Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:01, лекция
Биологические и социальные потребности могут существовать как самостоятельно, так и во взаимосвязи. Многие социальные потребности имеют биологическую основу. Но так уж получилось, что удовлетворяя свои потребности, человек часто пренебрегает чувством меры, что может привести и приводит к негативным последствиям. Даже, выработанные обществом социальные регуляторы, в которых человек тоже испытывает потребность, обладающие самодостаточностью, бывают недостаточно эффективны. Разум, сознание, мораль, страх, обладают своей спецификой, как на разных этапах человеческого развития, так и в определенных ситуациях, в которых оказывается человек, группа и общество в целом. Несмотря на их существование и действенность, результат не всегда бывает однозначным и предсказуемым.
Вывод: биологические и социальные потребности могут существовать как самостоятельно, так и во взаимосвязи. Многие социальные потребности имеют биологическую основу. Но так уж получилось, что удовлетворяя свои потребности, человек часто пренебрегает чувством меры, что может привести и приводит к негативным последствиям. Даже, выработанные обществом социальные регуляторы, в которых человек тоже испытывает потребность, обладающие самодостаточностью, бывают недостаточно эффективны. Разум, сознание, мораль, страх, обладают своей спецификой, как на разных этапах человеческого развития, так и в определенных ситуациях, в которых оказывается человек, группа и общество в целом. Несмотря на их существование и действенность, результат не всегда бывает однозначным и предсказуемым.
Человек не рождается сразу личностью, он ей становится в процессе длительного существования и воздействия на него общества, и процесс этот называется социализацией. Социализация может носить как объективный характер, когда не преследуется сознательная цель сформировать определенный образец и на человека воздействуют в основном объективные условия, к которым он стремится приспособиться, так и субъективный характер, когда формируется определенная модель и вырабатываются и используются способы и средства ее достижения, т.е. воспитание. В процессе социализации индивид превращается в личность, обладая индивидуальными особенностями, которые отличают людей друг от друга, носящими или физический или духовный характер, а может и теми и другими. Состоявшейся личностью индивида можно считать тогда, когда сформировалось сознание, которое контролирует процесс формирования и удовлетворения потребностей, осознавая результаты и последствия его, когда человек усвоил и сделал привычными нормы этнической культуры, когда вырабатываются и используются морально-нравственные нормы и когда в жизни есть гуманистические целевые установки. По сути, на человека воздействуют две системы факторов: те, которые существуют реально, объективно и показывающие жизнь такой, какая она есть и те, которые преследуют определенные цели, формируя объект таким, каким он должен быть, т.е. превращая определенные социальные и сознательные нормы в индивидуальные потребности, привычки человека.
Социализация предполагает наличие определенных условий, для того, чтобы процесс был успешным и эффективным. Первым таким условием является необходимость наличия образца поведения, при том, что на начальном этапе социализации главным способом восприятия образцов поведения, является подражание, которое носит в основном бессознательный характер, правда, нельзя утверждать, что подражание перестает существовать где-то на первоначальных этапах жизни индивида, оно может оставаться или ведущим, или дополнительным способом социализации еще длительное время и даже всю жизнь, когда перед человек человеком авторитет, на который он хочет походить или объект поклонения, к которому отношение приобретает иногда черты фанатизма. Понятие образца предполагает, что индивид воспринимает его полностью, как индивидуальный пример подражания, или это может быть сборная модель образца поведения, когда от каждого берется что-то определенное, или образец поведения строится на отрицании реальных качеств реального образца, в стремлении сформировать противоположные черты. Есть четыре, основных социальных общности, которые способны содержать в себе определенные образцы подражания: семья, учебное учреждение, коллектив и искусство. Самым оптимальным является семья, но для того, чтобы она выполняла свою социализирующую роль, для этого необходимо: время, средства, желание и максимальная изоляция от внешнего негативного влияния. Процесс этот достаточно сложный, тем более в семье дети не редко сталкиваются с тем, что родители-воспитатели часто говорят, требуют одно, а сами делают другое и такое несоответствие в поведении, ставит их, воспитуемых, в тупик, заставляет вырабатывать двойные моральные стандарты: одни для себя, другие для других. В авторитарных обществах были попытки создать единые образцы поведения, но для этого был необходим тотальный контроль и закрытость общества от влияния демократических систем, и отрыв воспитуемого от семьи. Процесс этот был достаточно успешный. Вторым важным способом социализации является знание социальных ролей. На чем основывается выполнение своих ролевых функции человеком: на соотношении между хочу, могу, надо, и не просто надо, а знаю еще и как надо, и эти стремления, силы, не редко конфликтуют между собой. Живя в обществе, среди людей человек должен вести себя правильно, чтобы избегать конфликтных ситуаций, для чего и необходимо знание социальных ролей, которых немало и которые определяют поведение человека в любой ситуации и любой социальной общности. Даже психологически выполнение социальных ролей может противоречивый характер: одно дело, когда человек что-то продает, другое дело, когда что-то покупает, а это разные ролевые функции, хотя и являются психологическими установками одного и того же человека. Выполняя ту или иную ролевую функцию, несмотря на изменчивость ситуации, определенный стержень у индивида должен сохраняться, если он считает себя состоявшейся, устойчивой личностью. Большую роль в знакомстве индивида или даже группы с социальными ролями играет искусство, которое может даже виртуально заставить человека примерить ту или иную роль на себя и пережить ее как реальную.
И последнее, третье, это собственная самооценка человека в коллективе, если она будет завышена, то человеком овладеет невроз Нарцисса, если будет занижена, то человек будет чувствовать себя как «гадкий утенок», которого убедили, что он именно такой. Если такое будет происходить, то влияние коллектива будет сведено не только к минимуму, оно будет носить негативный характер, человек будет чувствовать себя психологически неуютно, и вся энергия будет затрачена на то, чтобы его, этот коллектив, вытерпеть, замкнувшись в себе.
Важными условиями формирования потребностей и способов их удовлетворения, являются методы, которые используются для их формирования и регуляции. Этих методов три и каждый имеет свою специфику: принуждение, убеждение и авторитет.
Принуждение может быть как объективным, когда существует угроза насилия или открытое принуждение извне, так и субъективным, когда индивид сам принуждает себя терпеть или делать что-то для достижения определенных целей, Одним из примеров является объективно-субъективное воздействие, которое используется для выработки дисциплины поведения в армии и в военных училищах. Субъективное принуждение используется для работы в торговле, где для увеличения прибыли в бизнесе требуется доброжелательное отношение к любому покупателю, не зависимо от настроения и отношения к нему продавца, а также из карьерных соображений. Другой способ, более гуманный, это убеждение, но эффективность этого способа зависит от ряда факторов: прежде всего, умения убеждать, а это является искусством, средневековый мыслитель Фома Аквинский, зная способность античных греков к красноречию и ораторскому искусству, умению убеждать, предложил использовать его для доказательства божественных, религиозных постулатов, которые, в принципе, необъяснимы и недоказуемы. А способность кино, теле- и театрального искусства убеждать, используя образность, технику речи, поведения, внешние данные актеров не нуждается в доказательстве. Даже фантастика, при современной технике киноискусства, приобретает черты подлинной реальности. Следующей важной составляющей искусства убеждения является готовность понять необходимую информацию, т.е. дорасти до уровня ее понимания, и желание ее воспринять. В процессе социализации ситуация может сложиться так, что индивид не дорос до понимания нужной информации – это может быть недостатком культуры, образования, опыта, когда человек объективно не может понять убеждающего, хотя стремление может наличествовать. Желают же дети узнать причину и технологию своего появления на свет, а родители им в этом стремлении или недоговаривают или говорят неправду. А желание воспринимать информацию может или ослабляться, или подавляться, или нейтрализоваться другим, конкурирующим желанием или потребностью.
Последний способ воздействия – это авторитет, который основывается на вере в постоянной правильности, безошибочности поступков и высказываний человека, претендующего на авторитет, даже если они не всегда понятны или индивид с ними может быть не согласен. В основе авторитета лежит вера в то, что высказываемая информация, с которой индивид или группа сталкивается, воспринимается как истина, которая не нуждается в доказательстве, и с нею можно полностью согласиться. Авторитета можно достичь, когда социальный фактор, претендующий на авторитет, практически не ошибается в своих оценках и рекомендациях, желает человеку добра, и никогда не обманывает, поэтому достоин доверия. Крайнее проявление авторитета, носящее гипертрофированный характер - это фанатизм, который может проявляться во многих сферах человеческой жизни и культуры: спорт, искусство, политика, наука, власть, религия, даже в кровнородственных отношениях, и который требует полного, слепого подчинения идеалу, даже, не взирая на последствия этого подчинения.
Нельзя с уверенностью утверждать, что каждый метод социализации может действовать и действует только отдельно. Они находятся в своеобразном симбиозе, какой-то может преобладать над другими, может подменять их, может охватывать большую сферу деятельности, а могут и сочетаться друг с другом.
К факторам социализации можно отнести такие социальные институты или социальные группы, которые преследуют осознанную цель сформировать те или иные потребности и способы их удовлетворения, ту или иную модель поведения индивида, т.е. участвуют в создании модели «человека правильно потребляющего». Необходимо учесть, что эти социальные институты занимаются потребностями не только индивида, но и социальных групп, и даже общества в целом. К таким институтам относится, прежде всего, семья. На заре человечества именно на семье, а точнее на родовой общине, лежала основная ответственность за формирование и удовлетворение потребностей, как группы, так и индивида. Индивид не мог представить себя отдельно или вне семьи или родовой общины. До сих пор существуют семьи, которые живут по патриархальным традициям, в основном на востоке, и данный институт остается дл них незыблемым. Семья, особенно европеизированная, подверглась изменениям, стали более разнообразными формы ее организации, общество ряд ее функции взяло на себя и стало реализовывать не менее эффективно. В целом потребности, которые формирует и удовлетворяет семья, можно разделит на две группы: первая – это социальные, или потребности общества, государства и вторая – потребности индивида. В социальные потребности входят: 1. Потребности общества в регулировании численности рождаемости, для чего есть государственные программы, которые направлены на это; 2. Потребность в успешной социализации, когда считается, что семья это сделает более эффективно и качественно, хотя в авторитарных государствах, семья считалась консервативной организацией и ее стремились заменить общественными организациями политизированного толка, учебными и трудовыми коллективами. Политика авторитарного государства в этом вопросе заключалась в том, чтобы максимально освободить семью от воспитания детей (ясли, детские сады, школы, трудовые коллективы, общественные организации), для того, чтобы люди, члены семьи, с одной стороны, активно и больше времени тратили на участие в общественно полезном труде, а с другой, чтобы воздействием на подрастающее поколение занимались специальные организации, которые делали бы это более эффективно, быстрее, под контролем и снизили бы негативное влияние «некомпетентной» в этом вопросе семьи; 3. Удовлетворение моральных, материальных, физических и духовных потребностей, чтобы человек смог восстановить и сохранить свое физическое, психическое и моральное здоровье, и был готов к новым трудовым подвигам и не был озабочен недостатком семейного тепла; 4 Регуляция различных отношений между членами семьи, носящими юридический характер, основные положения которых изложены в законодательстве о семье и браке. Казалось, данная точка зрения, что семья должна быть ведущим фактором социализации, отдает архаизмом, но это не совсем так. То, что вбивалось в сознание и поведение человека в течении неполных восьмидесяти лет советской действительности, и было направлено на противопоставление семьи другим социальным организациям, принижением ее значения, не изжить моментально. Не все меняется так быстро как хотелось бы, да и нужно ли это.
Потребности личности, которые может удовлетворять семья, включают в себя: 1. потребность в эмоционально-нравственном переживании, проще говоря, потребность в любви, И тут возникает одна из причин возможного конфликта, т.к. подразумевает разное понимание, переживание и прявление людьми данного чувства, способов и условий его реализации. 2. Потребность в сексе. С открытием культурных границ, с исчезновением запретных тем, с популяризацией сексуальной культуры, с упрощением удовлетворения данной потребности, требование к партнерам, с одной стороны упрощается, а с другой – в чем-то возрастает. Тем более, наличие проституции, порнографии, приоритет сексуальных сцен в массовой культуре, открытость нетрадиционного секса, трудности совмещения секса и любви делает данную проблему актуальной и приводит к эмоциональному одиночеству и даже не желанию удовлетворять сексуальную потребность только в браке. 3.Стремление иметь детей, т.е. стать родителями. Но родительская потребность может войти в конфликт с воспитательной, т.к. дети важны не только в количественном отношении, но и в качественном, быть родителями детей и воспитателями, т.е. стать для них отцом и матерью, в принципе, не одно и то же. Родитель – это кровнородственное понятие, это объективная связь, а отец и мать – социальные понятия. А здесь, также, возникает предпосылка, возможность конфликта между родственниками по поводу количества детей, качества воспитательного процесса и его результата. Ведь дети появляются в семье на свет, не только для того, чтобы отдать долг обществу, иметь наследников, но и сформировать задел благоприятных отношений на будущее, который основан на взаимном уважении и взаимопомощи, взаимопонимании. А то может сложиться такая ситуация, которая является реакцией на результат воспитания, как это изображено в произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: «Я тебя породил, я тебя и убъю». 4. Значимой потребностью в семье является хозяйственно-потребительская, которая требует объединения усилий для ведения собственного хозяйства, содержания нетрудоспособных, и которая требует совпадения вкусов, и, наконец, разделения труда. 5. Вполне возможен вариант, когда в семье удовлетворяется потребность в дружеских отношениях, когда людей связывают общие интересы, устремления, и даже деятельность. Практически, в семье существуют все условия для взаимопонимания и взаимного доверия между ее членами. Как говорилось выше, семья должна быть главным поставщиком и хранителем физического, психического и морального здоровья. 6. Нельзя не упомянуть о потребности в значимости членов семьи, как для себя, так и во мнении окружающих, общества в целом, хочется гордиться ими, правда, иногда такая значимость приобретает характер фантазии, когда человек наделяется качествами, которых у него нет, или насильно под них подгоняется, а их никто из окружающих не воспринимает и они существуют только в воображении членов семьи. 7. И, конечно, интегративной потребностью является потребность иметь дом, в котором человек чувствовал бы себя уютно, но не в отсутствии человеческого окружения, а в присутствии, и не только вещей, но и людей. Все изложенное, говорит о сложности такого фактора в формировании и удовлетворении потребностей как семья, для полноты изложения, нельзя не упомянуть о таких потребностях, которые носят статусно - ролевой характер и формируются и удовлетворяются только в семье. Это сын-дочь, брат-сестра, муж-жена, отец-мать, бабушка-дедушка. Представления о ролевых функциях не унифицированы и каждый может их понимать по своему, что часто зависит от воспитания, примера и других факторов. А это важнейшая причина конфликтов в семье и не удовлетворенность выполнения ролевых функций в семье, не редко приводит ее к разрушению, распаду. Христианская церковь в своем учении регламентировала отношения в семье, утверждая, что дети должны почитать родителей, а жена почитать мужа. Но христианская мораль отодвигается в прошлое, уступая место гражданским и юридическим отношениям в браке.
Фактором социализации является и коллектив, основная задача которого формировать и удовлетворять потребности: во взаимной помощи, во взаимном уважении, когда точка зрения, высказываема человеком не воспринимается в штыки и не подвергается тотальному осмеянию, а уважается как истинная, т.к. у каждого может быть свое видение объекта и своя интерпретация его, а это должны понимать даже те, кто с этой точкой зрения не согласен. Никто не может претендовать на то, что он владеет истиной в последней инстанции, такое позволено разве, что Богу. И последней потребностью, которая должна формироваться и удовлетворяться в коллективе, это взаимная ответственность. Не делай того, что может навредить коллективу, а коллектив не должен делать того, что навредит тебе: «Один отвечает за всех, а все за одного». Оптимальная форма коллективного существования, это дружба. Но коллективы часто складываются по разным причинам. Совместное проживание, совместная деятельность, общее прошлое, общий духовный интерес, общая цель, совместно пережитый драматический эпизод. Объединяющих людей факторов не мало, но как коллектив они могут состояться не всегда. Особенно это может касаться взаимного уважения и взаимной ответственности. Поэтому единая группа в процессе своего совместного существования, деятельности часто распадается на маленькие подгруппки, которые могут состоять как в явном, так и не в явном, затяжном, а иногда и постоянном конфликте с остальными группами и коллективом в целом.
К факторам социализации можно отнести и государство, основными задачами которого является удовлетворение таких потребностей, как права человека, личности, т.е. таких, как право на сохранение жизни и здоровья своих граждан от других сил, в форме определенного типа юридической ответственности, если их кто-то утрачивает по чьей-то вине, государство наказывает виновника, используя для этого законодательство. Право на обладание и сохранение собственности и право на свободу граждан, т.е. на возможность выбора, тоже является обязанностью государства. Возможность эффективного удовлетворения данных потребностей государством, возможно, когда люди, граждане этого государства сами не посягают на данные ценности и стараются тоже стоять на их страже. Необходимо учитывать, что государства бывают разными, и если в демократическом, эти ценности могут эффективно поддерживаться и государство стоит на их страже, используя законы, то в авторитарном и тоталитарном государствах, данные ценности, хоть и провозглашаются, такого значения не имеют и власть скорее защищает самое себя, ставя государственные ценности и цели, государственные потребности выше ценностей личности и защищает в основном и проводит в жизнь свои цели, не смотря ни на какие затраты, прикрываясь демократическими лозунгами и манипулируя человеческим сознанием.