Концепции истории и результаты К. Ясперса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:16, реферат

Краткое описание

Ясперс Карл– немецкий философ. Родился23 февраля 1883г. в Ольденбурге,изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах,медицину в Берлинском,Гёттингенском и Гейдельбергском университетах.В 1909г. получил право заниматься медицинской практикой. В1909–1915гг. работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916г.был назначен ассистентом по психологии,в 1920г. ассистентом по философии,а в 1921г. профессором философии Гейдельбергского университета.Брак с еврейкой в 1910г.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ
2. КАРЛ ЯСПЕРС И ЕГО УБЕЖДЕНИЯ
3. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ
4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
6. ВЛИЯНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.40 Кб (Скачать)

Четвёртый период – техническая эпоха. Первый этап научно-технического прогресса, т.е.единого,взаимообусловленного,поступательного развития науки и техники, относится к 16-18 векам. Тогда мануфактурное производство,нужды торговли,мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Второй этап связан с развитием машинного производства с кон. 18 в. – наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга.Современный этап охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство,транспорт,связь, медицину,образование,быт. С середины20 в. началось коренное,качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства,непосредственную производительную силу. Резко ускоряется темп научно-технического прогресса,который оказывает воздействие на все стороны жизни общества.Этот процесс был назван научно-технической революцией,которая возникла под влиянием научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством,и предъявляет всё возрастающие требования к уровню образования,квалификации,культуры,организованности,ответственности работников.

Техническая эпоха, по мнению Ясперса, по своей значимости соответствует  прометеевской.Доисторическое время  характеризуется возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем. Современной научно-технической  эпохе свойственны аналогичные  процессы, но на более высоком уровне: создание принципиально новых технологий,открытие новых источников энергии. Ясперс считает, что«новая прометеевская»эпоха  подготавливает возникновение в  будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих  культур древности.Новые великие  культуры заложат основы для второго  осевого времени. Наша исторически  новая ситуация,впервые имеющая  решающее значение, являет собой реальное единство людей на Земле. Благодаря техническим возможностям средств сообщения наша планета стала единой целостностью,полностью доступной человеку, стала«меньше».

Наше время –время реального  технического и политического преобразования,но, подобно«прометеевскому»,не время  вечных творений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЛИЯНИЕ ИСТОРИИ  И КУЛЬТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА.

Что произошло с человеком,что  заставило его выйти из неисторического  существования?Какие его черты  привели к началу истории? Речь идет о таком ответе, который связан с внутренним преобразованием человека. В ряде случаев проводят сравнение  между развитием отдельного индивида и человечества.Новорожденный,ребенок  и взрослый в социальном плане  различаются.По сути, К. Ясперс использует представление о наличии трех звеньев: чисто биологическая природа  человека;затем – нечто отличное от биологического,но еще не духовное,не социальное;и, наконец, –подлинная социальность,духовность и историчность.Для приобретения жизненно необходимых навыков человеку требуется длительный и сложный  период научения.

Совершая скачок,человек  не осознавал, к чему это приведет,и  не стремился к этому. Он безгранично  открыт по своим возможностям,незавершён и незавершим в своей сущности.То, что изначально было заложено в человеке, что действовало уже в доистории  в качестве зародыша истории,с силой  вырвалось на поверхность,когда  началась история. Это можно расценить  как несчастье,постигшее человека; согласно этому взгляду здесь  произошло нечто непостижимое,грехопадение,вторжение чуждой силы;все, что создает историю, в конечном итоге уничтожает человека. Этот скачок можно воспринимать и как чудесный дар и в том, что человек совершил его, видеть высокое предназначение человека, его путь к небывалому постижению и неслыханным высотам. Человек существо, стремящееся выйти за свои пределы. Несчастье и беды могут служить ему стимулом к возвышению.Лишь в истории формируется то, чем человек по существу является. Из первичных истоков течет поток заложенных в человеке возможностей,которые преисполнены богатым содержанием,войдя в эру истории, по мере того как они освещаются,утверждаются,усиливаются,теряются,вспоминаются,вновь возвышаются.Им необходима рационализация,которая сама по себе совсем не есть нечто первичное, а есть лишь средство восстановления истоков и конечных целей.

Человеком в отличие от животного осознается преходящий характер всего.Всему в мире отведено определенное время, и все обречено на гибель. Но только человек знает,что он должен умереть. Наталкиваясь на эту пограничную ситуацию, он познает вечность во времени,историчность как явление бытия.

История – постоянное и  настойчивое продвижение вперед отдельных людей. Они призывают  других следовать за ними. Те, кто их слышит и понимает,присоединяются к этому движению.Однако вместе с тем история остается и просто совокупностью событий, где постоянно раздаются напрасные призывы, которым не следуют и от которых отстают. Некая огромная сила инерции как будто постоянно парализует все порывы.Мощные силы громадных масс с их усредненными запросами давят то, что не соответствует им. Все то, что не находит места и не имеет смысла с точки зрения массовых требований,должно исчезнуть.История – великий вопрос, не получивший решения, который будет решен действительностью.

В эпоху осевого времени  новое,возникшее в культурах,сводится к тому, что человек осознает бытие  в целом, самого себя и свои границы, сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление.Перед человеком открывается ужас мира и собственная беспомощность.Стоя над пропастью,он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения.Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира. В начавшейся духовной борьбе,каждый пытался убедить другого,сообщая ему свои идеи,обоснования,свой опыт.Испытывались самые противоречивые возможности.Дискуссии,образование различных партий, расщепление духовной сферы,которая и в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность,– все это породило беспокойство и движение,граничащее с духовным хаосом.

Мифологической эпохе  с ее спокойной устойчивостью  пришел конец.Основные идеи греческих,индийских,китайских  философов иБудды, мысли пророков о Боге были далеки от мифа. Началась борьба рациональности и рационально  проверенного опыта против мифа, затем  борьба за трансцендентного Бога, против демонов, которых нет, и вызванная  этическим возмущением борьба против ложных образов Бога. Божество неизмеримо возвысилось посредством усиления этической стороны религии.Миф стал материалом для языка, который теперь выражал не его исконное содержание,а совсем иное,превратившись в символ.

С точки зрения Ясперса, в  это время происходит становление  истории человечества как мировой  истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных  культур. Выделение такого периода  духовного основоположения человечества,духовного  родства и духовных генов всех культур дают возможность Ясперсу  сделать вывод, что противоположность  Востока и Запада не абсолютна.Общие  духовные корни позволяют найти  способы коммуникаций,диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного  пространства.

После тысячелетней обособленности развития человеческих культур в  последние четыре с половиной  века шел процесс завоевания мира европейцами,а последнее столетие ознаменовало завершение этого процесса.Это  столетие,в котором движение совершалось  ускоренным темпом.

Вплоть до концаXIX в. история  была для нас, по существу,историей Запада.Весь остальной мир оставался в сознании европейцев того времени колониальной территорией второстепенного значения,предназначенной для того, чтобы быть добычей европейцев.Уже тогда были заложены основы для формирующейся в наши дни мировой истории, и заложены они были теми могущественными силами, которые стремились подчинить себе громадные пространства земного шара.Однако первая мировая война была скорее европейской.Лишь вторая мировая война потребовала участия всех,была действительно глобальной.Военные действия в Восточной Азии были не менее серьезны,чем в Европе.Это была, в самом деле, первая подлинно мировая война. Произошел переворот,«завоевание»внешних территорий натолкнулось на предел; расширяющееся вовне движение,натолкнулось на самое себя.С этого момента начинается мировая история как единая история единого целого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ось мировой истории позволяет  представить картину развития всего  человечества.В это действительно  осевое время человек «осознает  бытие в целом,самого себя и свои границы.Перед ним открывается  ужас мира и собственная беспомощность.Стоя над пропастью,он ставит радикальные  вопросы, требует освобождения и  спасения».Формы выражения тревоги, открывающиеся самосознанию,различны в разных регионах мира, но проявляют  сходство в их глубинном содержании.Единство становится целью человека.Изучение прошлого соотносится с этой целью.Оно  сознательно используется в качестве примера мира в едином мире,устанавливаемого посредством правопорядка для устранения нужды и обретения счастья по возможности для всех. Однако эта цель предполагает лишь создание общей для всех основы существования.Единство условий для всех человеческих возможностей не конечная цель, а только средство. Надо искать единство на более высоком уровне – в целостности мира человеческого бытия и созидания.Стремясь к этому, люди ищут единство предшествующей истории посредством выявления того, что касается всех людей,существенно для всех. Согласно подобным представлениям,единство выражается в следующем:человечество,по-видимому,возникло из единых истоков,выйдя из которых оно развивалось в бесконечной изолированности,а затем стало стремиться к воссоединению.Однако значение этого может открыться только в динамике человеческого общения. Единства можно будет достигнуть лишь тогда,если в основе всего лежит коммуникация человека с человеком. Тем самым происходит полное преобразование истории.

Земной шар стал единым. Все существенные проблемы стали  мировыми проблемами,ситуация –ситуацией всего человечества.Все утверждения  о совершенной чуждости людей,о  невозможности взаимопонимания– не что иное,как выражение разочарованности,усталости,отказ от выполнения настоятельного требования человеческой природы, угасание внутренней готовности.

По широте и глубине  перемен во всей человеческой жизни  нашей эпохе принадлежит решающее значение.История не завершена, в  ней заключены бесконечные возможности;любая концепция познанного исторического целого разрушается,новые факты открывают в прошлом незамеченную раньше истину.То, что прежде отпадало как несущественное,обретает первостепенную значимость.Завершение истории кажется невозможным,она движется из одной бесконечности в другую, и бессмысленно прервать ее может лишь внешняя катастрофа.

Наше сознание опирается  на бессознательное,оно все время вырастает из бессознательного и возвращается к нему. Однако узнать что-либо о бессознательном мы можем только посредством сознания. В каждом сознательном действии нашей жизни, особенно в каждом творческом акте нашего духа, нам помогает бессознательное,присутствующее в нас. Чистое сознание ни на что не способно.Это составляющее нашу основу бессознательное имеет двоякий смысл: бессознательное– природа, всегда покрытая мраком,и бессознательное– ростки духа,стремящегося быть открытым.«Если человек ищет духовную ситуацию времени,это означает,что он хочет быть человеком».

 

 


Информация о работе Концепции истории и результаты К. Ясперса