Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 13:42, курсовая работа
В условиях рыночной экономики предприятие - самостоятельный элемент экономической системы - взаимодействует с партерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.
Введение
3
1.Теоретические основы анализа бухгалтерской отчетности
5
1.1. Содержание отчета о финансовых результатах организации, его роль в оценке финансчового состояния организации
8
1.2. Методы составления отчета о финансовых результатах
9
2. Аналитические возможности «Отчета о финансовых результатах организации»
20
2.1. Анализ состава и структуры доходов и расходов организации. Анализ прочих доходов и расходов.
20
2.2. Общая оценка структуры и динамики чистой прибыли организации
28
2.3. Анализ прибыли от продаж
34
2.4. Анализ рентабельности обычных видов деятельности
38
Заключение
44
Список литературы
46
N0 –выручка от продаж предыдущего периода, тыс. руб.
3. Расчёт влияния на прибыль изменения отпускных цен на проданную продукцию (Δ Р2):
Δ Р2 = N1 – N1,0 ,
где N1 – выручка от продаж отчётного периода, тыс. руб.
4. Расчёт влияния на прибыль
изменения себестоимости
Δ Р3 = S1,0 – S1,
где S1,0 –полная себестоимость проданной продукции отчётного периода в ценах и условиях предыдущего, тыс. руб.
S1 –полная себестоимость проданной продукции отчётного периода, тыс. руб.
Такой расчет можно провести не только в целом по общей сумме расходов на производство и продажу продукции, работ, услуг, но и оценить влияние производственных, управленческих и коммерческих расходов отдельно.
5. Расчет влияния на прибыль изменения в структуре продаж (Δ Р4):
Δ Р4 = Δ Р – ΔP1 – ΔP2 – ΔP3.
6. Расчет совокупного влияния факторов, равного общему изменению прибыли от продаж (Δ Р):
Δ Р = Р1 – P0 = Δ Р1 + Δ P2 + Δ P3 + Δ P4.
Факторный анализ позволяет выявить резервы увеличения прибыли от продаж за счет:
– снижения расходов;
– оптимизации структуры (ассортимента) продаж;
– разработки гибкой ценовой политики;
– поиска новых рынков сбыта;
–улучшения качества продукции, работ, услуг и др.
По данным таблицы 4 получаем следующие результаты:
1)Расчет общего изменения
ΔР=130693-85783= +44910 (тыс. руб.);
2)Расчет влияния на
прибыль изменений объема
ΔР1=998415/870421*100-100= +14,7%,
ΔР1=85783*(+14,7)/100= +12610 (тыс. руб.);
3)Расчет влияния на прибыль изменение отпускных цен на проданную продукцию (ΔР2):
ΔР2=1306341-998415= +307926 (тыс. руб.);
4)Расчет влияния на
прибыль изменения
ΔР3=889926-1175648= -285722 (тыс. руб.);
5)Расчет влияния на прибыль изменения в структуре продаж (ΔР4):
ΔР4=108489-85783-12610= +10096 (тыс. руб.);
6)Расчет совокупного влияния факторов, равного общему изменению прибыли от продаж (ΔР):
ΔР=12610+307926-285722+10096= +44910 (тыс. руб.).
Прибыль от продаж отражает общий финансовый результат от различных видов (операционных сегментов) обычной деятельности организации.
2.4.Анализ рентабельности обычных видов деятельности
Аналитические возможности Отчета о финансовых результатах позволяют оценить рентабельность обычных видов деятельности организации.
Для расчета показателей рентабельности, как правило, используется прибыль от продаж. Однако в отдельных случаях, например, при оценке рентабельности отдельных операционных сегментов (видов деятельности), целесообразно использовать валовую прибыль.
Для оценки рентабельности обычных видов деятельности рассчитывают и анализируют в динамике следующие показатели:
1. Рентабельность продаж (Рn) - отражает величину прибыли, полученной с каждого рубля выручки от продаж товаров, продукции работ, услуг:
Рn=Рп/N,
Где Рп - прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг;
2. Рентабельность расходов по обычным видам деятельности (Ps) - позволяет оценить, сколько прибыли получено организацией с каждого рубля затрат на производство и продажу продукции, работ, услуг:
Ps=Pп/S,
Где S - общая сумма расходов по обычным видам деятельности (полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг)
3. Рентабельность производственных расходов (РSn) - характеризует величину прибыли с каждого рубля расходов, связанных с производством продукции, работ, услуг:
PSn=Pп/Sп,
где Sп - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая включает расходы, связанные с производством и его организацией;
4. Рентабельность управленческих расходов (Рур) - показывает величину прибыли, полученную с каждого рубля управленческих расходов:
Рур=Рп/УР;
5. Рентабельность коммерческих расходов (Ркр) - позволяет оценить величину прибыли, полученную с каждого рубля коммерческих расходов:
Ркр=Рп/КР.
Проанализируем динамику показателей рентабельности обычных видов деятельности с помощью таблицы 5.
Таблица 5
«Динамика показателей рентабельности обычных видов деятельности организации»
Показатель |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Отклонение (+,-) |
Исходные данные для анализа |
1.Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
870421 |
1306341 |
+435920 | |||
2.Себестоимость проданных |
654975 |
987604 |
+332629 | |||
3.Коммерческие расходы, тыс. руб. |
89581 |
132148 |
+42567 | |||
4.Управленческие расходы, тыс. руб. |
40082 |
55896 |
+15814 | |||
5.Полная себестоимость |
784638 |
1175648 |
+391010 | |||
6.Прибыль от продаж, тыс. руб. |
85783 |
130693 |
+44910 | |||
Показатели рентабельности обычной деятельности | ||||||
7.Рентабельность продаж, % (п.6:п.1) |
9,89 |
10,00 |
+0,14 | |||
8.Рентабельность расходов по обычным видам деятельности (затрат на производство и продажу продукции), %(п.6:п.5) |
10,93 |
11,12 |
+0,19 | |||
9.Рентабельность |
13,10 |
13,23 |
+0,13 | |||
10.Рентабельность |
95,76 |
98,90 |
+3,14 | |||
11.Рентабельность |
214,02 |
233,81 |
+19,79 |
Полученные результаты позволяют увидеть, что в отчетном году по сравнению с предыдущим произошло повышение рентабельности обычной деятельности. В частности, рентабельность продаж возросла с 9,86 до 10%, рентабельность затрат на производство и продажу продукции – с 10,93 до 11,12%. Аналогичная тенденция сложилась в отношении частных показателей прибыльности обычной деятельности (рентабельности производственных, коммерческих и управленческих расходов). Невысокие значения показателей рентабельности продаж и затрат связаны с отраслевыми особенностями. В целом рост рентабельности продаж способствовал повышению рентабельности капитала анализируемой организации.
В ходе анализа необходимо выявить влияние различных факторов на рентабельность обычных видов деятельности. Для этого используется следующая факторная модель:
Рs=Pп/S=(Рп/N) / (S/N)=Pn/Z,
Где Z - затраты на один рубль проданной продукции, руб.
Воспользуемся данными таблицы 6 для проведения факторного анализа рентабельности расходов по обычным видам деятельности.
Таблица 6
«Исходные данные для факторного анализа рентабельности обычных видов деятельности организации»
Показатель |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Отклонение (+,-) |
1.Выручка (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
870421 |
1306341 |
+435920 |
2.Полная себестоимость |
784638 |
1175648 |
+391010 |
3.Прибыль от продаж тыс.руб. |
85783 |
130693 |
+44910 |
4.Рентабельность продаж, % |
9,86 |
10,00 |
+0,14 |
5.Рентабельность затрат на |
10,93 |
11,12 |
+0,19 |
6.Затраты на 1 рубль проданной продукции (работ, услуг), коп. (п.2:п.1) |
90,14 |
90,00 |
-0,14 |
Расчет влияния факторов на исследуемый показатель можно осуществить интегральным методом или методом цепных подстановок:
Δ Рs(Pn)=(Pn1/Z0) – (Pn0/Z0) = (10/90,14)*100-10,93= +0,16%;
Δ Рs(Z)=(Pn1/Z1) – (Pn1/Z0) = 11,12-11,09= +0,03%.
Таким образом, рентабельность затрат возросла в большей степени за счет повышения рентабельности продаж и в меньшей степени за счет снижения затратоемкости реализуемой продукции.
В завершении анализа следует рассчитать влияние рентабельности обычных видов деятельности на изменение прибыли от продаж, использую следующую факторную модель:
Рп=N*Pn.
Используя данные таблицы 6, с помощью приема абсолютных разностей получаем следующие результаты:
Δ Р(N)= Δ N*Pn0= +435920*0,0986= +42982 ( тыс.руб.);
Δ Р(Pn)= Δ Рn*N1= +0,0014*1306341= +1829 (тыс. руб.).
Из выполненных расчетов видно, что основной причиной роста прибыли от продаж (на 42982 тыс.руб.) явилось увеличение выручки. Влияние рентабельности было менее значительным – ее повышение на 0,14 пункта привело к росту прибыли на 1829 тыс.руб. Сложившаяся на предприятие ситуация является характерной для предприятий молочной отрасли, деятельность которых осуществляется в условиях жесткой конкуренции. Однако не только этот фактор сдерживает повышение цен. Продукция молочных предприятий является товарами первой необходимости, цены на которые подвергаются регулированию со сотороны административных органов власти.
В целом основными факторами, оказывающими влияние на рентабельность продаж, являются следующие:
-структура продукции;
-цены на продаваемые товары, продукцию, работы, услуги;
-уровень расходов на производство и продажу продукции, работ услуг;
-эффективность использования производственных и финансовых ресурсов;
-качество продукции;
-уровень организации и управления производством и продажами;
- отраслевые особенности, внешние условия
функционирования организации (экономическая
ситуация в стране, развитие внешнеэкономических
связей, цены на энерго- и другие ресурсы,
обеспеченность ими региона и т.д.). [16]
Заключение
Финансовый результат хозяйственной деятельности организации может быть исчислен как в балансе, так и в отчете о финансовых результатах организации. Баланс является отчетом на определенный момент, например на отчетную дату. При этом в самом балансе финансовый результат определяется сравнением собственного капитала на начало и конец отчетного года, включая суммы распределения прибыли (либо исключая уменьшение капитала) и вычитая увеличение вложенного капитала в отчетном году. Другими словами, по балансу определяется, по существу, наращение собственного капитала за отчетный период, которое должно быть равнозначно полученной прибыли предприятия (за исключением сумм дополнительных взносов и изъятий собственников).
В отличие от бухгалтерского баланса, финансовый результат в отчете о финансовых результатах организации определяется, как разница между сальдо доходов и расходов отчетного периода нарастающим итогом с начала года до отчетной даты, принимая во внимание, что в бухгалтерском учете финансовый результат хозяйственной деятельности определяется подсчетом и балансированием всех прибылей и всех убытков (потерь) за отчетный период. Для этого используется счет 99 "Прибыли и убытки". Сальдо на данном счете (дебетовое - убыток, кредитовое - прибыль) отражает финансовый результат хозяйственной деятельности по кумулятивному принципу на счете 99 "Прибыли и убытки" нарастающим итогом с начала отчетного года. Таким образом, отчет о финансовых результатах организации является, по существу, отчетом за определенный период (месяц, квартал, год).
Из сказанного следует, что если баланс является отражением имущества, обязательств и собственного капитала, то отчет о финансовых результатах организации как составная часть годовой и промежуточной отчетности позволяет определить вид, величину и источники формирования финансового результата на основе произведенных расходов. Отчет о финансовых результатах не только отражает прибыль или убыток как абсолютные величины, но и содержит информацию о доходности, что позволяет анализировать составляющие финансового результата.
Информация о финансовых результатах деятельности предприятия необходима для удовлетворения информационных потребностей широкого круга пользователей и принятия экономических решений. При этом согласно МСФО к пользователям отчетности относятся реальные и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы (заимодавцы), поставщики и иные торговые кредиторы, покупатели, правительства и их органы, общественность.
Финансовый учет и формирование бухгалтерской
(финансовой) отчетности в России претерпевают
в настоящее время все большие изменения, связанные
с адаптацией к требованиям международных
стандартов бухгалтерского учета.
Список литературы
1.Приказ Министерства финансов РФ от 6 мая 1999г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/1999).
2. Приказ Министерства финансов РФ от 6 мая 1999г. № 333н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/1999).
3. Приказ Министерства РФ от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/2001).
4. Приказ Министерства РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» (ПБУ 18/2002).
Информация о работе Аналитические возможности отчета о финансовых результатах организации