Социально - философская антропология Людвига Фейербаха

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Людвиг Фейербах родился в 1804 году в баварском городе Ландсгуте в семье известного криминалиста, учился теологии в Гейдельбергском университете, затем философии в Берлинском Университете, где в течении четырех лет слушал лекции Гегеля. Тогда же он начинает свою преподавательскую карьеру в Эрлангенском университете. Но после выхода смелой работы «Мысли о смерти и бессмертии» и раскрытии его авторства, его увольняют.

Оглавление

Введение
Раздел 1. Идеализм Г.Гегеля и мировоззрение Фейербаха
Раздел 2. Человек и Бог в философии Фейербаха
Раздел 3. Общество в философии Л.Фейербаха
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 54.51 Кб (Скачать)

     Стремление  к счастью – это двигатель  всего сущего, считает философ. Это  естественное стремление всех живых  существ. Даже птица стремиться к  счастью и успокаивается, лишь достигнув своего гнезда.

     Стремление  к счастью имеет прямую зависимость  от воли, которая в свою очередь  связана с ощущениями. Не может  быть никакой свободной воли без  связи со стремлением к счастью, считает Фейербах, тем самым противопоставляя свои этические взгляды взглядам Канта и Гегеля. Это выдумки  идеалистов, говорит он.

     Так же Фейербах выступает против буддизма. Он берт за основу счастье. Это основа деятельности человека. Буддизм же заявляет что жизнь это страдание, а смерть это избавление от него. Страдание философ воспринимает лишь относительно со стремлением к  счастью. Страдание это препятствие  на пути к счастью. Значит если стремление к счастью не является жизненной основой, то понятие «страдание» совсем теряет какой либо смысл.

     Но  философ не замечает что представления  человека о счастье относительны. Ведь они развиваются по мере развития общества и как следствие меняются. Тем не менее мыслитель признает, что у дикаря и современного человека представления о счастье кардинально  разные. Но причины этих различий он видит только в природных основах. По его мнению дикарь счастлив меньше потому что в следствии того что  он не моется, он грязный, его поры раскрыты меньше чем поры современного человека, и он не может полностью, или хотя бы с той же степенью что современный человек ощутить природу.

     Так же проведение принципа, где счастье  высшая цель человеческой жизни, требовало  согласования с понятиями долга  и совести с традиционной этической  точки зрения. Философ провел его  на основе принципа умеренности в  отношении к себе, то есть это  определенные границы от естественных последствий после большого количества наслаждений, а так же по принципу, что нужно уважать стремление к счастью других, это определенные границы со стороны неверного поведения общества.

     Относительно  долга философ считает, что у  человека на основе стремления к счастью  могут появиться некие самоограничения. Берясь научиться делать что-то новое  человеку придется за время обучения не раз столкнуться  с различными трудностями на пути. Для него долг это самоопределение какого-то состояния. Оно может быть вызвано плохим настроением или банальной ленью. А то что у желания как у  такового общественная природа философ  не принимал. Поэтому он считал что  долг получает развитие благодаря определенному природному желанию, а не против него. Постановка вопроса о том что долг выходит лишь из правильно понятых обязанностей самого к себе, объединяет его суть, убирая критерии блага и добра, которые от всех достижений в области культуры всего человечества. Оно бедно не только потому что нет понимания счастья, как достижения целей, разделенных с другими людьми. Оно так же может быть с прямой ошибкой. Аналогичен со случаем долга, понимаемого как самопринуждение пример с желанием научиться чему-либо новому. Фейербах говорит, если употреблять хорошее вино, заставлять себя его употреблять, то это сформирует правильную привычку, итог – это приведет к благу.

     Количество  обязанностей для себя у человека и для другого человека у философа различны. Так невозможно дополнить содержание долга уже проверенными практикой, соотносящимися с благом, правда, не так, как это виделось Фейербаху, объективными критериями.  В действительности общество, проходя разные этапы развития, на каждом из которых составляется представление у человека о самых высоких целях бытия. С помощью которых происходит процесс его самореализации.

     Одновременно  с этим, когда общество предъявляет  определенный долг человеку, то в конце  концов это оборачивается ему  благом. Такой процесс особенно полезен, во время становления личности. Но основа его, не в развитии природных  компонентов  в хороших условиях общественной жизни, а в то время, когда происходит скачок, вызванный  развитием абсолютно новой структуры мотиваций, которая связанна с формированием наивысших потребностей личности в социальной области.

     В своей теории Фейербах довольно просто обосновывает надобность позаботиться о счастье другого человека. Так  как один человек не может быть счастлив без другого, поэтому ему  приходиться заботиться и о счастье  другого. В принципе его теория не выходит за рамки разумного эгоизма. Остается открытым вопрос о том, какова мотивация заботиться о том, чтобы будущие поколения были счастливы, чтобы на Земле сохранились различные формы жизни.

     Анализируя  понятие «совесть» философ говорит  о том, что так называемые «угрызения совести» это вызвано тем, что  у человека есть какие-то идеальные  представления о вреде, который  он причиняет другому собственными неверными поступками. «Моя совесть, пишет философ, есть не что иное, как мое собственное Я, ставящее себя на место ущербленного Ты»(4, 627-628).  Фейербах считает, что совесть это явление, которое проявляется после того как плохое действие по отношению к другому человеку уже совершено, но он не учитывает тот факт, что совесть может выступать в качестве того фактора, что будет удерживать человека от совершения неверного поступка.

     За  основу анализа необходимости уважать  интересы других людей философ берет  «золотое правило нравственности». Он это правило также повязывает со стремлением к счастью. Если у  человека его нет, то он даже не может  себе представить, что оно есть у других людей, его окружающих. По этому же принципу рассматривается принцип о страданиях, чем человек восприимчивее к своим страданиям, тем лучше он понимает страдания других.

     Стремление  позаботиться о счастье других так  же кладется в основу и жертвенного  поведения. «Добродетель – это собственное  счастье. Которое, однако, чувствует  себя счастливым только в связи с  чужим счастьем, которое готово даже пожертвовать собой, но только потому и только тогда, когда обстоятельства, к несчастью, складываются так, что  счастье других, которых больше, чем я, и которые значат для  меня больше, чем я сам один для  себя, зависят от моего собственного несчастья, когда жизнь других зависит  только от моего собственного несчастья, когда жизнь других зависит только от моей собственной смерти»(4, 635-636). Философ считает, что это может  доставить счастье и тому что  выступает в роли жертвы.

     Для выведения морали нужно два человека минимум, считает мыслитель, из одного Я мораль не выйдет. «Мораль индивидуума, мыслимого как существующего  самого по себе, - это пустая функция. Там, где вне Я нет никакого Ты, нет другого человека, там  нет и речи о морали; только общественный человек является человеком»(4, 617). Фейербах, за счет своих антропологических взглядов, не понимает общественные закономерности, поэтому, когда зашла речь о понимании нравственности, как формы общественного сознания, он направляется в психологическую и чувственную сторону вопроса, а не в социальную : Я не может быть счастливым без Ты, «его собственное счастье самым теснейшим образом переплетается со счастьем его близких»(4, 619).

     Так личное стремление к счастью становится нравственным, зависимым от стремления к счастью. В обязанностях по отношению  к себе есть пункт – обязанности  по отношению к другим. Эгоизм нуждается в альтруизме, они дополняют друг друга. «Совесть – это другое Я в Я, а спор между долгом и счастьем не есть спор между различными принципами, а лишь спор между одним и тем же принципом в различных личностях, спор между собственным и чужим счастьем»(4, 470). Собственное счастье это предпосылка морали, а не конечная цель.  Мораль это дитя стремления к собственному счастью. Без человеческого общения оно невозможно, это только совместное счастье, которое включает в себя счастье и другого человека, каждого Я. У морали для философа не бывает своего счастья без чужого счастья. Не бывает независимого одинокого счастья, или же счастья построенного на счастье других людей. Бывает лишь общее счастье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Людвига Фейербаха можно назвать ученным, философия которого стала заключительным этапом классической немецкой философии. Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте  были самыми видными её представителями.

     Помимо  этого можно сказать, что Фейербах, своей философией положил начало материалистической эпохи. Здесь речь идет не только о немецкой философии, а о мировой в целом.

     А основными чертами этого были: атеизм, как полный разрыв с религией, попытка с материалистических позиций объяснить существование Бога и религию, благодаря природе человека, материалистический взгляд на проблемы общества и человека в нем.

     Из  критики Фейербахом идеализма Гегеля можно понять, что бытие и мышление не тождественны, абсолютной идеи не существует, она лишь выдумка Гегеля, философия  и религия не едины, а так же он отвергал диалектику, и это было его ошибкой.

     Теория  антропологического материализма показывает нам, что единственные существующие реальности это человек, да природа. Человек это единство материального  и духовного, а так же часть  природы. Человек главный предмет  философии. Бог – результат работы человеческого воображения.

     Фейербах  связывал проблему бога с антропологизмом, и был атеистом. Религия нереальна, создана она изза бессилия человека перед окружающим миром. Бог это  идеал человека, созданный им самим. Бог не творец человека, это человек сотворил Бога.

     А говоря о социальных взглядах Фейербаха  можно сделать следующие заключения, что человек это уникум, наделенный волей, чувствами и разумом. Реализация своего Я невозможна без Ты. Человек  может существовать лишь в обществе. Смысл жизни, это стремление к  счастью.  
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

     1.Барулин  В.С. Социально-философская антропология: М.,1994

     2. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М., 2005.

     3.Маркс  К. и Энгельс Ф. Сочинения.  Т.21 – 2 изд.

     4.Фейербах  Л. Избранные философские произведения: Т.1, М.,1955

     5.Фейербах  Л. Избранные Философские произведения: Т.2, М.,1955

     6.Ф.  Энгельс, Людвиг Фейербах и  конец классической немецкой  философии, 1953

     7. Гегель, Энциклопедия философских наук т.1

     8. Гегель. Наука логики. Соч., т. V

     9. Гегель, Г.В.Ф., Сочинения, т.9. 

Информация о работе Социально - философская антропология Людвига Фейербаха