Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:49, курсовая работа
В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа и создании основных элементов 3-уровневой системы ее финансирования: бюджетное финансирование, банковские кредиты и прямые инвестиции через механизмы рынка капиталов.
С точки зрения мобилизации свободных финансовых ресурсов наиболее высокими темпами развивался рынок государственных ценных бумаг и рынок ценных бумаг коммерческих банков, а также (в 1991 - 1994 годах) рынок ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг, выпускаемых вновь созданными компаниями, включая нелицензированные финансовые компании, привлекавшие средства населения. Таким образом, мобилизация финансовых ресурсов через рынок ценных бумаг государством, банками, а до начала 1995 года и венчурными компаниями приобрела домин
слабое развитие нормативной
правовой базы, устанавливающей
незавершенность работы по устранению "риска регистратора" и нарушений прав акционеров со стороны эмитента.
Для решения этих проблем необходимо обеспечить проведение активной государственной политики, направленной на дальнейшее развитие самостоятельного российского рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам России, интегрированного в мировой фондовый рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в российскую экономику.
Раздел II. Государственная политика на рынке
ценных бумаг
1. Основы государственной политики на рынке ценных бумаг
Продолжение и углубление экономически и социально обоснованных реформ - общеполитическая задача государства на рынке ценных бумаг.
Среди стран с переходной экономикой Россия, без сомнения, занимает особое место, и применение в России опыта, накопленного в других странах с развивающейся рыночной экономикой, требует тщательного анализа предлагаемых концепций, которые считаются само собой разумеющимися.
Формирование эффективного
рынка ценных бумаг должно рассматриваться
в общем контексте социально-
В развитии рынка капиталов уже создан значительный задел. По целому ряду позиций Россия имеет сходство с наиболее развитыми финансовыми рынками мира, выражающееся:
в большом количестве реально функционирующих корпораций, акции которых могут обращаться на рынке;
в большом количестве финансовых институтов, действующих на рынке;
в склонности населения к
операциям с фондовыми
в высокой степени открытости внутреннего рынка;
в многообразии обращающихся
на рынке инструментов и значительной
концентрации интеллектуальных ресурсов,
задействованных в его
Приватизация государственных
предприятий привела к созданию
структуры собственности на финансовые
активы, которая больше напоминает
структуру, существующую в странах
с высокоразвитыми рынками
К особенностям российского рынка ценных бумаг относится значимость его социальной составляющей. Граждане России требуют разнообразия способов инвестирования своих сбережений и обеспечения личной финансовой безопасности, поэтому при формировании политики в отношении рынка ценных бумаг государство не может исходить только из потребностей экономики в доступности инвестиций, а должно учитывать потребности населения в целом. Острота социальных вопросов в сфере развития рынка капиталов обусловливается также тем, что российские граждане потеряли значительную часть своих сбережений в результате инфляции, а также деятельности нелицензированных финансовых компаний в 1992 - 1994 годах.
Важнейшей задачей государства
является создание условий, при которых
граждане России и другие потенциальные
инвесторы обретут доверие к
рынку ценных бумаг. Для этого
необходимо разъяснить государственную
политику на рынке ценных бумаг, чтобы
добиться понимания частными инвесторами
реализуемых экономических
Защита частной собственности как основы формирующейся
социально-экономической системы
Частная собственность - основа формирующейся в России социально-экономической системы. Ее развитие и защита всеми имеющимися у государства средствами являются стержнем государственной политики в области развития рынка капиталов. Восстановление доверия граждан к государству как гаранту частной собственности становится необходимым условием социальной поддержки курса реформ и обеспечения стабильности в обществе. Более того, российские граждане имеют полное право рассчитывать, что государственная политика в области развития рынка капиталов обеспечит не только сохранение, но и приумножение их частной собственности. Государство обязано обеспечить доступ граждан России к доходам, формирующимся на российском рынке капиталов.
Функции государства на рынке ценных бумаг
Особенность рынка ценных
бумаг состоит в том, что обращающиеся
на нем ценности представляют собой
совокупность прав и не существуют
в отрыве от обеспечиваемой государством
нормативной правовой базы и системы
правоприменения. Таким образом, государство
выполняет системообразующую
Государство создает систему
регулирования рынка и
Развитие системы
Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.
Государство является крупнейшим
держателем ценных бумаг российских
предприятий и выступает
На начальном этапе
развития инфраструктуры рынка ценных
бумаг государство будет
участие в финансировании развития инфраструктуры рынка;
участие в других формах поддержки инфраструктурных проектов, в том числе путем привлечения инвестиций международных финансовых организаций.
При реализации инфраструктурных
проектов государство будет расширять
сотрудничество с организациями
и специалистами, поддерживающими
государственную политику в области
развития инфраструктуры рынка ценных
бумаг и самого рынка ценных бумаг,
и не будет взаимодействовать
с организациями и лицами, деятельность
или публичные заявления
Функции, связанные с прямым участием государства в создании инфраструктуры рынка ценных бумаг, являются временными. Они постепенно будут полностью переданы участникам рынка.
2. Важнейшие принципы государственной политики на рынке
ценных бумаг
К важнейшим принципам государственной политики на рынке ценных бумаг относятся:
а) принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, основанный на том, что государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.
Реализация этого принципа
будет строиться с учетом необходимости
минимизировать возможность проявления
конфликта интересов в связи
с совмещением функций
б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;
в) принцип минимального
государственного вмешательства и
максимального
При реализации этого принципа государство будет исходить из необходимости:
минимизировать затраты из федерального бюджета при создании инфраструктуры рынка;
отказаться от навязывания централизованных решений при создании инфраструктуры рынка;
обеспечить гласность
нормотворчества и
г) принцип равных возможностей, означающий:
стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
гласное и конкурсное распределение
государственной поддержки
отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;
запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний - реестродержателей).
Этот принцип означает также следующее:
в случае необходимости государство будет контролировать уровень конкуренции на рынке вплоть до полного его ограничения путем объявления одного из участников рынка монополистом; если государство принимает такое решение, то монополистом может быть объявлено только государственное предприятие;
признавая, что различные
группы участников рынка ценных бумаг
имеют различные стартовые
д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;
е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, означающий следование рекомендациям Группы 30 в целях создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.
3. Национальные интересы и рынок ценных бумаг
Национальные интересы России,
понимаемые как комплекс макроэкономических
и макрополитических задач
а) восстановление процесса расширенного воспроизводства и повышение его эффективности на основе мобилизации внутренних и внешних инвестиционных ресурсов;
б) усиление социальной ориентированности
экономики и повышение
обеспечение финансовой безопасности граждан путем формирования надежных долгосрочных финансовых инструментов для инвестирования сбережений населения;
доступ населения к наиболее высокодоходным финансовым инструментам рынка ценных бумаг, и прежде всего к государственным ценным бумагам;
участие населения в доходах от роста курсов ценных бумаг на этапе подъема экономики на основе приоритетного развития всех форм коллективных инвестиций;
в) укрепление экономического суверенитета страны, что означает:
формирование в России самостоятельного финансового центра мирового значения и концентрацию операций с российскими ценными бумагами внутри страны на основе форсированного развития инфраструктуры рынка;
динамичное развитие отечественной инвестиционной базы прежде всего за счет развития институтов коллективного инвестирования;
диверсификацию источников
иностранных инвестиций и стимулирование
конкуренции между иностранными
инвесторами в целях снижения
зависимости от конкретных групп
инвесторов, стабилизации рынка и
удешевления стоимости