Социально-этические идеи конфуция

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:54, контрольная работа

Краткое описание

Конфуций (28 сентября 551 - 479 гг. до н.э) родился в городе Цюйфу в семье 63-летнего чиновника Шу Лянхэ и 17-летней наложницы по имени Янь Чженцзай. Он был потомком знатного аристократического рода, к тому времени почти разорившемуся. Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Её постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка.

Оглавление

1. Биография _____________________________________________________2
2. Учение ________________________________________________________4
2.1 ,,Государственная этика” Конфуция ______________________________4
2.2 Пять постоянств праведного человека ____________________________6
2.3 Что есть человеколюбие и гуманность ____________________________8
2.4 Благородный и культурный человек в понимании Конфуция _________10
2.5 Школа Конфуция _____________________________________________11
2.6 Некоторые изречения Конфуция, записанные его учениками ________12
3. Список литературы ____________________________________________14

Файлы: 1 файл

контрольная по философии готовая.docx

— 34.13 Кб (Скачать)

2.5 Школа Конфуция

Процесс обучения составляет для Конфуция немаловажную часть  Ритуала. Конфуций вновь и вновь  подчеркивает необходимость учения, это становится важнейшим моментом его проповеди. Именно с учением  он связывает совершенствование  человека, а точнее, "выявление  человеческого в человеке". Пустые раздумья без изучения канонов губительны. Внутри себя все равно не найдешь  того, чем обладала "высокая древность", поэтому ей следует целенаправленно  обучаться. Конфуций одним из первых открывает бесплатные школы, подчеркивая  благотворительно-возвышенный характер своего обучения. Интересно, что Учитель  не передает информацию, в нашем  понимании он, ничему, собственно не учит. Он не расскажет, как надо жить. Он существует в этом мире как нравственный ориентир, как указатель Пути. Сам  указатель еще не гарантирует, что  человек сумеет дойти до конца  Пути, но это уже залог того, что  дорога выбрана верно. Метод обучения Конфуция кажется странным. Он говорит  ни о чем, всю жизнь проводит в  беседах, а не в чтении лекций. Он заставляет ученика соучаствовать  в работе своей мысли, требует  от него живого сопереживания, добивается передачи знаний "от сердца к сердцу". Конфуций часто учит на примерах древности, рассказывает о великих мудрецах прошлого. Своей целью Учитель  ставит воспроизведение древних  порядков в современной жизни. Что  примечательно, Конфуций отличался  немалым терпением и даже снисходительностью к людям, в том числе и к  своим ученикам. Он прекрасно знал, с кого можно требовать "великого действа", а кто не способен даже на малое.

 

 

 

 

 

 

2.6 Некоторые изречения Конфуция, записанные его учениками

Учитель сказал: — В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление  Неба; в шестьдесят мой слух обрел  проникновенность; с семидесяти лет  я следую желаниям сердца, не нарушая  меры.

Учитель говорил: — Кто  постигает новое, лелея старое, тот  может быть учителем.

Не печалься о своём  несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.

Учитель сказал: — Благородный  муж постигает справедливость. Малый  человек постигает выгоду.

Учитель сказал: — Встретив достойного человека, стремитесь с  ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

Учитель сказал: — Кто  не меняет путь отца три года после  его смерти, тот может называться почитающим родителей.

Учитель сказал: — Древние  предпочитали промолчать, стыдясь, что  могут не поспеть за словом.

Кто-то сказал: — Юн человечен, но лишён красноречивости. Учитель ответил: — Зачем ему красноречивость? Кто ищет в бойком языке свою защиту, тот часто будет ненавидим. Не знаю, обладает ли он человечностью, но зачем ему красноречивость?

Учитель сказал: — Незыблемая середина — эта добродетель наивысшая  из всех, но давно уже редка среди  людей.

Учитель сказал: Если личное поведение тех, кто стоит наверху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение  тех, кто стоит наверху, неправильно, то хотя приказывают, народ не повинуется.

Когда у него сгорела конюшня, Учитель, вернувшись от князя, спросил: — Никто не пострадал? О лошадях  не спросил.

Янь Юань спросил о том, что такое человечность. Учитель ответил: — Быть человечным — значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности. — А не могли бы вы объяснить более подробно? — продолжал спрашивать Янь Юань. Учитель ответил: — Не смотри на то, что чуждо ритуалу. Не внемли тому, что чуждо ритуалу. Не говори того, что чуждо ритуалу. Не делай ничего, что чуждо ритуалу. Янь Юань сказал: — Я хоть и не сметлив, позвольте мне заняться исполнением этих слов.

Князь Великий из удела  Ци спросил Конфуция о том, в чём заключается управление государством. Конфуций ответил: — Да будет государем государь, слуга — слугой, отцом — отец и сыном — сын. — Отлично! Воистину, если не будет государем государь, слуга слугой, отец отцом и сыном сын, то, пусть бы даже у меня был хлеб, смогу ли я его вкушать? — ответил князь.

Кто-то спросил: — Что  если за зло платить добром? Учитель  ответил: — А чем же за добро  платить? Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.

Учитель сказал: — Человек  способен сделать путь великим, но великим  человека делает не путь.

Учитель говорил: — Лишь та — ошибка, что не исправляется.

Учитель сказал: — Кто  не признает судьбы, тот не может  считаться благородным мужем.

Учитель сказал: — Люди, идущие различными путями, не могут работать вместе.

 

 

 

 

3. Список литературы

1. http://www.ref.by/refs/70/38672/1.html

2. http://www.confucianism.ru/hronos.html

3. http://ru.wikipedia.org/wiki

1.Быков Ф.С. Зарождение  политической и философской мысли  в Китае. М., 1966

2. Все обо всех. Т.2: Научно-попул. изд-е. / Г.П. Шалаева, А.В. Кашинская и др.- М.: Филолог. об-во « СЛОВО», Компания « Ключ-С», АСТ, 1997г.

3. Конфуций и его школа.-М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996.-176с.

4. Переломов Л.С. ьКнига правителя области. Шанхай. М., 1968г.

5. Переломов Л.С. Конфуций: Жизнь, учения, судьба.- М.: « Наука». Издательская фирма « Восточная  литература».1993. -440с.

6. Поликарпов В.С. Лекции  по культурологии.- М.: «Гардарика», «Экспериментальное бюро», 1997

7. Светлов Э.( А. Мень). Жизнь Конфуция.- За рубежом.1990. №40

8. Соколов В.А. Культурология.  Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: Феникс, 2004г.

9.Спиркин А.Г. Философия:  Учебник-М.: Гардарика, 1998

10.Сыма Цяев Шицзи (Исторические записки)-Эршисы ши (двадцать четыре произведения по истории династий).Т.1-3 Шанхай

11. История политических  и правовых учений. Учебник для  вузов. Изд. 2-е, стереотип.. Под  общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, М.. 1999

12.Культурология. История  мировой культуры: Учебник для  вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2003.

13. Литература древнего  Востока. Иран, Индия, Китай. (тексты).- Авторы-сост. Ю.М. Алиханова, В.Б. Никитина, Л.Е. Померанцева.- М.: Изд-во МГУ, 1984. 352с.

14.Луньюй –Чжуцзы цэчэн. Т.1 Шанхай. 1935г.

15. Мо-цзы-Чжуцзы изичэн. Т.1 Шанхай. 1935г.

16.Философия: Курс лекций/ Л.З. Немировская. Всеросс. с.-х. ин-т заоч. обуч-я.М., 1995. 212с.

17.Философия: Учебное пособие  для студентов вузов./ Авторский  коллектив под руководством доктора  философ. Наук проф. Ю.В. Осичнюка.- К.: Фирма «ФИТА», 1994г.-384с.

18.Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае. Издательство «НАУКА», -Москва, 1984г.


Информация о работе Социально-этические идеи конфуция