Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:16, доклад
В современном мире существует огромное количество проблем, таких как предотвращение ядерной войны, преодоление отсталости развивающихся стран, продовольственная и энергетическая проблемы, ликвидация опасных болезней, загрязнение окружающей среды и ряд других проблем, но особое место среди них занимает демографическая. Она обусловливает развитие практически всех глобальных проблем человечества. Демографические проблемы – результат качественных изменений в развитии производительных сил в сфере экономики, политики, культуры и т.д., их нельзя объяснить с позиции лишь какой-либо одной науки. Рассмотрим некоторые формы их проявления, обусловленные экономической деятельность человека
С учетом вышеизложенного крайне актуальным является исследование демографической ситуации и демографических проблем.
Введение……………………………………………………....………………….3
Теоретические аспекты изучения демографических проблем в мире.
Понятие демографической ситуации…………………..………………..5
Проблема роста численности населения в мире……..…………………6
Феномен «седого населения»…………………………….……………..10
Проблема снижения рождаемости в развитых странах….……………13
Иммиграционные процессы в мире……………………….……………16
Заключение………………………………………………………….…..………19
Библиография …………………………………………………..………………21
Приложение………………………………………………………..……………22
Одним словом, мир стареет: такова объективная, долговременная демографическая тенденция, требующая качественных изменений в экономических, политических, социальных и культурологических системах, которые оказались не готовыми ответить на этот вызов.
Негативные тенденции будущего населения мира (млн.)
На протяжении последних лет, Секретариат Организации Объединенных Наций неоднократно проводил опросы правительств всех государств мира - членов ООН об отношении к демографической ситуации в их странах: как правительства оценивают соответствие различных демографических процессов интересам их стран и считают ли они нужным проводить политику, направленную на сохранение или изменение существующего положения дел. Анализ ответов на вопросники ООН, выполненный сотрудником Отдела населения ООН Анатолием ЗУБАНОВЫМ и представленный на организованном этим Отделом совещании экспертов по теме "Ответ политики на старение и сокращение численности населения" , позволяет судить о главных тенденциях изменения позиций правительств за последние десятилетия.
Особое внимание в этом анализе было уделено странам с низкой рождаемостью. Даже в этих странах одни и те же или, во всяком случае, близкие по характеру процессы нередко по-разному оцениваются как общественным мнением, так и государственными институтами. А в зависимости от этих оценок формируется и разное отношение правительств к демографическим реальностям в их странах, их взгляды на то, нужно или не нужно проводить специальную политику, направленную на изменение или сохранение положения в демографической области, на возможные и допустимые меры такой политики.
На общем фоне государств с низкой рождаемостью более подробно рассматриваются 8 крупных промышленных стран, в число которых входит и Россия. Остальные семь стран - это Великобритания, Германия, Италия, США, Франция, Южная Корея и Япония.
Большинство правительств развитых стран не удовлетворены темпами роста своего населения.
Количество детей в семье (на одну женщину)
Особенно велика доля правительств, не удовлетворенных темпами роста населения, в менее развитых регионах мира. Здесь правительства обеспокоены, в основном, высокими темпами роста населения, и в 1999 году об этом заявили 54% правительств развивающихся стран из 145, ответивших на вопросы Генерального секретаря ООН. Что же касается более развитых стран, то в них беспокойство связано, напротив, со слишком низкими темпами роста, но это беспокойство в 1999 году выразили всего 35% ответивших на вопросы ООН правительств, а в 1993 году их было и вовсе 12,5%, тогда как доля удовлетворенных все время остается довольно высокой.
Резкое изменение взглядов на динамику численности населения между 1993 и 1999 годами в развитых регионах обеспечили прежде всего страны Восточной Европы и бывшего СССР. В настоящее время все страны Восточной Европы (кроме Чехии) и две трети стран, бывших недавно республиками СССР, рассматривают темпы роста своего населения как слишком низкие. Показатели в этих странах и в самом деле - среди самых низких, в большинстве случаев там происходит убыль населения. Из остальных же европейских стран только Греция, Португалия и Австрия оценивают темпы роста своего населения как слишком низкие.
Если же говорить о восьми крупных промышленных странах, то в 2002 году неудовлетворительными считало темпы роста своего населения только правительство России.
Большинство стран мира относятся к иммиграции спокойно, но число считающих ее уровень слишком высоким, растет.
Если страна выражает неудовлетворенность своим уровнем рождаемости, но ее не тревожат низкие темпы роста населения, то можно предположить, что в этой стране существует источник пополнения населения, иной, нежели рождаемость. Таким источником может быть только иммиграция.
Иммиграция действительно стала заметным явлением последних десятилетий ХХ века во многих странах и помогла поддерживать темпы роста населения, более высокие, чем позволял установившийся в них уровень рождаемости. Но при этом в развитых странах все время нарастала обеспокоенность объемом иммиграции. В 1976 году 17% правительств развитых стран оценивали уровень иммиграции как очень высокий, в 2005 - уже 37%. Внутри группы стран с низкой рождаемостью 30% (17 стран, в том числе Россия) считали в 2001 году, что уровень иммиграции слишком высок и только 2 страны (Молдавия и Украина) оценивали его как слишком низкий, остальные признавали этот уровень удовлетворительным.
Оценка уровня иммиграции в 8 крупных промышленных странах на протяжении последней четверти века менялась довольно значительно. В 1983 году правительства пяти из них, в том числе даже правительство США - классической страны иммиграции, оценили ее текущий уровень как слишком высокий. Россия же тогда считала его удовлетворительным. В 2003 только три из восьми стран: Россия, Германия и Франция - оценили уровень иммиграции как слишком высокий. При этом следует отметить, что в России, например, интенсивность иммиграции в начале 21в была в 2,5 раза ниже, чем в начале 80-х, когда правительство считало "удовлетворительной".
Заявления правительств по поводу миграционной политики нельзя понимать слишком буквально. Миграция - предмет острых политических дискуссий, и правительствам, формулирующим свою позицию в отношении иммиграции, всегда приходится оглядываться на общественное мнение. Но в то же время они не могут не учитывать и экономических и демографических реальностей. Значение иммиграции все лучше осознается в связи с процессом старения населения и необходимостью искать источники компенсации убывающих трудовых ресурсов.
Так как во многих странах существует оппозиция иммиграции, правительства, отвечая общественным настроениям, пытаются искать решения возникающих проблем, ориентируясь на внутренние ресурсы, в частности, на повышение производительности труда, гибкий рабочий график, повышение возраста выхода на пенсию, поощрение более широкого вовлечения женщин в производство. Тем не менее, они не могут отказаться и от миграционного ресурса и пытаются найти паллиативные решения, расширяя селективную или временную иммиграцию.
Так, французское правительство выразило желание увеличить приток квалифицированных мигрантов, особенно в научной, технологической и культурной сферах. Германия и Великобритания хотят увеличить приток студентов. В Германии было объявлено в прошлом году, что правительство намеревается выпустить специальные разрешения на работу в Германии в течение 5 лет для специалистов по компьютерам из Азии и Восточной Европы, несмотря на то, что в Германии более 4 миллионов безработных. Правительство Италии при уровне безработицы 11% тоже надеется увеличить квоты для иммигрантов. Великобритания собирается возобновить экономическую миграцию впервые после 1971 года, но только специалистов и на временной основе.
Менялась и продолжает меняться миграционная политика таких традиционных стран иммиграции, как Австралия, Канада, Новая Зеландия и США. Она также становится более селективной, базирующейся на экономических потребностях и условиях принимающей страны. Приоритет отдается квалифицированным, образованным мигрантам. Даже в случае миграции с целью воссоединения семей важным фактором считается трудоспособность претендента на переселение.
В то же время большинство правительств озабочены проблемами интеграции иммигрантов и считают нужным проводить специальную политику в этой области.
Заключение
«Сегодня альтернативы нет — человечеству сокращаться и мигрировать, а нам участвовать в том и другом» А.Г. Вишневский
В настоящее время, проблема демографического развития в мире требует тщательного изучения и пристального внимания, как со стороны ученых, так и со стороны политиков и государства. Естественные процессы увеличения численности населения на Земле, государственному регулированию отдельно взятой страны, не поддается, но многие ученые сходятся во мнении, что проблемы демографии в мире, и особенно, в развитых странах, усугубляются политикой «невмешательства» со стороны власти. Опыт Китая показывает, что численность населения страны можно регулировать и влиять на нее путем социально – экономических реформ, однако, подобный опыт перенимать не торопятся.
На ряду с этим, с каждым годом снижается роль такого социального института, как семья. Это ведет к снижению рождаемости в развитых странах мира, что является одной из главных проблем.
В новой парадигме демографии нет ничего удивительного. Общество само лихо рубит сук, на котором сидит. Если однодетность устраивает и государство, и личность, то остается лишь радоваться растущему по экспоненте уровню жизни в стране, где через каждые 25 лет население убывает наполовину. Если же массовая малодетность и тем более однодетность начинает доставлять неприятности всем, то пора задуматься о мотивах брака и рождения нескольких детей в семье, о повышении ценности семейного образа жизни. Но как это делать? Через побуждение или принуждение? Может ли вообще выбор числа детей стать свободным от сопутствующей ему дилеммы бедности — богатства?
В целом, проблемы демографии являются комплексными, они не возникли здесь и сейчас, это не проблема 21 века, данные подходы к демографии формируются и крепнут уже на протяжении многих столетий. Разумеется, демографическая проблема требует некого выхода через решение многих социальных задач.
К сожалению, создается впечатление, что к решению этих задачи не готовы ни ученые, ни политики.
Библиография
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
* Прогнозы рождаемости выполнены В.Н. Архангельским, а смертности - А.Е. Ивановой.
** В пятилетия: 2000-2004 гг., 2020-2024 гг., в скобках - в среднем за год.
*** Суммарный коэффициент рождаемости. Для 2005 г. дана оценка.
**** Ожидаемая продолжительность жизни. Принята для 2003 г.
***** Поскольку мигранты
также участвуют в
величины откорректированы.
Приложение 3
Информация о работе Теоретические аспекты изучения демографических проблем в мире