Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:16, реферат
Ясперс Карл– немецкий философ. Родился23 февраля 1883г. в Ольденбурге,изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах,медицину в Берлинском,Гёттингенском и Гейдельбергском университетах.В 1909г. получил право заниматься медицинской практикой. В1909–1915гг. работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916г.был назначен ассистентом по психологии,в 1920г. ассистентом по философии,а в 1921г. профессором философии Гейдельбергского университета.Брак с еврейкой в 1910г.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. КАРЛ ЯСПЕРС И ЕГО УБЕЖДЕНИЯ
3. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ
4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
6. ВЛИЯНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
«КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ К.ЯСПЕРСА»
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ВВЕДЕНИЕ
2. КАРЛ ЯСПЕРС И ЕГО УБЕЖДЕНИЯ
3. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ
4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
6. ВЛИЯНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КАРЛ ЯСПЕРС И ЕГО УБЕЖДЕНИЯ.
Ясперс Карл– немецкий
философ. Родился23 февраля 1883г. в Ольденбурге,изучал
право в Гейдельбергском и
Мюнхенском университетах,медицину в
Берлинском,Гёттингенском и
Ясперс оказал решающее влияние
на религиозное направление
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ.
Мировая история охватывает
во времени и пространстве весь земной
шар. История есть там, где живут
люди.Человек есть существо, которое
осуждено пребывать в истории
и не в состоянии прожить вне
общества. К.Ясперс настаивает на историческом
характере припоминания,
К.Ясперс высоко оценивал суждение
Гегеля о том,что философия– это
время,схваченное мыслью, как сохранение
прошлого и обнаружение бытия. При
этом он пишет, что смысл вступления
человека в мир становится содержанием
философии.Философия не является волшебным
средством, она– сознание в осуществлении.Ясперс
считает,что философия не может
быть чисто предметным и, стало быть,чисто
научным знанием, ибо она не может
отличаться от внутреннего мира самого
философствующего.Философия –
При таком анализе К. Ясперс
использует понятие «ситуации»*.Ситуация
–неповторимое сочетание
Исторический процесс
– это беспрерывное преобразование
ситуаций, условий,знания, их содержания
и смысла в их непосредственном явлении,
но такое преобразование,при
В отличие от популярной в Европе первой половины XX в.теории культурных циклов, немецкий философ Ясперс предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Критикуя метод Шпенглера,Ясперс утверждал,что он позволяет лишь истолковывать явления духовной жизни, стили в искусстве или типы «настроений»,однако не дает возможности установить законы. Кроме того, он обращал внимание на неправомерность биологических аналогов, которые широко используются в шпенглеровской концепции культурных типов, вследствие чего история приобретает фаталистический характер. Карл Ясперс уверен,что человечество имеет единые истоки и общую цель. Эти истоки и эта цель нам неизвестны,во всяком случае,в виде достоверного знания. Лучшие философские умы пытаются приблизиться к тому и другому.К истории относится все то, что, будучи неповторимым,прочно занимает свое место в цельном, единственном,процессе человеческой истории и, является реальным и необходимым во взаимосвязи и последовательности человеческого бытия. Ясперс писал: «Все мы,люди, происходим от Адама, все мы связаны родством,созданы Богом по образу и подобию Его.Вначале, у истоков,откровение бытия было непосредственной данностью.Грехопадение открыло перед нами путь, на котором познание и имеющая конечный характер практика,направленная на временные цели, позволили нам достигнуть ясности. На завершающей стадии человек должен взойти в сферу гармонического созвучия душ,в царство вечных духов, где мы созерцаем друг друга в любви и в безграничном понимании».
Известно, что на Западе философия истории возникла на основе христианского вероучения.В концепциях великих мыслителей,от Августина до Гегеля, вера видела в истории поступь Бога.Поворот в исторических событиях соотносился с божественным откровением.Гегель утверждал,что весь исторический процесс движется к Христу и идет от него. Осью мировой истории в этой связи следует считать Сына Божьего.К.Ясперс выражает сомнение в убедительности этой концепции.Он пишет, что«…христианская вера – это лишь одна вера, а не вера всего человечества».
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ.
Рисуя схему мировой истории,К.
Ясперс выделяет четыре гетерогенных
периода: «Человек четыре раза как бы
отправляется от новой основы.Сначала
от доистории, от едва доступной нашему
постижению прометеевской эпохи, когда
он только становится человеком. Во втором
случае от возникновения великих
культур древности. В третьем
– от осевого времени,когда
Первый период– прометеевская эпоха составляет,согласно
Ясперсу,доисторию человечества.Собственно,
В доисторическую эпоху происходило«становление
основных конституитивных свойств
человеческого бытия», формирование
человека «как вида со всеми его
привычными склонностями и свойствами»,закладывался
фундамент человеческого бытия,
его сущностная основа, бессознательное.К
этому «докультурному»периоду относится
первое становление человека. Отвечая
на вопрос, что же явилось существенным
в превращении доисторического
человека в человека культуры,Ясперс
выделяет«использование огня и орудий»,«появление
речи», «способы формирующего человека
насилия над самим собой»,
Второй период,выделяемый Ясперсом, – это великие исторические культуры древности,предполагающие организацию и государственность.Начало истории,т.е. уже собственно культурного развития, относится к тому времени,«как существует передача опыта».Как только люди изобрели письменность,вся атмосфера внезапно меняется.Теперь люди говорят в письменных документах друг с другом и тем самым с нами, говорят посредством архитектурных памятников,своих произведений искусства, где непонятный нам смысл скрыт в привлекательных для нас формах.
Почти одновременно в трех
областях земного шара возникают
древнейшие культуры. В долинах Нила
и Двуречья можно глубже,чем где-либо,
Третий период– осевое время.Понятие «осевого времени» ввел К.Ясперс. В этом понятии, прежде всего, следует отметить наличие двух принципиальных свойств. С одной стороны, предполагается наличие такого свойства, как длительность.А с другой стороны осевое время предполагает наличие определенной направленности у времени. Время– это не просто протяженность,это протяженность в определенном направлении.К.Ясперс раскрывает природу, механизм и причины наличия у времени этих свойств. Человечество как биологический феномен непрерывно воспроизводит само себя. Данное обстоятельство обуславливает длительность– уровень более низкий и вместе с тем фундаментальный в течении времени.На биологическом уровне поколения повторяют свои биологические данные, а на уровне социальном новое поколение может нечто наследовать,а нечто утратить или внести новый вклад.Так возникает направленность времени.
По Гегелю ось мировой истории– явление Сына Божьего. Ежедневным подтверждением этой христианской структуры мировой истории служит наше летоисчисление.Но Ясперс указывает на то, что христианская вера – это лишь одна вера, а не вера всего человечества,и недостаток ее в том, что подобное понимание мировой истории представляется убедительным лишь верующему христианину.Ось мировой истории может быть обнаружена только эмпирически,как факт, значимый для всех людей,в том числе и для христиан.Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки,позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое,независимо от определенного религиозного содержания,могло стать настолько убедительным,что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости.Период «осевого времени» является,по мнению Ясперса,центральным в истории человечества.Это эпоха духовного основоположения всех мировых культур. «Эту ось мировой истории, – писал Ясперс, – следует отнести ко времени духовного процесса, который шел между 800 и200 гг. д.н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сей день».
В эту эпоху независимо
в разных культурах происходит много
необычайного.В Китае, где жили тогда
Конфуций и Лао-цзы, возникли все
направления китайской
Информация о работе Концепции истории и результаты К. Ясперса