Биологическое и социальное в природе человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:06, реферат

Краткое описание

Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что проблемы человека и личности занимают в системе современного психологического и педагогического знания одно из центральных мест. Разумеется, у психологов и педагогов нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. К человеку обращаются различные науки, и не только науки, но и художественная литература, искусство, религия, публицистика.
В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов).

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
1.Специфика биологии человека………………………………………………..5
2.Социальное в развитии психики человека…………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературных источников……………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Реферат психология.docx

— 44.77 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение  …………………………………………………………………………3

1.Специфика биологии человека………………………………………………..5

2.Социальное в развитии психики человека…………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….24

Список  литературных источников……………………………………………...26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Целью данной работы является изучение и  систематизация знаний, связанных с  биологическими и социальными проблемами в развитии психики и поведения  человека. Достижение поставленной цели планируется через следующие  задачи:

    1. Подбор необходимых литературных источников по данной теме и их изучение.
    2. Систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

       Актуальность  темы настоящей работы заключается  в том, что проблемы человека и  личности занимают в системе современного психологического и педагогического  знания одно из центральных мест. Разумеется, у психологов и педагогов нет  монополии на изучение и интерпретацию  данных проблем. К человеку обращаются различные науки, и не только науки, но и художественная литература, искусство, религия, публицистика.

       В этой связи возникает вопрос о  специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются  и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они  не этим процессам, а их субъекту –  общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в  психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать  психические процессы и состояния  личности (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов).

       Проблема личности в психологии выступает также самостоятельной. При этом в разных планах изучается различными отраслями психологической науки. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность.

       Современная психология представляет личность как «системное качество»(А.Н. Леонтьев), которое совокупно характеризует индивида именно как личность. Личность развивается в индивиде в процессе его онтогенеза, но при этом она может и угаснуть в индивиде, если угаснет его социальная активность (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.С. Мухина). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Специфика биологии человека 

       Биология  человека представляет собой высший продукт биологической эволюции. Уступая в большинстве биологических функций животным,  человек имеет преимущество в том, что его биологическая организация в целом характеризуется универсальной приспособленностью к многообразным и сложным формам жизнедеятельности в социальной среде. Человеческий вид сохраняет внутренние неограниченные возможности прогресса за счет накопления комплекса приспособлений, имеющих универсальное значение. На нейродинамическом уровне, включая вторую сигнальную систему, человек характеризуется качественно новой ориентацией в окружающей среде на основе обобщенного и абстрактного уровня отражения, что создает неограниченные возможности для прогресса в познавательной сфере и для его жизнедеятельности в целом.

       Человека  как представителя биологического вида отличает неспециализированность, универсальность и высокая степень  активности. Принципиальные изменения  всего хода онтогенеза, где ведущими становятся не видовые проявления, а процесс индивидуального развития человека, обусловлены чрезвычайно сложной, динамической социальной средой его существования. Включение в социальные системы жизнедеятельности и формирование социальной сущности человека требуют многокачественных изменений его психической жизни на всех уровнях, усложнения ее организации в целом.[2]

       В психологии вопрос о биологии человека изучался главным образом в связи с проблемами типов высшей нервной деятельности и темперамента, при рассмотрении вопроса о человеческих задатках и способностях. Следуя учению И. П. Павлова, Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын  развили представление об основных свойствах нервной системы, выделив первичные (сила, лабильность, динамичность и подвижность) и вторичные (уравновешенность по этим параметрам).

       Исследования  позволили выявить интеркорреляционный механизм развития индивидной системы. В результате были установлены возрастно-половые особенности корреляционных связен первичных (показателей теплообмена, обмена веществ, нейродинамики и др.) и вторичных (психофизиологические мнемические, мыслительные, аттенционные, психомоторные функции) свойств.

       Между свойствами нервной системы были установлены корреляционные отношения  в дошкольном, школьном возрастах  и у взрослых. Общая картина, которая  складывается при сравнении полученных данных, свидетельствует о нестабильности интеркорреляций свойств нервной системы и о структурных, динамических новообразованиях этого уровня. При изучении онтогенеза нейродинамических, а также психодинамических свойств  видно, что на каждой возрастной ступени существуют специфические типы связей между свойствами, относящимися к одному и тому же иерархическому уровню, и что эти типы связей представляют собой общевозрастную характеристику данного иерархического уровня.

       В условиях повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузки между  психологическими характеристиками человека и особенностями вегетативных и  биохимических - проявлений обнаруживаются те связи и зависимости, которые  не улавливаются в фоновых исследованиях. Проявление структурированности первичных характеристик и установление разноуровневых отношений в момент включения человека в активную умственную деятельность имеют жизненно важный смысл. Этот тип функциональных, ситуативных связей в качестве дополнительного механизма обеспечивает энергетически максимально высокий уровень эмоционального и интеллектуального напряжения. Специфичность этих связей выражена в том, что для разных психологических функций неодинаковое значение имеют биохимический и вегетативный уровни.[7]

       Для памяти преимущественное значение имеет  биохимический, а для нейротизма и экстраверсии  - вегетативный уровень энергетического обеспечения.

       При сопоставлении нейро- и психодинамических  свойств обнаруживается, что одно и то же нейродинамическое свойство коррелирует со все большим количеством  психодинамических, а одно и то же психодинамическое коррелирует со все большим количеством нейродинамических. Общая тенденция развития связей между нейродинамическими и психодинамическими свойствами характеризуется увеличением с возрастом многозначных связей.

       Развитие  и усложнение  нейродинамических  и психодинамических связей за счет появления связей с новыми свойствами нервной системы свидетельствуют  о качественных преобразованиях  вторичных свойств индивида.

       Интеркорреляционные структуры первичных и вторичных  свойств индивидной организации  различаются по своему смыслу. В этой связи могут быть выделены два основных типа связей: специфический и неспецифический. Генетический, или специфический, тип демонстрирует происхождение вторичных свойств на основе преобразования первичных. Смысл другого, неспецифического, типа связей — энергетического — заключается в том, чтобы стимулировать функционирование индивидных свойств более высокого уровня. Окружающая среда и социальное развитие человека оказывают влияние на усиление и ослабление различных свойств индивида, на его интеркорреляционную структуру. Структурные новообразования представляют собой адаптационные процессы и определенный способ оптимизация индивидных свойств в соответствии с требованиями деятельности, а также социальной среды, в которой осуществляется жизнедеятельность человека. Образование этих связей изучалось главным образом в процессе структурообразования психофизиологических функций под влиянием учебного фактора и структурирования темпераментных свойств при овладении индивидуальным стилем деятельности.[7]

       Процессы  образования взаимосвязей, их число  и специфика создают разные дополнительные возможности для дальнейшего  развития индивидных свойств и для  направленного их формирования.

       В период от 8 лет до 21 года наблюдается уменьшение количества связей показателей психомоторики. Что касается нейродинамики, то для нее характерна обратная тенденция. В 10—13 лет имеется наибольшее количество связей между показателями основных свойств нервной системы, а в 14—20 происходит увеличение интеграции показателей нейродинамики. Наибольшее число одноуровневых и разноуровневых связей наблюдается в 14—15 лет, когда, к примеру, возникают связи психомоторики с показателями силы нервной системы. Интегрированность нижележащего уровня образование более тесных отношений его с вышележащим уровнем в данный период онтогенеза имеет значение для решения задач управления процессом развития указанных функций.  В данном конкретном случае наиболее благоприятным периодом для улучшения нейродинамических свойств посредством физических тренировок является подростковый возраст 14—15 лет, когда и разноуровневые, и одноуровневые связи оказываются наиболее выраженными.[8]

       Вместе  с тем в процессе развития человека как индивида происходит социализация естественных форм психики и индивидной организации в целом, ее физических и нейродинамических характеристик. Эффекты социализации носят множественный и разнообразный характер, выражаясь как в количественных, так и в качественных изменениях индивидных показателей.

       Но  не только изменения уровневых показателей  функций и их взаимосвязей характеризуют  развитие индивида в процессе взаимодействия с социальной средой. Процессы усложнения и преобразования психофизиологических функций приводят к возникновению  новых качественных образований  с новыми свойствами. В концепции  социогенеза и формирования высших психических функций Л. С. Выготского была разработана проблема новообразований как процесса преобразования натурального ряда функций в общении посредством овладения речью и другими средствами социального развития.

       Специфика соотношения биологического и социального  в онтогенезе состоит в том, что  природные возможности человека могут быть реализованы только в  социальных условиях. Единство биологического и социального носит многозначный и в то же время подвижный, динамический характер, изменяясь с возрастом, о чем свидетельствует многообразие эффектов социализации. Различные факторы последней (общение, учеба, спорт, труд и пр.) производят множественность эффектов на разных уровнях индивидной организации в виде количественных (уровневых) и качественных (структурных) изменений, которые выражают две противоположные тенденции: к усилению специализации в работе функций и к повышению уровня их интеграции. Эти преобразования оптимизируют процесс не только функционирования, но и развития самих индивидных свойств в соответствии с задачами и целями социальных и индивидуальных программ. В процессе социализации наиболее выраженными оказываются изменения в составе и механизмах психофизиологических функций. Эффекты социализации вторичных свойств индивида носят многомерный и многокачественный характер. [3]

       Наряду  с уровневыми изменениями, происходят динамические структурные преобразования и, что особенно важно, новообразования в развитии психофизиологических функций, различающихся по комплексу признаков (вербальности, опосредствованности, произвольности). Поскольку социализация осуществляется наиболее интенсивно в процессах общения, познания и деятельности, постольку на высшем уровне индивидной организации формируются такие новообразования, которые обращены к этим основным сферам человеческой жизнедеятельности. Элементы темпераментной структуры участвуют в развитии коммуникативного потенциала, а в сфере познавательных функций образуется социальная перцепция.

       В усилении социальной ориентации индивидной организации играют роль те качества, которые формируются в процессе становления человека как личности и как субъекта деятельности. Поэтому наряду с рассмотрением различного рода преобразований индивидных связей в процессе общения и деятельности (первый аспект) важно изучать влияние личности и субъекта деятельности в качестве опосредствующих вторичных факторов социализации естественных форм психики (второй аспект).

       Проблема  соотношения биологического и социального  на индивидном уровне связана с исследованием  различных путей способов социализации индивида (третий аспект), что имеет первостепенное значение в изучении онтогенеза естественных форм психики как потенциалов индивидуального развития человека. Важность данного направления исследований связан с тем, что с момента рождения человек зависит от социальных условий существования, воспитания и оздоровления, формируется как одушевленное существо, психическая эволюция которого является не менее, а быть может, и более важным, чем физическая, показателем нормальности онтогенетического развития и готовности к специфически человеческим механизмам поведения (прямохождению, артикуляции и моторной речи вообще, социальным контактам, предметной деятельности форме игры и т. д.).

       Еще одно существенное направление в  разработке проблемы социального и  биологического выходит за рамки  индивидной организации и состоит  в выяснении ее роли в качестве основы формирования личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Комплекс проблем, касающихся взаимосвязей индивида и других подструктур человека, включает рассмотрение не только генетических, но и структурных отношений, и  характеристику в различные периоды  жизненного цикла, что дает возможность  ближе подойти к пониманию  психического развития как целостного феномена в системе онтопсихологической  науки.[4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Биологическое и социальное в природе человека