Акцизы налогообложения в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Республике Казахстан. Реализуют соответствующую цель следующие задачи:

1. Обозначить основные положения законодательства об акцизах;

2. Выявить реального плательщика акцизов;

3. Конкретизировать действенный механизм акцизов и проблемы его совершенствования.

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

                                                     Введение 

                                                                                                                              Основным источником образования государственных финансов являются налоги, история которых насчитывает тысячелетия. Английский экономист С. Паркинсон в своей работе «Закон и доходы» писал: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников».

     В современное время налоги являются основной формой доходов государства  и одним из инструментов проведения государственной экономической  политики. Налоги - это необходимый элемент экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизменно сопровождалось преобразованием налоговой системы.

     Налогообложение, являясь элементом экономической  культуры, свойственно всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Кроме финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство. В связи с этим о налогообложении можно говорить, как о неотъемлемой части человеческой цивилизации.

     Налоги  возникают с появлением государства  и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и  методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства.

     Одной из наиболее важных статей в налоговых  доходах Республики Казахстан выступают  акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней  трудно переоценить. С одной стороны  акцизы являются относительно новым явлением в казахстанской экономике, с другой, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

     В экономической литературе развитых стран вопросы акцизного налогообложения  занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в  этой области востребованы обществом  в высокой степени.

     Актуальность  данной темы связана с условиями улучшения экономической ситуации в стране, пополнением республиканского и местных бюджетов, механизм исчисления и взимания акцизов, а также роль акцизов в налоговой политике Республики Казахстан.

     Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Республике Казахстан. Реализуют соответствующую цель следующие задачи:

     1. Обозначить основные положения  законодательства об акцизах;

     2. Выявить реального плательщика  акцизов;

     3. Конкретизировать действенный механизм акцизов и проблемы его совершенствования.

     В первой главе мы рассмотрели законодательную  базу, на которой основываются налоги. В данной главе мы произвели обзор  и анализ наиболее важных нормативных  документов. Вторая глава посвящена  одному из наиболее существенных вопросов, связанных с акцизным обложением: «Кто в действительности платит акцизы, и какова роль акцизов в налоговой системе РК». В третьей главе изучались проблемы налоговой системы РК и пути их решения. 

 

      I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Становление и  развитие налоговой  системы Республики Казахстан

С обретением независимости в Казахстане начала создаваться собственная налоговая  система. С началом рыночных преобразований начали функционировать новые виды налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система.

     Налоговая система Республики Казахстан включает в себе органы налоговой службы, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и совокупность обязательных платежей в бюджетную систему в виде налогов, сборов и пошлин. Налоговая система в структурном плане состоит из следующих основных элементов.

     Совокупность  финансовых отношений и налогов, выражающих эти отношения. Налоговый  механизм - совокупность методов и  способов налогообложения, совокупность органов управления и налоговых  служб.

     С обретением независимости в Казахстане начала создаваться собственная налоговая система. С началом рыночных преобразований начали функционировать новые виды налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж.

     Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» от 24 декабря 1991 г. Практически  являлся скопированным вариантом налогового законодательства Российской Федерации, в результате чего в Казахстане сформировалась трехзвенная налоговая система федеративного государства. Наличие множества платежей, расчетной базой которых являлась себестоимость, применение большого количества льгот сделали налоговую систему неэффективной и трудноуправляемой.

     С 1992 по 1995 гг. в РК функционировало 43 вида налогов и сборов:

     16—общегосударственных;

     10—общеобязательных  местных налогов и сборов;

     17—местных  налогов и сборов.

     Согласно  Указу Президента РК «О налогах и  других обязательных платежах в бюджет»  от 24 апреля 1995 г., действовал Закон, объединивший все ранее действовавшие законодательные акты по налогам в единый Закон. Количество налогов сократилось до 11. Однако изменения в экономике Казахстана, произошедшие с момента проведения налоговой реформы в июле 1995 года, обусловили необходимость дальнейшего реформирования налоговой системы. Поэтому в июле 2001 года был принят «Налоговый кодекс Республики Казахстан», введенный в действие 1 января 2002 года. Налоговый кодекс сохранил экономическую основу, заложенную прежним налоговым законодательством, и явился единым кодифицированным документом, включившим в себя все положения о налоговой системе. В нем четко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения налогового обязательства, установлены правила осуществления налогового контроля, определен перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также все важнейшие понятия и инструменты, необходимые для функционирования всей налоговой системы. Количество налогов увеличилось до 18. Принятый Указ во многом изменил ситуацию в лучшую сторону. Началась работа по реальному созданию налоговой системы республики, которая бы отвечала мировым аналогам. Основными целями реформирования налоговой системы явились желание стимулирования темпов экономического роста в стране за счет достижения справедливого налогообложения. В 1999 г. Был введен социальный налог по ставке 26% от объекта обложения.

     12 июня 2001 года был принят новый  Закон «О налогах и других  обязательных платежах в бюджет»,  который был введен с начала 2002 г., где дополнены и изменены  положения и нормы налогообложения  в связи с изменившимися экономическими  и социальными условиями в стране.

     Указом  Президента РК 10 декабря 2008 года был  принят новый Закон «О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет», вступивший в силу 1 января нынешнего года.

     Документ  предусматривает множество изменений  в порядке налогообложения доходов, в сроках представления налоговых расчетов и деклараций, а также уплаты налогов.

     Основные  нововведения кодекса вытекают из приоритетов, обозначенных в Послании главы государства  от 6 февраля 2008 года, и базируются на трех главных целевых критериях:

-снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики

-снижение административных барьеров

-повышение эффективности налогового администрирования.

     Снижение  нагрузки

     В связи с этим при разработке Налогового кодекса важно было решить такие  задачи, как максимальное включение в него основных положений действующих нормативных правовых актов и документов разъяснительного характера по налогообложению, а также упрощение налоговых процедур.

     Так, с целью снижения общей налоговой  нагрузки новый Налоговый кодекс предусматривает последовательное, в течение трех лет, снижение ставки корпоративного подоходного налога до 15 процентов.

     Ставка  налога на добавленную стоимость  с 2009 года равна 12 процентам. Это сделало  казахстанскую ставку НДС одной  из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога. При этом начиная с 2009 года предусматривается поэтапный переход на возврат всего превышения суммы НДС.

     В новом Налоговом кодексе предусмотрен переходный период по унификации ставок на алкогольные виды продукции отечественного производства и импортируемые с 2011 года, а на табачную продукцию - начиная с 2009 года.

     В рамках реформирования социального  налога предусмотрен переход от действующей  регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале  со ставкой 11 процентов.

     Также предусмотрено реформирование блока  имущественных налогов, а именно - налогов на имущество и транспортные средства.

     Для оптимизации форм налоговой отчетности (ФНО) Налоговым кодексом установлены  требования к содержанию таковой по основным видам налогов - корпоративному и индивидуальному подоходным налогам, социальному налогу и НДС.

     Кроме этого, в интересах налогообложения  введены понятия «трансфертные  цены», «институт налоговой тайны» и другие с подробным описанием  особенностей их применения в налоговом учете и интерпретацией отдельных видов операций, источников информации, взаимодействия и взаимозависимости сторон. Исходя из вышеизложенного думается, что любые «новации» налоговой системы, включая и очередное введение Налогового кодекса, должны быть, направлены па придание ясности и снятия существующих неточностей и запутанности в налоговой системе.

     При разработке Налогового кодекса основными  критериями были снижение налоговой  нагрузки, уменьшение административных барьеров, упрощение налоговых процедур, а также максимальная реализация принципов закона прямого действия.

     С внедрением нового Налогового кодекса  изменилась и ситуация стране. Результаты работы налоговых органов за два  месяца текущего года, а точнее план работ НК МФ РК исполнен на 119,5% или 47,2 млрд. тенге сверх плана. План по доходам госбюджета, входящим в компетенцию НК МФ РК, выполнен по состоянию на 17 марта на 108,5% или сверх плана поступило 24,6 млрд.тенге.

     По  сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение поступлений в госбюджет на 8% или 28 млрд.тенге в связи со снижением ставки КПН с 30% до 20% и изменением срока уплаты НДС (если в прошлом году НДС уплачивался ежемесячно к 20-му числу, то в текущем году уплачивается ежеквартально, до 25 числа второго месяца, следующего за отчетным.

     В рамках этой программы 2009 год объявлен Годом разъяснения нового налогового законодательства, в рамках которого будет проведен ряд масштабных разъяснительных  акций с вовлечением широких  слоёв населения страны.

     Опыт  развитых стран свидетельствует  о том, что дальнейшему развитию налоговой культуры и её пропаганде необходимо придать государственный  статус. В школах должны появиться  книги по истории налогов, а на телевидении - постоянно действующие  телепрограммы и фильмы. Конкурсы на знание налогового законодательства, премии за лучшие работы по этой теме в СМИ и на телевидении, общереспубликанские акции и многое другое должны составить основу системной работы по пропаганде и разъяснению налогового законодательства среди населения республики.

     Налоговая система Казахстана должна быть построена  с учетом общепринятых в мировой  практике критериев и принципов. Прежде чем приступить к налоговой  реформе, необходимо было определить ее стратегические цели, направления и сроки проведения. Немаловажно было сократить до минимума количество налогов, их ставки и налоговые льготы, максимально упростить расчеты с бюджетом. Вместе с тем требовалось привести в соответствие с поставленными задачами структуру налогового администрирования, поскольку с переходом к рыночным отношениям процесс сбора налогов усложнился. 

Информация о работе Акцизы налогообложения в Республике Казахстан