Традиционные концепции истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:17, реферат

Краткое описание

В данной главе предлагается обзор характерных традиционных концепций истории, а также их критический анализ и объяснение исторического значения теории истории философии Объединения.
$ 1. Концепция циклического развития истории (фаталистическая концепция истории)

Файлы: 1 файл

1.docx

— 23.61 Кб (Скачать)

$ 7. Традиционные концепции  истории с точки зрения теории  истории философии Объединения 

 

Теперь, когда мы составили  общее представление о традиционных концепциях истории, сравним их с  теорией истории философии Объединения  и попытаемся показать, что теория философии Объединения объединяет традиционные концепции истории.

 

Прежде всего, перед нами встает вопрос, следует ли рассматривать  историю как круговое или как  линейное движение. Греческая циклическая  концепция истории и культурологическая концепция истории Шпенглера  рассматривали развитие истории  как круговое движение, тогда как  христианская концепция, концепция  поступательного развития и материалистическая концепция рассматривали развитие истории как линейное движение. С  точки зрения философии жизни, история  развивается синхронно с течением жизни. Этот подход можно рассматривать  как модификацию концепции поступательного  развития истории.

 

Если рассматривать историю  как линейное движение, у нас есть надежда обнаружить ее развитие, однако здесь нет достаточного объяснения явлений крушений и возрождений  в истории человечества. С другой стороны, если принять развитие истории  как круговое движение, придется признать обреченность наций и культур  на гибель и отсутствие какой-либо надежды  для человечества.

 

Концепция философии Объединения  рассматривает историю с точки  зрения двух аспектов: аспекта воссоздания  и аспекта восстановления, а развитие истории - как движение, также имеющее  два аспекта: линейно-поступательное и круговое, то есть движение по спирали. Иными словами, развитие истории  рассматривается как движение по спирали, слагающееся как из поступательного  движения развития по направлению к  цели (осуществлению идеального мира творения), так и из кругового  движения восстановления утраченного  идеального мира творения через закон  искупления путем прихода провиденциальных личностей.

 

Вторым вопросом является вопрос детерминизма и индетерминизма. Такие концепции, как греческая  фаталистская концепция истории, утверждающая неизбежную предопределенность истории, и культурологическая концепция  Шпенглера являются детерминистическими. Сюда же можно отнести и провиденциальную концепцию, утверждающую, что история  развивается согласно Божественному  Провидению. Концепция Гегеля с ее утверждением о том, что движущей силой истории является Мировой  разум или Абсолютный дух, и материалистическая концепция, согласно которой история  неизбежно движется к построению коммунистического общества по мере развития производительных сил, также  являются детерминистическими. Эти  детерминистические концепции утверждают, что историей движет надчеловеческая  сила, а человек - всего лишь существо, которое тащит история, ход которой  невозможно изменить никакими усилиями свободной человеческой воли.

 

Со своей стороны, Тойнби защищал индетерминизм с позиции  теории абсолютно свободной человеческой воли. Иными словами, он утверждал, что  путь, по которому развивается история, определяется абсолютно свободной  волей людей. Однако, с позиций  индетерминизма Тойнби, будущий образ  истории не ясен, и у нас, следовательно, не остается никакой реальной надежды  на будущее. Концепция истории в  философии Объединения, напротив, утверждает, что история имеет определенную цель, тогда как процесс ее развития не определен, ибо осуществление  провиденциальных событий, наряду с  Божественной ответственностью, требует  принять свою долю ответственности  человеком. Иными словами, теория истории  философии Объединения содержит как аспект детерминизма, так и  аспект индетерминизма и называется теорией ответственности.

 

При сравнении традиционных концепций истории с теорией  истории философии Объединения  мы видим, что каждая из традиционных концепций утверждает ту или иную точку зрения теории философии Объединения  и что последняя является всеобъемлющей, объединяющей концепцией истории. Концепция  Тойнби также во многом близка теории истории философии Объединения. С провиденциальной точки зрения, концепцию Тойнби можно рассматривать  как подготовительную к возникновению теории истории философии Объединения. Иными словами, задача концепции Тойнби заключалась в том, чтобы стать связующим звеном между традиционными концепциями истории и теорией и истории философии Объединения.

Информация о работе Традиционные концепции истории