Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:43, реферат
Сократ родился в месяц Фаргелион (май – июнь по современному календарю), в год архонта Апсефиона, на четвертом году 77-й Олимпиады (469г. до н.э.) в семье каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты. Фаргелии были праздником рождения Аполлона и Артемиды. По афинской культовой традиции в Фаргелии город занимался искупительным очищением. Рождение в такой день считалось событием символическим и знаменательным, и новорожденный в Афинах, естественно, попадал под покровительство высокочтимого светозарного Аполлона, бога муз, искусств и гармонии.
во всех добровольных действиях знание добра является необходимым и
достаточным условием для творения добра. Наряду с этим он предполагал, что
подлинное этическое знание способно преодолеть пропасть, разделяющую мысль
и действие, в состоянии стереть грань между сущим и должным. Возникает
вопрос: кто же был прав — Сократ, считавший добродетель знанием, или же
общественное мнение его времени, утверждавшее, что независимо от того,
какими знаниями обладает человек, его желания, стремления и наклонности
могут заставить его поступать вопреки знаниям? Находится ли мера
добродетельности
в прямой зависимости от степени
знания?..
…«Я по крайней мере думаю: никто из мудрых людей не считает, что какой-
нибудь человек может охотно заблуждаться или охотно творить постыдные и
злые дела; они хорошо знают, что все, делающие постыдное и злое, делают это
невольно»
- говорил Сократ.
Обходя некторые различия, Сократ показывает, что никто не желает себе
зла и никто намеренно не стремится ко злу, поскольку такое желание или
стремление есть верное средство стать несчастным. Стать же несчастным никто
не хочет. Поэтому надо предположить, что «те, кто не знает, что такое зло,
стремятся не к нему, а к тому, что кажется им благом». Проще говоря, каждый
человек, субъективно стремясь к добру (благу), может принять за добро то,
что
объективно является злом.
Сократу задали вопрос: «Что лучше: вершить несправедливость или терпеть
ее?». «Я не хотел бы ни того ни другого. Но если бы оказалось неизбежным
либо творить несправедливость, либо переносить ее, — отвечал Сократ, — я
предпочел
бы переносить».
Сократ
считает, что причиняющий
терпящий ее. Доказывается же это положение приравниванием несправедливости
к безобразному (постыдному) деянию и показом того, что с объективной точки
зрения из двух безобразных вещей — чинить несправедливость или терпеть ее —
более безобразным (и большим злом) является первая из них.
Дальнейшее обсуждение вопроса приводит собеседника к выводу о том, что
«никто не чинит несправедливости по доброй воле, но всякий поступающий
несправедливо несправедлив поневоле». В связи с этим Сократ развивает мысль
о том, что одного желания избегать несправедливости недостаточно, нужны,
кроме того, «какая-то сила и искусство», обучение и практика, воспитание
души и тела в арете. В конце диалога Сократ вновь подтверждает, что «чинить
несправедливость опаснее, чем терпеть, и что не казаться хорошим должно
человеку, но быть хорошим и в частных делах, и в общественных, и это
главная
в жизни забота».
По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага.
Более того, для Сократа знание и мораль оказываются неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством определения понятий, по Сократу, «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».
Таким образом, в этике Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель — это знание, дурное — это незнание. Основные добродетели для Сократа — это сдержанность, мужество, справедливость.
Сократ говорил, что всю жизнь ничем другим не занимался, как только тем, что исследовал вопросы справедливости и несправедливости. Слава его росла и раздражала завистников и врагов. В 399 году на семидесятилетнего Сократа Мелетом был подан донос, в котором философ обвинялся в том, что он не признает богов и развращает молодежь.
Дело Сократа разбиралось в суде, в котором участвовало немало людей. Историки засвидетельствовали точное их число - 501 человек. Друзья Сократа хотели ему помочь. Знаменитый судебный оратор Лисий приготовил для него речь, но Сократ отказался от этой помощи. Он решил убедить суд в своей невиновности. Во время выступления говорил просто, не унижаясь и не заискивая, уверенный в своей правоте. Но приговор был суров. За оправдание Сократа был подан 221 голос, против - 280.
После вынесения смертного приговора один из его учеников, плача, проговорил: "Мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорен к смертной казни несправедливо". На это Сократ ответил в своем духе и не без юмора: "А тебе приятнее было бы видеть, что я приговорен справедливо?"
Месяц до смерти жил Сократ в тюрьме. Его посещали друзья и ученики, они предлагали ему бежать. Однако ни на какие уговоры не поддавался осужденный. Нельзя воздавать за зло злом, считал он. И потом: что скажут о нем люди, которых он наставлял и вразумлял? Сократ встретил смертный приговор без всякой злобы и с величайшим мужеством. Как писали историки, "не бледнея, выпил смертоносную чашу с ядом цикуты". По общему признанию, никто не мог вспомнить, чтобы кто-нибудь встретил смерть с таким достоинством. И жизнь, и смерть Сократа остались в памяти потомков.
Талант
Сократа выразился в
Внешний облик философа поражал воображение современников. Всегда босой, в одном и том же старом плаще, Сократ запомнился как "уличный учитель", который беседовал с богатым и бедным, с юношей и стариком, с женщиной и мужчиной, никогда не требуя за обучение денег, как это делали многие другие "учителя мудрости".
По Сократу - мысли и высказывания должны быть:
Правилам,
посвященным изложению основ
изобретения идей и мыслей, учит
первый раздел классической риторики,
который называется в отечественных учебниках
по риторике изобретением, а в европейских
риториках - словами логос (logos), иногда
инвенция (invention).
1.Трубецкой С.Н. Курс древней философии.М.,1997. –58с
2. Алексеев А. С. Всемирные
3. М.
Вальяно Основы философской
культуры. - М.,1994 г. - 156с