Акцизы налогообложения в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Республике Казахстан. Реализуют соответствующую цель следующие задачи:

1. Обозначить основные положения законодательства об акцизах;

2. Выявить реального плательщика акцизов;

3. Конкретизировать действенный механизм акцизов и проблемы его совершенствования.

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

-платежных документов или иных документов, подтверждающих уплату акциза в бюджет при таможенном оформлении;

  1. грузовой таможенной декларации на импортируемое подакцизное сырье;
  2. купаных актов (при производстве алкогольной продукции);
  3. акта списания подакцизного сырья в производство.
  4. Вычету также подлежит сумма акциза, уплаченного при передаче подакцизных товаров, изготовленных из давальческого подакцизного сырья, при наличии следующих документов:
  5. договора между собственником давальческого подакцизного сырья и переработчиком;
  6. платежных документов или иных документов, подтверждающих уплату акциза в бюджет собственником давальческого подакцизного сырья;
  7. накладной на отпуск или акта приема-передачи подакцизного сырья.
  8. В случае превышения суммы акциза, уплаченного производителями подакцизных товаров при приобретении на территории Республики Казахстан или импорте подакцизного сырья, над суммой акциза, исчисленной для изготовленных из этого сырья подакцизных товаров, сумма такого превышения вычету не подлежит.

     Сроки уплаты акциза

  1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, акциз на подакцизные товары подлежит перечислению в бюджет не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
  2. По подакцизным товарам, произведенным из давальческих сырья и материалов, акциз уплачивается в день передачи продукции заказчику или лицу, указанному заказчиком.
  3. При передаче сырой нефти, газового конденсата, добытых на территории Республики Казахстан, на промышленную переработку акциз уплачивается в день их передачи.
  4. Акциз на подакцизные товары, за исключением виноматериала и пива, уплачивается до получения учетно-контрольных марок.

     Место уплаты акциза

  1. Уплата  акциза производится по месту нахождения объекта обложения.
  2. Плательщики акциза, осуществляющие оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, уплачивают акциз по месту нахождения объектов, связанных с налогообложением.

     Порядок исчисления и уплаты акциза налогоплательщиками за структурные подразделения, объекты, связанные с налогообложением

  1. По операциям, облагаемым акцизом, совершенным в  течение налогового периода структурным  подразделением, а также объектами, связанными с налогообложением, расчеты  акциза составляются отдельно (далее  по разделу - расчет по акцизу).

     На  основании расчета по акцизу определяется сумма акциза, подлежащего уплате за структурное подразделение, а  также объекты, связанные с налогообложением.

  1. Плательщики акциза обязаны представить расчет по акцизу в налоговые органы по месту нахождения структурного подразделения, объектов, связанных с налогообложением, в сроки, установленные в настоящем Кодексе.

     Плательщики акциза, имеющие несколько объектов, связанных с налогообложением, зарегистрированных в одном налоговом органе, представляют один расчет по акцизу за все объекты.

  1. Уплата акциза, включая текущие платежи, за структурные подразделения, объекты, связанные с налогообложением, производится юридическим лицом-плательщиком акциза непосредственно со своего банковского счета или возлагается на структурное подразделение.

     Индивидуальные  предприниматели представляют расчет по акцизу, подлежащему уплате за объекты, связанные с налогообложением, по месту нахождения объектов, связанных  с налогообложением.  

 

      Ш. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ                                                                                                        3.1.Проблемы налоговой  системы 

Если  представить себе налоговую систему  как фруктовый сад, то можно сказать, что различные деревья – это налоги; кустарники – другие обязательные платежи в бюджет и т.д. В этом случае налоговое система – это почва. Качество плодов напрямую зависит от качества почвы. Эта глава посвящена попытке обозначить проблемы почвы (налоговой системы) с тем, чтобы улучшить качество конкретных плодов (налогов и других обязательных платежей в бюджет).

     Налоговая система – один из главных инструментов стимулирования диверсификации экономики. Эта задача очень важная, и правительство Казахстана четко видит ее. Такие страны, как Австралия и Канада, успешно использовали свои природные богатства для развития страны, достигли высокого уровня экономической зрелости.

     Проведение  налоговой реформы – сложный  вопрос, поскольку перед Казахстаном в сфере налоговой политики стоят две взаимосвязанные непростые задачи. Первая – выстроить налоговый режим таким образом, чтобы он способствовал диверсификации экономики. Мы знаем, что значительная доля доходной части бюджета будет формироваться за счет налогов, идущих от добывающих отраслей.

     Вторая  задача, которую может решить налоговая  система, – это эффективность  применения и сбора налогов, то есть налоговое администрирование.

     Казахстан имеет шансы избежать падения  ВВП, которое наблюдается во многих странах с переходной экономикой, в частности в Венгрии, на Украине, в прибалтийских государствах. Ваша страна пока показывает позитивную экономическую динамику, и антикризисный план, предложенный правительством, обеспечит дополнительные стимулы для экономического роста. Но он уже не будет двузначным, как было последние семь лет, поэтому особенно важно, чтобы государство использовало налоговые рычаги для стимулирования МСБ, который в любой экономике создает наибольшее количество рабочих мест.

     Представляется, что новый Налоговый кодекс достаточно эффективно решает задачу мобилизации ресурсов добывающего сектора через налоговую систему. Республика не может все время оставаться зависимой от добывающих отраслей. Казахстан располагает доказанными запасами нефти, позволяющими поддерживать значительный объем нефтедобычи на протяжении, как минимум, трех четвертей столетия. Это очень длительный период – у многих нефтедобывающих стран срок эксплуатации природных ресурсов гораздо короче – 10-20 лет. Тем не менее диверсификация казахстанской экономики должна идти сейчас, и то, что Кабинет министров уделяет этому большое внимание, весьма радует.

     Очень важным сейчас является переход к  реализации тех важных положений, которые  заложены в новом кодексе. То есть насколько формирующаяся налоговая система будет удовлетворять потребностям как казахстанского бизнеса, так и частных лиц-налогоплательщиков, зависит не только от того, как эти принципы отражены в кодексе, но и от того, как будет работать вся система. Насколько эффективно будет администрироваться каждый налог и насколько быстро можно будет снизить административный пресс, связанный с оплатой налогов, проверками, апелляциями и другими аспектами управления налоговой системой.

     Правительство страны направило на реформирование налогового администрирования значительные человеческие ресурсы. Есть понимание направления, в котором необходимо двигаться, есть четкие сроки реализации. Даже в крупных странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) кардинальное улучшение налогового администрирования шло несколько лет. Я не вижу особых причин, по которым Казахстан не сможет пройти этот путь.

     Сейчас  ведется разработка единой информационной системы, которая позволит перевести  всю систему налогового администрирования  на принцип работы виртуального офиса. Это позволит пользователям работать через Интернет с нужными подразделениями налоговых служб. Так будет постепенно происходить переход от территориального принципа организации к функциональному подходу и повышению качества услуг, оказываемых налогоплательщикам. В этом направлении важные шаги уже делаются, отрабатываются стандарты качества услуг, новая система апелляций. То есть какие-то принципы уже вступают в действие сейчас, кадры мобилизованы, и это вселяет уверенность, что Казахстан может добиться столь же впечатляющих успехов, как и другие страны – новые члены ЕС, которые решали эту проблему последние пять лет.

     Разработка  нового кодекса велась экспертной группой  правительства. Проведенный Всемирным  банком анализ налоговой политики и налогового администрирования – это фундаментальная работа в двух томах. Многие рекомендации детально обсуждались на протяжении нескольких лет. Отработка механизмов налогового администрирования – длительный процесс, и наше взаимодействие с экспертной группой правительства было долгим. К примеру, методику среднесрочного бюджетного планирования в странах с переходной экономикой эксперты Всемирного банка привнесли, описывая опыт стран ОЭСР, сейчас ряд стран СНГ и Восточной Европы прокладывают дорогу в этом направлении. Казахстан в некоторых сферах способен самостоятельно прокладывать дорогу и становиться примером для других стран.

     Одна  из проблем налоговой системы  Казахстана, существовавшей в республике последние десятилетия, – очень  большое количество налоговых льгот, специальных режимов, послаблений и исключений. Система очень сложная, по многим налогам имеется большое количество ставок, поэтому ею трудно управлять. Опыт эффективно управляемых налоговых систем, которые добиваются высокой прозрачности, собираемости налогов, показывает, что чем проще система, тем она предсказуемое и создает более позитивный климат для предпринимателей, как иностранных, так и отечественных. В скандинавских странах уровень налоговых ставок сравнительно высок, но система очень проста, некоторые операции налогоплательщик может осуществлять, посылая SMS со своего мобильного телефона. Простая система, которая содержит небольшое число понятных режимов, более выгодна для предпринимательской деятельности, сложная же создает поле для коррупции. Нынешний кодекс, двигаясь в сторону упрощений, отражает международную практику и закладывает благоприятную основу для бизнеса.

     Миссия  налоговой службы—обеспечение полноты  поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также осуществление налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств.

     Налоговый комитет - государственный орган с высокоэффективной системой управления, обеспечивающий максимальное поступление налогов и максимальную удовлетворенность общества его деятельностью. Миссия налоговой службы, как государственного органа, определяет в качестве стратегического направления обеспечение полноты поступления налогов. Для достижения Видения налоговой службы выделяются еще два стратегических направления: обеспечение удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы и построение высокоэффективной налоговой службы.

-Обеспечение полноты поступления налогов. Данное стратегическое направление деятельности органов налоговой службы является приоритетным и для его реализации необходимо сконцентрировать акцент на следующих направлениях: -повышение налоговой культуры: учитывая то, что перед государством стоит задача вхождения в 50 конкурентоспособных стран мира, уровень налоговой культуры развитых стран должен стать эталоном для дальнейшего развития казахстанского общества.

     Увеличение  эффективности налогового контроля: для достижения желаемых результатов от предпринимаемых мер по сокращению размеров теневой экономики и дисциплинирования налогоплательщиков по соблюдению налогового законодательства значимую роль в работе органов налоговой службы занимает эффективный налоговый контроль.

     Упрощение налогового законодательства: для обеспечения  полноты сбора налогов необходима оптимизация и упрощение действующей  системы налогообложения 

-удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы.

     В настоящее время имеются проблемы в части налогового администрирования, выраженные в неудовлетворенности налогоплательщиков качеством оказания налоговых услуг и низкой информированности общества по вопросам налогового законодательства и исполнения налоговых обязательств.

     В связи с этим, возникает необходимость  активизации работы по следующим  направлениям:

Информация о работе Акцизы налогообложения в Республике Казахстан