Анализ финансовой системы в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:03, реферат

Краткое описание

Опыт построения и функционирования финансовой системы Германии, на данном этапе представляет интерес для нашей страны. Поэтому изучение германской финансовой системы целесообразно, с точки зрения возможного использования некоторых ее моментов в устройстве государственных финансов России.
Целью данной работы является рассмотрение финансовой системы Федеративной Республики Германии. Для этого рассматриваются все звенья финансовой системы.

Оглавление

Содержание. 1
Введение. 2
1. Финансовый бюджет как главное звено финансовой системы. 4
1.1. Бюджетный процесс и финансовый контроль. 5
1.2. Доходы федерального бюджета. 6
1.3. Расходы федерального бюджета. 11
1.4. Государственный долг и бюджетный дефицит. 14
2. Специальные правительственные фонды. 18
3. Бюджеты земель и общин Германии. 21
4. Государственные предприятия. 23
Заключение. 25

Файлы: 1 файл

реферат по финансам.docx

— 48.74 Кб (Скачать)

       Поземельным налогом облагаются земельные участки  предприятий, лесное хозяйство, сельскохозяйственные угодья. Диапазон ставок этого налога колеблется от 0,6 % до 3,1%. Ставка состоит из двух частей: основной ставки, устанавливаемой финансовым ведомством, и надбавки соответствующей общины, которая определяется состоянием местных финансов.

       Налог на транспортные средства уплачивают владельцы мотоциклов, легковых и  грузовых автомобилей. Принцип взимания налога: объем двигателя для мотоциклов и легковых автомобилей, общий вес автомобилей - для грузовых. 

       К косвенным налогам ФРГ относят  налог на добавленную стоимость, земельный налог с оборота, индивидуальные акцизы (на нефтепродукты, табак, кофе), налог с оборота импорта, фискальная монополия и таможенные пошлины. НДС занимает главное место среди косвенных налогов. На его долю приходится около 43% всех косвенных налоговых поступлений в стране.

       НДС облагается конечный потребитель в  частной и государственной сфере  потребления товаров и услуг. Применяются две ставки НДС: общая (14%) и льготная (7%).

       Монополистическому  капиталу предоставляются большие  льготы при обложении НДС. Во-первых, НДС не взимается с прибыли  при ее обложении. Во-вторых, поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и вспомогательных материалов, товаров от одной компании к другой, товары на экспорт облагаются по льготной ставке.

       Помимо  НДС ряд товаров облагается индивидуальными  акцизами. Эти акцизы называются в  ФРГ налогами на потребление и  являются второй группой косвенных  налогов в стране. Удельный вес налогов на потребление в общей сумме косвенных налогов превышает 40%.

       К числу важных косвенных налогов  относятся и таможенные пошлины. Ими облагаются как импортные, так и экспортные товары. Удельный вес таможенных пошлин в общей сумме налоговых поступлений составляет около 3%. ФРГ относится к числу стран, применяющих адвалорные (процентные пошлины). Действующий в ФРГ таможенный тариф подразделяется в зависимости от страны происхождения товара.

       Кроме того, в ФРГ существует так называемый импортный налог. Им облагаются ввозимые товары, которые получают экспортные льготы в странах их производства.

       Признание наряду с налогами таких платежей, как пошлина традиционно для германского права. Пошлина взимается за индивидуальное пользование государственными услугами или учреждениями, сборы - за предоставление возможностей организации, выражающей интересы определенной группы.

       Принцип  обеспечения финансовой системы  государства за счет налогов ни в коей мере не исключает права законодателя вводить иные виды отчислений. На этой основе развилась практика введения специальных платежей, которые  предусматривают особую финансовую ответственность плательщика за решение задач государственного финансирования.

       Обязательным  общегосударственным налогом является церковный налог. Устанавливая церковный налог в качестве обязательного, Центральное Правительство хотело заручится поддержкой католической церкви.

       Забота  о сохранении естественной среды  обитания повлекла за собой введение "экологического налога", который, в сущности, является добавкой к  поземельному налогу.

       Политические  события последних лет не обошли стороной налоговое законодательство страны: в марте 1991 года была введена  надбавка на солидарность, поступления от которой направляются на финансирование крупномасштабных проектов в бывшей ГДР. Ставка "надбавки на солидарность" корректируется ежегодно.

       Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.

       В глобальном аспекте достижению цели выравнивания доходов служит ступенчатая структура налоговой системы. Большую роль в формировании бюджетных доходов играет поступление от "общих" (совместных) налогов - подоходного, корпорационного, НДС - распределяются в соответствующей пропорции между бюджетами трех уровней власти (вертикальное выравнивание). Затем земельная доля в НДС перераспределяется от благополучных в финансовом плане земель к бедным (горизонтальное выравнивание). Кроме того, из бюджета федерации слабые земли получают "дополнительные федеральные дотации" (вертикальное выравнивание).

       1.3. Расходы федерального  бюджета.

 
 

       Одним из орудий воздействия государства  на процесс общественного воспроизводства  выступают государственные расходы. Они отражают особенности развития страны. За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин.

       Удельный  вес расходов центрального правительства  в ВНП остается сравнительно стабильным: от 13% в повышательных фазах до 15% в годы кризисов. Такой незначительный разброс колебаний обусловлен законодательно установленной границей кредитной базы финансирования расходов, допускаемых за счет привлечения дополнительных займов (эмиссия казначейских векселей и облигаций). Конституция ФРГ ограничивает ежегодные кредитные заимствования федерации величиной инвестиционных расходов бюджета.

       Структура расходов федерального бюджета отражает функции, выполняемые федеральным правительством. На центральное правительство ложатся все военные расходы и расходы на внешние отношения, основная часть социальных затрат, а также расходов на финансовое содействие (субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование) отдельных отраслей, производств и регионов, на науку и образование, на содержание административного аппарата.

       Важное  место в системе государственного регулирования принадлежит бюджетным расходам на экономику (затраты на жилищное строительство, коммунальное хозяйство, энергетику, добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, связь, транспорт и сельское хозяйство). Из них до 90% идет на финансирование производственной инфраструктуры: строительство и поддержание дорог, аэродромов, федеральной железной дороги и почты.

       Военные расходы в федеральном бюджете  страны составляют примерно 25-30%. Причем нужно заметить, что большая доля военных расходов приходится на бюджеты земель и общин. 

       Финансирование  научно-технических программ осуществляется через министерство исследований и  технологий. Доля расходов на науку  и образование невелика (2-5%) по сравнению с социальными выплатами, субсидиями на экономику и затратами на управление. Финансирование НИОКР -2,9% от ВВП. Расходы на управление составляют около 3% расходов федерального бюджета, и включают затраты на содержание верховных органов власти и федерального государственного аппарата.

       Федеральное Правительство, начиная с 1951 г., перешло  к постоянному выпуску займов. Соответственно увеличивались расходы на погашение и проценты по государственному долгу.

       Центральное правительство, используя свои финансовые ресурсы, стремится расширить  возможности  и укрепить позиции монополий  ФРГ и на внешних рынках. Для  этой цели из федерального бюджета  ежегодно выделяется средства на внешнюю "помощь". Эти средства позволяют расширить рынки сбыта, получить сырье, обеспечивать условия для экспорта частного капитала. 

       Одна  из целей бюджетной политики - смягчение  социального неравенства в обществе. Решается она как характером налогообложения, так и трансфертами из бюджета нуждающимся семьям. С середины 70-х годов на цели социального обеспечения  направляется 46-47% всех расходов госбюджета, включая фонд социального страхования и социального обеспечения. Относительно высокий удельный вес затрат на социальные цели объясняется прямой заинтересованностью государства в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы.

       При формировании  бюджетных расходов важным параметром является их структура, как функциональная, по отраслям, так и народнохозяйственные удельные веса блоков расходов в текущих и капитальных расходах.

       Государство ФРГ аккумулирует в бюджете существенную часть денежного капитала страны. Он идет, прежде всего, на финансирование собственных капиталовложений государства, остальная часть сбережений в виде кредитов и субсидий идет на поощрение капиталовложений в частном секторе.

       Одновременно  государство с помощью налоговой  и амортизационной политики оказывает  массированное влияние на накопление капитала в частном секторе. Большие недопоступления в бюджет оборачиваются высоким удельным весом самофинансирования предприятий.

       Конец 80-х начало 90-х годов характеризуется  снижением государственных инвестиций и социальных расходов. Однако во второй половине 80-х годов за счет постепенного снижения бюджетного дефицита наблюдалось некоторое расширение социальных услуг. В целом наблюдается достаточно стабильный рост государственных расходов.

1.4. Государственный  долг и бюджетный  дефицит.

 

       Относительно  устойчивый и высокий бюджетный  дефицит начала 80-х г. (от 3,3% до 4,9% от ВНП) остро поставил вопрос о желательных  масштабах государственной деятельности. Уже при правительстве Г. Шмидта  начался переход к ограничению доли государства в ВНП. Правительство Г. Коля с 1982 г. пересмотрело распределение между государством и частным секторами с целью устранения перекоса в сторону государства.

       При правительстве Г. Коля снижение бюджетного дефицита стало важным стартовым  мероприятием. В процесс снижения госквоты и бюджетного дефицита были вовлечены все народнохозяйственные компоненты государственных расходов, сдерживался прирост расходов на персонал, на товары и услуги, социальные трансферты, капитальные вложения.

       В целом успех в ограничении  роста расходов был значительным. Государственная активность была значительно ограничена, что создало благоприятные возможности для частного сектора.

       С 1990 г. в связи с объединением Германии обнаружилась тенденция к довольно значительному росту бюджетного дефицита. Для замедления роста расходов на выплату процентов по госдолгу Министерство финансов ФРГ использует  некредитное покрытие расходов, а также продажу государственной собственности.

       Главной материальной базой, на которую опирались  новые земли в выходе из кризиса, были трансферты из госбюджета, а также средства различных фондов. Поскольку этих средств было не достаточно правительство пошло на увеличение налогов.

       Восстановительные процессы в новых землях сопровождался новым устройством государственных финансов на их территории. Вместе с тем структура бюджетов новых земель и общин свидетельствует об их полной финансовой несамостоятельности: 75% всех доходов - трансферты из Западной Германии. Следует отметить, что при обвальных финансовых потоках в новые земли правительство по-прежнему преследует цель снижения государственных расходов и налогов в ВНП.

       Государственный долг ФРГ, как и других, промышленно развитых  государств, стал одним из факторов функционирования финансовой системы. По величине и темпам роста долга ФРГ стоит на третьем месте после США, Великобритании. Особенностью развития государственного долга ФРГ является тенденция к сокращению доли федерального правительства и земель при росте задолженности общин.

       Наряду  с ростом государственной задолженности  увеличивается и кредитная деятельность государства. На протяжении нескольких последних лет сумма предоставленных кредитов превышает сумму полученных займов.  ФРГ размещает займы внутри страны и за границей.

       Рынок государственных  ценных бумаг Германии - четвертый крупнейший международный рынок правительственных обязательств после США, Японии и Великобритании.  Отличительной его особенностью является то, что он по своему объему не превалирует над рынком остальных типов долговых фондовых инструментов,  но значительно превышает рынок акций.  В общем объеме облигаций, размещенных на территории ФРГ,  в последние годы доля государственных  облигаций  не превышала 40%,  в то время как удельный вес облигаций, выпушенных частными банками, составлял более 60%. Следует отметить, что благодаря активной политике правительства по размещению ценных бумаг, значение сектора государственных облигаций постоянно возрастает. 

Информация о работе Анализ финансовой системы в Германии