Аналитические возможности отчета о финансовых результатах организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики предприятие - самостоятельный элемент экономической системы - взаимодействует с партерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.

Оглавление

Введение
3
1.Теоретические основы анализа бухгалтерской отчетности
5
1.1. Содержание отчета о финансовых результатах организации, его роль в оценке финансчового состояния организации
8
1.2. Методы составления отчета о финансовых результатах
9
2. Аналитические возможности «Отчета о финансовых результатах организации»
20
2.1. Анализ состава и структуры доходов и расходов организации. Анализ прочих доходов и расходов.
20
2.2. Общая оценка структуры и динамики чистой прибыли организации
28
2.3. Анализ прибыли от продаж
34
2.4. Анализ рентабельности обычных видов деятельности
38
Заключение
44
Список литературы
46

Файлы: 1 файл

Курсовая 2014.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

Схема анализа третьей группы прочих доходов и расходов, связанных с возникновением чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности и в мировой практике именуемых экстраординарными, аналогична той, которая используется при исследовании всех остальных прочих доходов и расходов.

 

2.2. Общая оценка структуры и  динамики чистой прибыли организации

 

Цель анализа структуры и динамики чистой прибыли организации – выявление тенденций изменения этого показателя и всех элементов (статей) его формирования.

Анализ чистой прибыли включает три этапа.

1 этап.

Предусматривает расчет и анализ динамики (абсолютного изменения и темпов роста) чистой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим и всех статей ее формирования (горизонтальный анализ). В процессе такого анализа необходимо обратить внимание на сокращение доходов и прибыли, а также увеличение расходов и убытков, полученных от операций и видов деятельности (табл. 2.)

Таблица 2

«Динамика факторов формирования чистой прибыли организации, тыс. руб.»

Показатель

Предыдущий год

Отчетный год

Отклонение, (+,-)

Темп роста, %

1.Выручка (нетто) от продажи товаров , продукции, работ, услуг

870421

1306341

+435920

150,08

2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

654975

987604

+332629

150,78

3.Валовая прибыль от продаж

215446

318737

+103291

147,94

4.Коммерческие расходы

89581

132148

+42567

147,52

5. Управленческие расходы

40082

55896

+15814

139,45

6.Прибыль (убыток) от продаж

85783

130693

+44910

152,35

7.Проценты к получению

2699

1984

-715

73,51

8.Проценты к уплате

11713

16711

+4998

142,67

9.Доходы от участия в других организациях

-

-

-

-

10. Прочие доходы

3447

9415

+5968

2,7 раза

11.Прочие расходы

6920

28143

+21223

4,1 раза

12.Итого прочих доходов (за минусов  расходов)

(12487)

(33455)

+(20968)

2,7 раза

13.Прибыль (убыток) до налогообложения (общая бух. прибыль)

73296

97238

+23942

132,66

14.Изменение отложенных налоговых активов

-

1232

+1232

-

15.Изменение отложенных налоговых обязательств

-

3794

+3794

-

16.Текущий налог на прибыль

17591

25277

+7686

143,69

17.Чистая прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода

55705

69399

+13694

124,58


 

Данные таблицы 2 позволяют видеть, что в отчетном году по сравнению с предыдущим произошло увеличение прибыли от продаж на 44910 тыс. руб. или в 1,5 раза, прибыли до налогообложения – на 23942 тыс. руб., или 32,66 пункта, чистой прибыли – на 13694 тыс. руб., или 24,58 пункта. Положительная динамика результата от обычных видов деятельности сложилось вследствие опережающего роста выручки (на 50,08 пункта) по сравнению коммерческим и управленческим расходами (их прирост составил 47,52 и 39,45 пункта соответственно).

 

2 этап.

Включает расчет, и анализ структуры чистой прибыли в отчетном и предыдущем периоде, т.е. удельного веса отдельных ее элементов в общей величине прибыли. При этом выявляются приоритетные составляющие доходов, расходов и соответственно финансовых результатов для того, чтобы в дальнейшем провести их углубленный анализ, выявить причины снижения доходов и увеличения расходов.

 

3 этап.

Проводится расчет, и оценка изменений в структуре чистой прибыли, что позволяет выявить структурные сдвиги в статьях формирования прибыли.

2 и 3 этапы означают проведение вертикального анализа.

Следует заметить, что поскольку источником формирования чистой прибыли является прибыль до налогообложения, представляющая собой суммарный финансовый результат всех операций и видов деятельности организации, нередко в ходе анализа структуры финансовых результатов за 100 % принимают последний показатель, т.е. находят удельный вес отдельных элементов формирования чистой прибыли в общей сумме прибыли до налогообложения (Табл. 3.)

 

 

Таблица 3

«Динамика структуры прибыли до налогообложения»

Показатель

Предыдущий год

Отчетный год

Отклонение, пункты (гр. 4 – гр.2)

Тыс. руб.

В % к итогу

Тыс. руб.

В % к итогу

1. Прибыль (убыток) от продаж

85783

117,0

130693

134,4

+17,4

2. Проценты к получению

2699

3,7

1984

2,0

-1,7

3.Проценты к уплате

(11713)

(16,0)

(16711)

(17,1)

+(1,1)

4.Доходы от участия в других  организациях

-

-

-

-

-

5.Прочие доходы

3447

4,7

9415

9,7

+5,0

6.Прочие расходы

(6920)

(9,4)

(28143)

(29,0)

+(19,6)

7.Сальдо прочих доходов и расходов

(12487)

(17,0)

(33455)

(34,4)

+(17,4)

8. Прибыль (убыток) до налогообложения

73296

100,0

97238

100,0

-

9.Текущий налог на прибыль (увеличенный  на сумму отложенных налоговых  обязательств и уменьшенный на сумму отложенных налоговых активов)

 

 

17591

 

 

24,0

 

 

27839

 

 

28,6

 

 

+4,6

10.Чистая прибыль (непокрытый убыток)

55705

76,0

69399

71,4

-4,6


 

Анализ структуры финансовых результатов показал, что главным источником формирования прибыли до налогообложения и чистой прибыли является прибыль от продаж. В предыдущем году последний показатель составлял 117% от прибыли до налогообложения, а в отчетном году еще больше – 134,4%. Одновременно усиливается влияние прочих доходов и расходов. При этом как в отчетном, так и в предыдущем году расходы превышали доходы. Сложившаяся ситуация привела к тому, что на покрытие отрицательного сальдо прочих доходов и расходов в отчетном году было направлено 34,4% прибыли до налогообложения, в то время как в предыдущем году только 17%. Поэтому в ходе более углубленного анализа необходимо выяснить причины сложившейся ситуации, оправданность опережающего роста прочих расходов по сравнению с прочими доходами.

Обращает на себя внимание тот факт, что в отчетном году сократилась доля чистой прибыли в прибыли до налогообложения. Так, если в предыдущем году конечный ФР составлял 76% от прибыли до налогообложения, то в отчетном году – только 71,4%. Данное обстоятельство вызвано увеличением влияния налогового фактора на прибыль, поэтому организации следует подойти более взвешенно к проводимой ею налоговой политике.

Если имеется возможность привлечь информацию за три и более лет то можно провести трендовый анализ, т.е. изучить тенденции изменения чистой прибыли и всех ее составляющих за ряд лет. Однако при этом необходимо учитывать фактор сопоставимости данных, взятых за различные периоды. Поэтому в процессе анализа динамики прибыли важной является проблема оценки «качества» финансовых результатов, т.е. определение реальности и стабильности их получения.

Простейшим способом оценки «качества» финансовых результатов, реальности их динамики является расчет и анализ изменения трех групп соотношений:

 

1. Соотношения расходов по обычным  видам деятельности с выручкой  от продаж:

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг/Выручка от продаж;

Коммерческие расходы/Выручка от продаж;

Управленческие расходы/Выручка от продаж.

По динамике этих соотношений можно судить о том, насколько эффективно осуществляются в организации различные функции управления (производственная, коммерческо-сбытовая, административно-управленческая), а также о способности организации управлять расходами. Тенденция к росту названных соотношений может свидетельствовать о существующих в организации проблемах контроля расходования средств;

 

2. Соотношения показателей прибыли (убытка) с выручкой от продажи:

Прибыль (убыток) от продаж/Выручка от продаж;

Прибыль (убыток) до налогообложения/Выручка от продаж;

Чистая прибыль (убыток) /Выручка от продаж.

Каждый следующий показатель испытывает влияние все большего числа факторов. Последний показатель является обобщающим, а расчет двух других используется для лучшего понимания причин его изменения.

 

Цель расчета приведенных соотношений и анализа их динамики – подтверждение стабильности получения чистой прибыли с каждого рубля продаж. Первое соотношение позволяет оценить реальный уровень эффективности управления продажами в организации. Высокое значение второго соотношения говорит о существенном влияний на конечный финансовый результат прочих доходов и расходов. Учитывая, что многие из них носят непостоянный (случайный) характер, сложившаяся ситуация свидетельствует о низком качестве чистой прибыли. Сравнение второго и третьего соотношения позволяет установить влияние на конечный финансовый результат налогового фактора, а также чрезвычайных доходов и расходов, носящих экстраординарный характер и не зависящих от уровня эффективности деятельности организации;

 

3. Соотношения выручки от продаж  и стоимости активов (капитала) организации. Расчет этого соотношения и анализ его изменения позволяет оценить реальную динамику доходности капитала и деятельности организации в целом.

Существуют и другие, более глубокие и сложные приемы оценки «качества» финансовых результатов.

 

2.3. Анализ прибыли от продаж

Наиболее крупной статьей формирования чистой прибыли, как правило, является прибыль от продаж товаров, услуг, продукции, работ. Поэтому в процессе анализа важно оценить влияние факторов, вызвавших изменение этого показателя.

Цель факторного анализа прибыли от продаж – выявление резервов ее повышения.

В целом на прибыль от продаж оказывают влияние следующие основные факторы:

– объем продаж (чем больше организация продает рентабельной продукции, тем больше она получает прибыли);

– структура продаж (отдельные виды продаваемой продукции работ, услуг имеют различную рентабельность. Некоторые из них могут оказаться убыточными для предприятия. Поэтому от того, каков ассортимент продаваемой продукции, во многом зависит величина прибыли организации);

– цены на продаваемые продукцию, работы и услуги (их повышение позволяет предприятию получить дополнительную прибыль. Однако изменение этого фактора имеет ограничения в условиях высокой конкуренции, так как продавцы строят свою ценовую политику исходя не столько из уровня приемлемой для себя рентабельности, сколько из среднего уровня цен на аналогичные товары, работы, услуги);

– уровень затрат, включенных в себестоимость продукции (их рост приводит к уменьшению прибыли в том же размере).

Для оценки влияния этих факторов помимо информации Отчета о финансовых результатах используются данные специального расчета, в результате которого натуральные объемы продаж отчетного периода пересчитываются в середине цены и затраты предыдущего (табл. 4.)

Таблица 4

«Исходные данные для анализа прибыли от продаж продукции, работ, услуг, тыс. руб.»

Показатель

Предыдущий (базисный) год

По базису на фактический объем продаж отчетного года

Отчетный год

1.Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и  аналогичных обязательных платежей)

870421

998415

1306341

2.Себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг

654975

751305

987604

3.Коммерческие расходы

89581

98539

132148

4.Управленческие расходы

40082

40083

55896

5.Полная себестоимость проданных  продукции, товаров, работ, услуг (п.2+п.3+п.4)

784638

889926

1175684

6.Прибыль (убыток) от продаж (п.1-п.5)

85783

108489

130693


 

Методика факторного анализа прибыли от продаж включает следующие расходы:

1. Расчет общего изменения прибыли  от продаж (Δ Р):

Δ Р = Р1 – Р0,

где Р1 –прибыль отчетного года, тыс. руб.;

Р0 –прибыль предыдущего года, тыс. руб.

 

2. Расчет влияния на прибыль  изменений объема продаж (Δ P1):

ΔР1=(Р0*ΔN%) / 100 ,

где Δ N % -прирост объёма продаж в процентах, рассчитываемый по формуле

ΔN%=(N1,0 / N0) *100-100,

где N1,0 –выручка от продаж отчётного периода в ценах предыдущего, тыс. руб.;

Информация о работе Аналитические возможности отчета о финансовых результатах организации