Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:38, реферат
Разгадка этого внутреннего превосходства, этой силы, скрытой за добродушной ухмылкой, в том, что сам Сократ неуязвим. В его сбивающих с толку речах все время чувствуется некая уверенность и основательность человека, который хотя и не имеет готового ответа на свои вопросы, но знает нечто большее, а именно: во имя чего идет поиск и как именно его надо вести, что придает его иронии необоримую силу Антея. Эта внутренняя основательность
Сократа исходит также из его убеждения о возможности (именно возможности!) рационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайших движениях человеческой души и интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть выражен единой идеей, понятием.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Жизнь и воззрение Сократа…………………………………………7
Глава 2. Классический период античной философии до Сократа………….
Глава 3. Понимание души человека по Сократу…………………………….
Глава 4. Философия Сократа………………………………………………….
Глава 5. Сократические школы……………………………………………….
Глава 6. Краткий обзор событий времени жизни Сократа………………….
Глава 7. Известные высказывания Сократа………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………
Итак,
основополагающая способность человека,
по Сократу, это
разум, мышление. Именно разум способен
дать высшее, общеобязательное знание.
Сократ,
однако, не останавливается на констатации
значений идей,
он стремится познать их субординацию.
Он приходит к убеждению, что
самая главная идея — это идея блага, ею
обусловлены пригодность и
полезность всего остального, в том числе
и справедливость. Натурфи-
лософ начинает с атомов, стихий. Сократ
начинает с блага.
Сократ интуитивно убежден, что из физики не выведешь этическое, поэтому он начинает непосредственно с этического, возвышая, между прочим, его над экономическим и политическим. Для Сократа нет ничего выше этического.
Истинное
познание, как его понимал Сократ,
призвано дать чело-
веку верные направления для его повседневной
жизни. Поэтому ценность всякого познания
природных, людских и божественных явлений
и отношений в том, чтобы научиться разумно
вести человеческие делаю
Дорога
самопознания ведет человека к пониманию
своего места в
мире, к понятию того, «каков он по отношению
к пользованию собой
как человеком». В центре сократовского
философствования стоят вопросы о нравственных
добродетелях, моральных качествах человека.
Но
что является этически оправданным,
добродетельным? Сократ
отвечает, что добродетель состоит в знании
добра и в действий соответственно этому
знанию. Он связывает нравственность с
разумом, что
дает основание читать его этику рационалистической.
Сократ
верил, что, если человек знает, что
именно хорошо, а что
плохо, то он никогда не поступит дурно.
Нравственное зло идёт от не-
знания, значит, знание — это источник
нравственного совершенства.
Истина и нравственность Сократа — совпадающие
понятия. Можно утверждать, что существует
истинная нравственность. По Сократу,
это знание того, что такое хорошо, а вместе
с тем, что полезно человеку, способствует
его блаженству, жизненному счастью.
Сократ называл три основных человеческих добродетели:
Таким образом, Сократ пытался, найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства.
. Можно ли научиться добродетели? Казалось бы, что исхода из определения добродетели («Добродетель есть знание »), на этот вопрос следует ответить однозначно. Однако Сократ после обсуждения данной темы приходит .к отрицательному выводу: добродетели научиться нельзя. Сократ сделал такой вывод потому, что он различает знание и мнение. Знание и, следовательно, добродетель, по Сократу. — это божественный разум, доступный (и то не полностью)дашь философскому понятию.
Но
как приобрести знание? Это знание нельзя
получить в готовом
виде, человек должен затратить значительные
усилия, чтобы обрести
его. Отсюда вытекает метод Сократа —
майевтика — повивальное искусство. Этот
метод помогает рождению человеческой
мысли, а философ, работающий по этому
методу, уподобляется «бабке – повитухе».
В
чем же состоит сущность этого
метода и на какие философские
предпосылки он опирается? Исходным началом
метода Сократа является ирония. Благодаря
ироническому отношению к окружающему,
Сократ
пробуждает у людей сомнения в общепринятых
истинах. «Я знаю, что я
ничего не знаю», — заявлял он. И тем самым
приглашал их к рассуждению, к выработке
своей собственной позиции, которая бы
основывалась на логических аргументах,
была бы достаточно обоснованной.
А достигал этой цели путем точной постановки вопросов. Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала дает негативный результат. Однако этим дело не заканчивается, перебор мнений, их обсуждение позволяют достичь новых мыслей. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания. Сознание черпает из самого себя все понимание истины и лишь оттуда оно должно черпать это понимание. Задача философа помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм.
« Познан самого себя.» — это изречение закрепилось за Сократом закономерно,- ни один из мыслителей античного мира не сделал установку на самопознание. Самопознание было направлено против всезнайства. Приобретенные знания и мастерство в каких-либо областях деятельности еще не дают блага человеку. Они могут быть использованы и во вред ему. Те, которые много знают и всегда много понимают, сведущи, но не мудры. Сократовское самопознание — это происхождение общих, прежде всего этических, определений — забота о своей душе, о своем назначении. Основное содержание сократовских рассуждений посвящено вопросам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа, есть способ познания добра и зла.
В
центре сократовской мысли — тема человека,
проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей
и пороков, права и долга, свободы и ответственности,
личности и общества. Человек и его место
в мире стали центральной проблемой этики
Сократа и главной темой всех его бесед.
Глава
5. Сократические
школы
Мегарская
школа.
Основанная уроженцем
Мегары, ревностным почитателем Сократа
Евклидом, мегарская школа
телесные виды» или общее, постигаемое
посредством понятий. Общее совпадает
с единым благом и неизменно по природе.
Для обоснования этих положений мегарцы
изобрели много доводов, в которых метафизически
противопоставили общее единичному и
в результате пришли к отрицанию возможности
относить общее понятие к единичным предметам.
Элидо-эретрийская
школа.
Была основана
Федоном из Элиды; один из представителей
этой школы, Менедем, положил впоследствии
начало эретрийской
школе. Федон и Менедем были искусными
спорщиками и учителями красноречия, однако
школа их не прибавила оригинальных идей
к учению мегарцев.
Киническая
школа.
Ее основателем
был Антисфен, выступавший против
учения Платона о бестелесных, постигаемых
умом «идеях». Наиболее известный ученик
Антисфена — Диоген Синопский (который
жил в бочке), прославившийся пренебрежением
к культуре и своей пропагандой возврата
к «естественному состоянию». По этике
киников мудрость состоит не в недоступном
для человека теоретическом знании, но
лишь в познании блага. Истинное благо
может быть только достоянием каждого
отдельного лица, а целью добродетельной
жизни может быть не богатство, не здоровье
и даже не сама жизнь (все это блага, нам
не подвластные), а лишь спокойствие, основанное
на отрешении от всего, что делает человека
зависимым: от имущества, от наслаждений,
от искусственных и условных понятий,
принятых среди людей.
Киренская
школа.
Была основана
уроженцем африканской Кирены Аристиппом.
Как и киники, Аристипп исходит из
убеждения, что предметом знания
может быть только практически достижимое
благо. Так как познание возможно только
через ощущения и так как в них постигаются
не свойства самих вещей, лишь наши
собственные, индивидуальные состояния,
то критерием блага может считаться только
испытываемое нами при ощущении наслаждение
или страдание. Из всех возможных наслаждений
наиболее желательны чувственные, так
как они самые сильные. Однако средством
к достижению счастья должна быть свобода,
которая дала бы нам силу отказаться от
недостижимого удовольствия или от удовольствия,
удовлетворение которого грозит причинить
нам страдание. Поэтому философ должен
быть одинаково готов как к тому, чтобы
воспользоваться ими, если позволят обстоятельства,
так и к тому, чтобы с легким сердцем от
них отказаться.
Глава
6. Краткий обзор событий
времени жизни Сократа
469
г. — рождение Сократа.
465
г. - Левкипп, учитель Демокрита, первым
учит, что все вещи состоят из неделимых
частиц (атомов), составленных вместе.
460
г. — рождение Демокрита.
443-429
гг. — Афины становятся культурной столицей
Аттики. Все известные «духовные лидеры»
время от времени посещают Афины. Среди
них можно назвать философов Анаксагора,
Протагора, Гиппия из Элиды. Выдающиеся
политики, например Перикл, принимают
участие в обсуждении философских вопросов
и способствуют развитию искусств.
441-440
гг. — Сократ приезжает в Самос и знакомится
с учеником Анаксагора Архелаем (философом).
432
г. — в Афинах принимается закон против
безбожия. Анаксагор учил, что Солнце —
огненная глыба (камня), а Ауна — земля.
Из-за воззрений Анаксагора был принят
закон, объявляющий «государственными
преступниками тех, кто не почитает богов
по установленному обычаю или объясняет
научным образом небесные явления».
431-429
гг. — Осада Потидеи (Сократ принимает
участие в ней как гоплит).
428
гг. — Премьера трагедии «Ипполит» Еврипида.
424
г. — Сократ принимает участие в сражениях
при Делии.
423
г. — В комедии Аристофана «Облака»
выводится карикатурный образ Сократа.
Он якобы является заводилой шайки проходимцев,
которую Аристофан назвал «мыслильней».
В этой «мыслильне» люди зарабатывают
тем, что сбивают с толку молодых юношей,
обучая их ложным воззрениям, в частности
отрицанию богов, отрицанию устоев общества.
422
г. — Сократ участвует в сражениях при
Амфи-поле.
418-413
гг. — Алкивиад, которого Сократ знал
всю жизнь, играет важную политическую
роль в Афинах, но позднее, в 416 г., его лишают
власти и высылают из города.
412
г. — рождение Диогена из Синопа.
Примерно 407
г. — Платон становится учеником
Сократа.
406
г. — Сократ принимает участие в процессе
против полководцев, победивших при Аргинусских
островах, и выступает в их защиту.
404
г. — Спартанцы захватывают Афины. Начинается
период правления Тридцати тиранов.
399
г. — После восстановления демократии
над Сократом затевают судебный процесс,
который заканчивается приговором и смертью
Сократа.
396 г. — Платон публикует свою «Апологию» (защиту Сократа).
Глава
7. Известные высказывания
Сократа