Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 23:46, реферат
Каждая историческая эпоха имеет свое, присущее ей мироощущение, свои представления о природе и обществе, времени и пространстве, порядке мироздания в отношении людей в обществе и т. д. В основе средневекового миросозерцания и миропредставления лежала особая система ценностей, созданная христианством. Мировоззрение средних веков было теологическим, а ценностная шкала определялась религией. Сама средневековая эпоха была сформирована христианским наследием.
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Барановичский государственный университет»
Инженерный факультет
Философия
КСР №2
Специфика христианского мировоззрения средневекового общества.
Ф.И.О студента Метько Д.А.
Ф.И.О. преподавателя Демидович А.В.
Барановичи, 2012
Оглавление
Каждая историческая
эпоха имеет свое, присущее ей мироощущение, свои представления
о природе и обществе, времени и пространстве,
порядке мироздания в отношении людей
в обществе и т. д.
В основе средневекового миросозерцания
и миропредставления лежала особая система
ценностей, созданная христианством.
Мировоззрение средних веков было теологическим,
а ценностная шкала определялась религией.
Сама средневековая эпоха была сформирована
христианским наследием.
Христианство в качестве новой религии
появилось еще во времена Римской империи
(в I в. н. э.) и с самого начала играло двойственную
роль: оно восприняло духовные ценности
античного мира, поставив в центр мироздания
человека, а с другой стороны, оно выступило
в качестве самого мощного разрушителя
античных ценностей. Оно выработало свои
представления о начале и конце мира, в
то время как античная, языческая философия
исходила из признания вечности мира.
К концу античной эпохи христианство
одержало окончательную победу над язычеством,
что означало гибель античной культуры
и цивилизации.
Христианское
мироаоззрение средневекового общества
Античное мировоззрение основывалось
на убеждении, что в мире существует всеобщая
гармония, что он существует вечно, а человек
является органической частью этого мира.
Античное мироощущение также придавало
большое значение человеческому разуму,
его способности самостоятельно познавать
мир и изменять его.
В христианстве же утвердилась
иная система ценностей, которая отрицала
вечность мира и признавала роль Творца
- Бога в качестве существа изначального,
вечного и неизменного.
Страх перед неотвратимым наказанием
порождал в средневековом обществе особую
психологическую атмосферу. Поэтому столь
частым явлением были массовые покаяния,
пострижения в монахи. Теоцентризм средневековой
культуры принуждал к постоянным раздумьям
над тщетностью судьбы, непрочностью жизни
и близостью смерти.
Для средневекового мировоззрения
характерно было представление о дуализме
мира: в сознании средневекового человека
мир делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый
нашими чувствами земной мир и мир потусторонний,
идеальный - небесный, которые неотделимы
друг от друга. Примирение или противопоставление
этих двух миров - проблема, занимавшая
средневековое сознание на всех уровнях:
и высших, и низовых.
Согласно теологическому миропредставлению,
мир делится на две части и в человеке
присутствуют два начала: тело и душа.
Тело мыслилось "темницей души", которую
нужно было освободить для достижения
высшего блаженства.
Красота человека выражалась
в торжестве его духа над телом. Христианство
утверждало особый тип духовности, при
котором главное внимание уделялось внутреннему
миру человека, его нравственным установкам,
смыслу человеческого существования,
осуждению насилия, идеям всеобщего равенства.
У средневековья свои нравственные
нормы и принципы: основой нравственности
стала верность, вера.
Огромным было воздействие
христианства и религиозного мировоззрения
на средневековое искусство. Практически
все его творения служили религиозному
культу. Архитектура, например, отражала
красоту и значение божественного миропорядка.
Средневековое искусство, в отличие от
античного, почти не выражало радость
земного бытия, чувственное восприятие
реального мира.
Показательно также отсутствие
жанра портрета в средневековой живописи,
что можно объяснить отрицанием конкретного,
детализированного изображения пространства
или человека.
Наиболее распространенным
и популярным жанром литературы тогда
были жития святых; самым типичным образом
архитектуры - собор; самым распространенным
жанром живописи - икона; излюбленными
образами скульптуры - персонажи Священного
Писания.
Церковь регламентировала
не только искусство - жестоко преследовались
ею ереси, инакомыслие, сочинения тех философов
и ученых, которые расходились с официальной
церковной доктриной.
У истоков средневековья и
феодализма в Западной Европе стояли две
социальные системы: грекоримская, античная,
и варварская, германская. Итогом их встречи
и стало рождение средневекового мира.
В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V– XVI вв.). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, дифференциацию, социальную направленность политико-юридических идей западноевропейского средневековья.
Политические
и правовые учения в Западной Европе
рассматриваемой эпохи
Три крупных исторических этапа включает в себя эта эволюция. Первый – раннефеодальный (конец V – середина XI в.); феодализм только еще консолидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа государственность сначала организуется в большие, но весьма слабо интегрированные в единое целое монархии, а потом распадается на конгломераты раздробленных политических образований. Второй этап – пора полного развития феодального строя, фаза его расцвета (середина XI – конец XV в.); для этого периода типичны централизованные сословно-представительные монархии. Третий – позднее средневековье (конец XV – начало XVII в.); полоса заката, упадка феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений; государственность на этом, последнем этапе феодальной формации строится по преимуществу как абсолютная монархия. Поэтапный характер развития феодального общества во многом предопределял особенности и динамику средневековой западноевропейской политико-юридической мысли.
Своеобразие последней придавал также факт исключительно сильного влияния на нее христианской религии и римско-католической церкви. Эта церковь практически безраздельно
господствовала в сфере духовной жизни на протяжении почти всех Средних веков. Средневековая христианская религия была ядром мировоззрения феодального общества, стержнем единой христианской культуры. В руках священнослужителей политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались прикладными отраслями богословия. Известную библейскую формулу – «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» – богословы превратили в непререкаемую догму феодального строя.
На протяжении всей политической
истории западноевропейского
Обосновывая политические притязания церкви, ее идеологи утверждали, что могущество государей происходит от церкви, а она получила свой авторитет непосредственно от Христа. Отсюда проистекает безусловная обязанность христианских государей подчиняться главе христианской церкви. Например, согласно доктрине «двух мечей», разрабатывавшейся в XII–XIII вв., основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Другой церковь вручила государям, чтобы те могли вершить земные дела. Самой церкви использовать обнаженный меч, держать кровавое оружие не пристало. Однако она пускает его в ход, но при помощи государей, наделяемых церковью правом повелевать людьми и карать их. Как утверждали богословы, государь есть слуга церкви, служащий ей в таких делах, которые недостойны духовного лица.
Показательно, что и те, кто противился стремлению церкви подчинить себе государей, светских феодалов, кто сопротивлялся ее настойчивым попыткам руководить политической жизнью в обществе, кто выступал за примат государства над духовной властью, в целом разделяли принципы христианского вероучения. Апелляция к текстам Священного Писания как к решающим доказательствам правоты, схоластическая манера обосновывать защищаемые тезисы, язык богословия и т.д. – все это обычно присутствовало в выступлениях представителей каждого из враждовавших между собой лагерей. Различные идейные
течения, в которых выражался протест против засилья официальной церкви, эксплуатации и произвола светских феодалов (плебейские и бюргерские ереси), тоже в общем не выходили за рамки религиозного мировоззрения. Правда, социально-политические программы, рождавшиеся в лоне этих оппозиционных движений, резко отличались от общественно-классовых установок идеологов феодализма.
Складываясь и развиваясь на почве феодальных отношений, под колоссальным воздействием христианства, католической церкви, политико-юридическое знание средневековой Западной Европы вместе с тем восприняло и по-своему в новых исторических условиях продолжило ряд существенных идей античной политической и правовой мысли. К числу подобного рода идей следует отнести, в частности, представление о государстве как о некоем организме, положение о правильных и неправильных государственных формах и об их круговороте, идею естественного права как нормы, вытекающей из природы вещей, положение о высокой значимости закона для устройства нормальной государственной жизни и др.
В методе средневекового политико-юридического мышления, разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма велик удельный вес религиозного догматизма. Но присутствовала в нем и ярко выраженная тенденция обеспечить строгость рассуждения, последовательность, непротиворечивость и ясность получаемых выводов. Схоласты проявляли большой интерес к вопросам логической техники: приемам классификации, формам ведения споров, искусству аргументации и проч. При соответствующих обстоятельствах акцентирование на собственно логических аспектах исследования открывало возможности перехода к рациональному изучению объектов, к обоснованию рационалистической методологии, блистательно проведенному в XVII в. Ф. Бэконом, Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Г. Лейбницем.
Изменявшиеся и усложнявшиеся нужды производства, общения и обмена, потребности политического и правового развития не давали пребывать политико-юридическим учениям западноевропейского средневековья в состоянии покоя, стимулировали постепенное расширение и углубление знаний о политике, государстве и праве. Медленно, отнюдь не прямолинейно и просто, но эти знания прогрессировали во многих направлениях. Они явились необходимым и важным звеном истории мировой политико-юридической мысли.
Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда же завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В ее построении чрезвычайно большую роль сыграл доминиканский монах, ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. О них речь идет в труде «О правлении властителей» (1265–1266 гг.), в произведении «Сумма теологии» (1266–1274 гг.) и в иных работах.
В своих произведениях ученый-богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики» (кстати говоря, переведенной на латинский язык и тем самым вошедшей в научный оборот лишь в конце 1250-х гг.).
От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.
Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодальносословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики
земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собою государство. Идеолог, который считал, будто «совершенство вселенной требует, чтобы в вещах присутствовало неравенство, дабы осуществились все степени совершенства», – такой идеолог и не мог видеть иными предпосылки достижения «общего блага» в государстве.
Защита интересов папства и устоев феодализма методами схоластики порождала определенные трудности. Например, логическое толкование тезиса «всякая власть от Бога» допускало возможность абсолютного права светских феодалов (королей, князей и др.) на управление государством, т.е. позволяло обращать этот тезис против политических амбиций римскокатолической церкви. Стремясь подвести базу под вмешательство клира в дела государства и доказать превосходство духовной власти над светской, Аквинат ввел различение трех следующих моментов (элементов) государственной власти: 1) сущности, 2) формы (происхождения), 3) использования.
Сущность власти
– это порядок отношений
Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе, с точки зрения Аквината, оказывать этим действиям сопротивление. Правитель, который властвует вопреки законам бога и основоположениям морали, который превышает
свою компетенцию, вторгаясь, например, в область духовной жизни людей или облагая их чрезмерно тяжелыми налогами, – тот правитель превращается в тирана. Так как тиран печется только о своей выгоде и не хочет знать общей пользы, попирает законы и справедливость, народ (в понимании Фомы Аквинского) может восстать и свергнуть его. Однако окончательное решение вопроса о допустимости крайних методов борьбы с тиранией принадлежит, по общему правилу, церкви, папству.
Информация о работе Специфика христианского мировоззрения средневекового общества