Социально - философская антропология Людвига Фейербаха

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Людвиг Фейербах родился в 1804 году в баварском городе Ландсгуте в семье известного криминалиста, учился теологии в Гейдельбергском университете, затем философии в Берлинском Университете, где в течении четырех лет слушал лекции Гегеля. Тогда же он начинает свою преподавательскую карьеру в Эрлангенском университете. Но после выхода смелой работы «Мысли о смерти и бессмертии» и раскрытии его авторства, его увольняют.

Оглавление

Введение
Раздел 1. Идеализм Г.Гегеля и мировоззрение Фейербаха
Раздел 2. Человек и Бог в философии Фейербаха
Раздел 3. Общество в философии Л.Фейербаха
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 54.51 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра Философии 
 

Кузнецова Александра Сергеевна

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ  АНТРОПОЛОГИЯ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

студентки 2 курса, факультета Социальных технологий

(очная  форма обучения),

специальности 030602 «Связи с общественностью»,

группы  СО - 23/2д 
 

                                                                             Руководитель:

                                                                                  док.философ. наук,

                                                                                   проф. Маслов Н. А.

               Москва 2011

План  работы

Введение

Раздел 1. Идеализм Г.Гегеля и мировоззрение Фейербаха

Раздел 2. Человек  и Бог в философии Фейербаха

Раздел 3. Общество в философии Л.Фейербаха

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Антропология  это большое количество дисциплин, которые занимаются изучением человека. Чем же занимается философская антропология? Слово «философская» это прилагательное, оно означает способ изучения, подход благодаря которому будет разбираться  вопрос антропологии. Слово же антропология с древнегреческого переводиться как  «суждение о человеке». По другому  можно сказать, что это философия  человека.

     Философия Людвига Фейербаха по праву принадлежит  к числу тех учений, которые  составляют вершину в развитии домарксистского  материализма. Сам же он назвал свою философию, в основание которого положил как раз антропологический  принцип, «философией будущего».

     Людвиг  Фейербах родился в 1804 году в баварском  городе Ландсгуте в семье известного криминалиста, учился теологии в Гейдельбергском  университете, затем философии в  Берлинском Университете, где в течении  четырех лет слушал лекции Гегеля. Тогда же он начинает свою преподавательскую  карьеру в Эрлангенском университете. Но после выхода смелой работы «Мысли о смерти и бессмертии» и раскрытии  его авторства, его увольняют.

     Считается, что в 1839 году в произведении «К критике  философии Гегеля» Фейербах окончательно переходит на позиции материализма : «Темой всех моих позднейших сочинений  является человек как субъект  мышления, тогда как прежде мышление само было для меня субъектом и  рассматривалось мною как нечто  самодовлеющее». (5, 881). Интересен факт, что процесс философского становления  Фейербаха начинался в лоне гегелевской  философии, на базе которой, как это  ни парадоксально, вызревали его  материализм и атеизм. С позиций  обоснованного им учения антропологического материализма и атеизма он подверг  основательной критике идеализм и религию вообще, систему объективного идеализма Гегеля в особенности.

     Первый  раздел моей работы посвящен идеализму  Гегеля и мировоззрению Фейербаха. В нем будут рассматриваться  вопросы о философских воззрениях Гегеля, как создателя последовательной и развернутой системы объективного идеализма, и начало философской эволюции Фейербаха от объективного идеализма (гегельянства) к материализму.

     Далее целый ряд его работ были запрещены. Но изданная в 1841 году «Сущность христианства»  оказала сильнейшее воздействие  на умы современников и сразу  сделала Фейербаха знаменитым. В  «Сущности христианства» Фейербах прочно встал на материалистические позиции в философии. Ф. Энгельс  отмечал огромное влияние этого  сочинения на него и на К. Маркса. «Воодушевление было, писал он, всеобщим: все мы сразу стали фейербахианцами. С каким энтузиазмом приветствовал  Маркс новое воззрение и как  сильно повлияло оно на него, несмотря на все его критические оговорки, можно прочитать в «Святом  семействе»». (6, 14). Фейербах сам считал главным предметом своих исследований религию, а в центр его внимания попадал человек.

     Поэтому второй и он же основной раздел моей работы проходит под названием «Человек и Бог в философии Людвига  Фейербаха». В нем я постараюсь раскрыть вопросы о том как  рассматривает Фейербах человека, и  какая точка зрения у него на счет религии.

     В 1843 году он пишет «Основные положения  философии будущего», где излагает проект своей философии подробнее. Философия будущего, или эвдемонизм, - учение о счастье. Фейербах считает, что движущей силой человеческой деятельности является стремление к  счастью, но человек не может быть счастлив вне человечества, и вообще существовать вне человечества, поэтому  стремление к собственному счастью  заставляет человека выйти за рамки  эгоизма и заботится о счастье  всего человечества.

     Более подробно о социальных воззрениях Фейербаха  рассказывается в третьем разделе  моей работы «Общество в философии  Фейербаха». Раскроется вопрос зависимости  человека от общества и философские  взгляды Фейербаха на социум.

     В настоящее время социально-философская  антропология занимает особое место  в науке и твердо стоит на ногах. Человек зависит от общества, развивается  в нем, каждый день взаимодействует  с ним, почти во всех сферах своей  жизни. Поэтому этот вопрос особенно актуален в настоящее время. 

РАЗДЕЛ 1 «ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ  ФЕЙЕРБАХА» 

     Говоря  о идеализме Гегеля, хотелось бы начать с того, что он понимал  под абсолютом и абсолютной идеей. Абсолют он брал за основу общественных и природных явлений, а абсолютная идея, в свою очередь, выступала в  основе разумного и духовного  начала. По Гегелю абсолютная идея развивается  по средствам прохождения сначала  этапа под названием «логика», далее следует  такой этап как  «философия природы», и наконец завершающий  этап развития абсолютной идеи «философия духа».

     Логика  Гегеля занимает фундирующие позиции  по той причине, что философ хотел  сделать систему философии подобно  научной системе.  Эта система  является основой для всего.  «Наука логики» у Гегеля имеет три  раздела: «Бытие», «Сущность», «Понятие».

     В первом разделе под названием  «Бытие» Гегель отвечает на вопрос как существует какой-либо объект, придавая этому логическое и философское осмысление. Философ считает что ответ на этот вопрос должен быть найден в первую очередь. Бытие у Гегеля это общее понятие, позиционируемое как истинное, абсолютное, которое содержит в себе всё, в то же время не содержащие никакой конкретики. «В бытии, - пишет философ, - нет и речи о чем либо конкретном, ибо бытие есть именно лишь то, что совершенно абстрактно»(7,154).

     Раздел  «Сущность» выстраивается на проблеме противоречия. Противоречие выступает  источником развития всего сущего. Философ говорил: «Противоречие  – корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в  себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».(8,530).Если бы не было противоречий, не происходило бы развития. Это своеобразный двигатель, толкающий любое явление и процесс на путь саморазвития и роста, также это и его главная особенность.  «Противоречие не следует понимать как некую аномалию, пишет мыслитель, встречающуюся лишь где-то: оно есть принцип всякого самодвижения. Нечто, следовательно, жизненно лишь постольку, поскольку оно содержит в себе противоречие»(8,520-521).

     Последний раздел «Логики» у Гегеля называется «Понятие». В этом разделе на передний план выходят формы мышления, являющиеся основными, суждения, умозаключения, понятия.  Понятие не просто форма мышления и результат определенной работы разума, а абсолютная творческая сила, которая порождает всё имеющееся.

     Следующий этап это «философия природы». Тут  появляется задача рассмотреть форму  природы с философской позиции, и философских взглядов. Благодаря  такому подходу появляется возможность  понять как же природа, являясь инобытием  идеи, становиться духом. По Гегелю природа это инобытие духа. Гегель делит свою «философию природы» на три раздела: физика, механика, органическая физика. В каждом из разделов рассматриваются  определенные категории, содержание которых  выражают самые важные и значимые связи отношения.

     В разделе «механика» это движение, материя, пространство, время.

     В разделе «физика» философ уделяет  много внимания вопросу о свойствах  материи, частных, общих, а так же вопросу их соединения. В разделе  «физика» используются понятия свет, звук, физическое тело, теплота и  многие другие, подобные вышеперечисленным. Нельзя не отметить, что все эти  понятия и категории мыслитель  рассматривает в системе и  последовательности.

     Раздел  «органическая физика» Гегель выстроил как лестницу из подразделов, первая ступень геологическая природа, за ней последовательно располагается  растительная природа, и конечной ступенью является животный организм. Таким  образом в этом разделе философ  рассматривает историю развития Земли, как планеты, жизнь на ней  и многое другое.

     Коронует  всю эту систему «философия духа», включающая в себя три части: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.

     В основном учение о субъективном духе характеризует индивидуальное сознание и состоит из феноменологии, антропологии и психологии. Философ считает, что духовное развитие отдельного индивида напрямую связано со степенью развития интеллекта человечества в целом. То на сколько развит человеческий род влияет на отдельную личность.

     Мыслитель предметом изучения антропологии  делает душу. Очень большое количество внимания выделяется на изучение вопроса, о том, что духовное развитие человека зависит от его местоположения на планете, возраста, от расовых и половых  признаков. В феноменологии же Гегель изучает самосознание, сознание, разум. А на вершину раздела субъективности духа он возводит метод изучения личности с помощью психологии. Здесь философ  пользуется понятиями представления, созерцания, памяти и многое другое, тому подобное.

     Второй  раздел «объективный дух» посвящен изучению истории человеческого рода. Чтобы  было представление о чем идет речь, предоставляем некоторые понятия, которые изучались в данном разделе. Таковыми являлись право, семья, государство, гражданское общество, а ещё добро  и зло, моральность и нравственность.

     «Абсолютный дух». Последняя точка в системе  Гегеля. По мнению философа он проявляется  в трех формах: искусстве, религии, философии. В искусстве он представлялся  в форме созерцания, в религии  приобретал форму представления, а  в философии в форме понятия.

     Философия у Гегеля это «наука наук», он ставит её выше научных знаний, а история  философской мысли это процесс  продвижения к истине. «…история  философии есть по своему существу внутренне необходимое, последовательное поступательное движение»(9,40).

     Таков идеализм Гегеля в кратком пересказе. Данная система являлась основной долгое время. Но вскоре один из последователей Гегеля переворачивает его с ног  на голову.

     В1839 году Людвиг Фейербах, который слушал лекции Гегеля и входил в круг гегельянцев, пишет работу под названием «К критике гегелевской философии», за ней следовали «Предварительные тезисы к реформе философии» написанная в 1842 году и «Основные положения  философии будущего» написанная в 1843 году. В этих работах философ  критикует гегельянство, противиться равенству бытия и мышления, и все это уже с материалистических позиций.

     Для Фейербаха мир это единая органическая целостность, центром которой является человек. Сам же человек для философа это единственный предмет изучения философии. Он высший и универсальный.

     Для философа равными являются истина, чувственность и действительность. Динамическая целостность в человеке может получиться лишь при единстве психического и физического. А саму антропологию он приравнивает к теологии, считая это результатом людского духа.

     В 1839 году Фейербах становиться материалистом, началось все с того что он боролся  с гегелевской философией религии, опираясь при этом на антирелигиозные  взгляды различных материалистов  живших в 17-18 вв., из этого критика  религии переросла в критику  идеализма в целом, а тут уже  рукой подать до материализма. Таким  образом мыслитель убеждается в  том что между идеализмом и  религией существует прямая зависимость, и рвет с идеализмом. Начинается борьба с немецким классическим идеализмом и философией Гегеля.

Информация о работе Социально - философская антропология Людвига Фейербаха