанских банков (АО "БТА Банк", АО "Альянс Банк" и АО "Темiрбанк") с разделением рисков с кредиторами. В результате совокупная внешняя задолженность указанных банков сократилась более чем на 11,0 млрд. долларов США. Результаты данной работы способствовали созданию условий для оздоровления ситуации в банковском секторе и предпосылок его развития в поскризисном периоде. Так, совокупный расчетный собственный капитал банковского сектора вернулся к положительным значениям, составив на 1 января 2011 года 1 832,7 млрд. тенге и увеличившись с начала 2010 года на 919,1 млрд. тенге.
Кроме того, реструктуризация способствовала решению еще одной важной задачи, которая ставилась перед банковским сектором в начале 2010 года, – снижение внешнего долга банковского сектора в совокупных обязательствах до уровня не более 30%. В частности, доля внешних обязательств банков в их совокупных обязательствах сократилась до 23,9% на 1 января 2011 года против 33,6% на 1 января 2010 года.
В 2010 году продолжилась тенденция
замещения внешнего фондирования внутренними
источниками финансирования, такими
как внутренние депозиты (вклады физических
и юридических лиц без учета
SPV), которые по сравнению с началом
2010 года выросли на 13,7%, составив на
1 января 2011 года значения в 6 825,3 млрд. тенге.
В соответствии с Концепцией развития
финансового сектора в
Вместе с тем, кредитная
активность казахстанских банков остается
низкой, что обусловлено наличием
высоких кредитных рисков в экономике,
а также отсутствием
Одной из основных проблем
банковского сектора остается качество
кредитного портфеля. В частности, это
относится к необходимости
На фоне общего снижения уровня доли неработающих кредитов банков, в 2010 году наблюдалось сокращение объема провизий (резервов) банковского сектора Казахстана. Так, за 2010 год общий объем провизий (резервов) банков снизился до 2 802,2 млрд. тенге, что соответствует 30,9% от кредитного портфеля и покрывает кредиты с просрочкой платежей свыше 90 дней в 1,3 раза. При этом доля займов с просрочкой платежей свыше 90 дней продолжает сохраняться на довольно высоком уровне и составляет на 01.01.2011г. – 23,8%.
Уровень покрытия неработающих займов сформированными провизиями по банковскому сектору составил 95,0%. Таким образом, в настоящее время объем сформированных провизий по кредитному портфелю банков находится на адекватном уровне, что позволит нивелировать будущие списания проблемной задолженности.
Мировой финансово-экономический кризис выявил процикличность существующих в мировой практике подходов к оценке кредитных рисков, капитала, провизий (резервов) и ликвидности. С учетом этого политика регулирования Агентства носит контрцикличный характер.
В 2010 году в рамках мер
по совершенствованию требований к
достаточности собственного капитала
банков Агентством были изучены последние
международные стандарты
Кроме того, на СФС были рассмотрены
оптимальные подходы к оценке
кредитных убытков и
В целях усиления подходов
по управлению рисками ликвидности
в рамках мер раннего реагирования
Агентством уже применяются меры
по поддержанию банками
В части усиления требований к риск-менеджменту в банках второго уровня были усовершенствованы подходы и процедуры Агентства к оценке качества и эффективности систем управления рисками и внутреннего контроля.
Так, были введены требования к наличию в банках Плана действий на случай возникновения непредвиденных обстоятельств. В частности, Планом определены превентивные мероприятия, содержащие критические количественные показатели, при достижении которых банк должен переходить на исполнение оперативных мероприятий, направленных на снижение воздействия непредвиденных обстоятельств на финансовую устойчивость банка и в целом на его деятельность, а также матрицу, определяющую ответственность руководящих работников и сотрудников банка за исполнение Плана. Дополнительно, предусмотрено представление в уполномоченный орган на ежемесячной основе стресс-сценариев, результатов стресс-тестирования, а также плана действий на случай непредвиденных обстоятельств.
В рамках совершенствования консолидированного надзора были приняты меры по исполнению поручения Главы государства, озвученного в его Послании народу Казахстана от 29 января 2010 года "Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана" и разработан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков" (далее – законопроект). Основными задачами законопроекта являются отсечение банков от явно или скрыто аффилированных непрофильных структур и повышение прозрачности банковской деятельности.
В частности, законопроект предусматривает запрет на выдачу займов (гарантий) лицам, не имеющим прозрачной структуры собственности и понятных перспектив бизнеса. Ужесточаются требования к условиям операций банков с их аффилированными лицами, что минимизирует их возможное негативное влияние на банки.
Кроме того, запрещаются
инвестиции банковских холдингов в
капитал нефинансовых организаций,
а инвестиции банков в капитал
дочерних и зависимых финансовых
организаций будут
Законопроектом предусмотрены также меры по улучшению корпоративного управления, инфраструктуры фондового рынка и защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Дополнительно, законопроект предусматривает меры, направленные на повышение устойчивости пенсионных фондов и снижение рисков на рынке ценных бумаг.
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Для минимизации рисков, связанных с проблемами качества кредитного портфеля БВУ, в свою очередь препятствующих возобновлению кредитования, Правительством Республики Казахстан по поручению Главы государства разработан План пошагового улучшения качества активов БВУ. В частности, названый план предусматривает меры, направленные на очистку балансов банков от "плохих активов", содействие реструктуризации задолженности заемщиков, меры по налогообложению и пруденциальному регулированию, а также привлечение зарубежных инвесторов.
Кроме того, в целях повышения качества финансовых услуг, их соответствия международным стандартам и создания целостной системы защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов Агентством разработан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов".
Данный законопроект направлен на совершенствование механизмов защиты социальных гарантий граждан по вопросам ипотечного кредитования, достижение оптимального баланса прав, обеспечивающего приемлемость и надежность систем предоставления финансовых услуг для потребителей и рентабельность для финансовых организаций, а также усиление ответственности должностных лиц акционерных обществ путем определения их персональной ответственности за принимаемые решения.
В настоящее время законопроект направлен на подпись Главе государства[8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данной работы стоит сделать ряд выводов, характеризующих эволюцию банков РК, которые изучены в системе характеристики мирового опыта:
Информация о работе Банковская система РК и основные ее тендеции развития