Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 03:36, реферат
Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание. Этим четко определенным содержанием и направленностью средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.
Интересно, что Гроссетест считал Творца геометром, «сконструировавшим» универсум на основе простых и экономичных математических средств, что дало ему возможность в дальнейшем не вмешиваться в «мировую машину», интуиция епископа Линкольнского привела его к убеждению, что «математика является внутренней текстурой естественного мира, контролирующей его функции».
Натуралистическую традицию
Гроссетеста продолжил его
Заключение
Немало открытий и множество терпеливых усилий еще потребуется для того, чтобы мы были в состоянии, не боясь серьезных ошибок, подвести итог средневековой мысли. Однако нам представляется, что уже сейчас собранные отовсюду произведения той эпохи позволяют окончательно отбросить некоторые заблуждения, которые долгое время рассматривались как очевидные истины.
Прежде всего ложным оказалось
утверждение, что средние века можно
определить просто как эпоху интеллектуального
поглощения и усвоения, все усилия
которого были нацелены на обнаружение
капитала, собранного античностью. Разумеется
— и факты постоянно напоминают
об этом, — нельзя понять и даже представить
себе средневековую философию без
философии древнегреческой. Аристотель,
Платон и неоплатоники воспитывали
и перевоспитывали человеческое
мышление. Каждое обнаружение их произведений
и каждый перевод, который делался
с него, были равнозначны для людей
средних веков открытию нового мира.
Так что средневековая
Первое, что принадлежит
только ей в собственном смысле и
что многие стремятся не столько
оспорить, сколько упрекнуть за него
средневековье, — это формирование
схоластики, самой совершенной
Так, ограничения, внесенные относительно использования разума в области теологии, у св. Фомы свидетельствуют о решающем прогрессе в познании собственных возможностей разума: если он запрещает теологам доказывать догмат Троицы или сотворение мира во времени, — это значит, что ему известно, что такое доказательство. Отсюда становится понятным, почему, начиная с XII века, мыслители средних веков восприняли разные расходящиеся направления, которым, как мы видели, они следовали, и которые предполагали либо принять Аристотеля в трактовке Аверроэса как выражение природного разума и отделить разум от веры, что и сделали аверроисты; либо поддержать догмат, как таковой, и не спрашивать у разума вероятностного подтверждения, всегда оспариваемого protervus (дерзостью) номиналистов; либо, наконец, превратить учение Аристотеля в набор метафор, трансформируя смысл его первопринципа, что и сделал св. Фома Аквинский.
Как только спрашиваешь себя, в каких областях и до каких пределов средние века подготовили будущее, куда входит и наше настоящее, то сознательно выходишь за рамки чистой истории. Тогда суждения, которые мы выносим о настоящем, как бы возвращаются обратно в прошлое: так, два свидетеля, признающие одни и те же факты, оценят влияние, которое может оказать некий мыслитель XIII века на умы нашего времени, по-разному: один — как превосходное, а другой — как пагубное. Поэтому средние века остаются для нас как бы знаком противоречия. Ясно, что XIII век — это еще живое прошлое.
Чтобы узнать, действительно
ли философские положения
Теология может обойтись без философских дисциплин, говорит св. Фома в своей «Сумме теологии» ибо не от них, а от Бога черпает она свои принципы, но ей удобно пользоваться принципами философии.
Не случайно некоторые
идеи, которые рассматривались как
характерные для современной
науки и философии, возникли в
средние века. Это не был блестящий
период развития философии, за которым
последовал длительный упадок. XIII век
— классическая эпоха схоластики
— не был той вершиной, за которой
последовал период упадка. Но исходя из
проблем, поставленных этим веком в
соответствии со своими собственными
требованиями, философы XIV века преподнесут
с явно ощутимым духом доктринальной
преемственности новые решения
этих старых проблем. Ценой непрерывных
усилий, предпринимаемых в течение
нескольких столетий, и как бы движимая
одним порывом средневековая
философия превзошла