Социально - философская антропология Людвига Фейербаха

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Людвиг Фейербах родился в 1804 году в баварском городе Ландсгуте в семье известного криминалиста, учился теологии в Гейдельбергском университете, затем философии в Берлинском Университете, где в течении четырех лет слушал лекции Гегеля. Тогда же он начинает свою преподавательскую карьеру в Эрлангенском университете. Но после выхода смелой работы «Мысли о смерти и бессмертии» и раскрытии его авторства, его увольняют.

Оглавление

Введение
Раздел 1. Идеализм Г.Гегеля и мировоззрение Фейербаха
Раздел 2. Человек и Бог в философии Фейербаха
Раздел 3. Общество в философии Л.Фейербаха
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 54.51 Кб (Скачать)

     Так же философ рассматривал так называемые «органы религии», такие как воображение, чувства, потребность или стремление к счастью. Чувственное содержание, фантазия, подчеркивает философ, есть формы, в которых выступает содержание религии. Если сравнить философию и религии, с той точки зрения каковыми видел их Фейербах, то философия это результат мышления и работы разума, а религия фантазии и представления. И здесь предстают не образы спекулятивных мыслей, как у Гегеля, а религия включает начало, которое отличается от мышления. Это чувственность, которая воспринимается как единство материального и духовного. Бог существо чувственное. Его человек видит в собственных фантазиях, это не предмет телесного созерцания, представление происходит в голове у человека, внутри него, а не внешне. Образы и символы – это отличие религии от философии. Проводя сравнение философии и религии, Фейербах определял философию абстрактной, а религию эстетичной, философию нечувственной, а религию же наоборот.

     Так же философ делал сравнение религии  и искусства. И в одном и в другом случае создаются изображение, будет то изобразительное искусство, где художник создает изображения красками на мольберте, или поэзия, где поэт рисует картинку словами. Но есть важное различие, заключающееся в том, что мастера искусства создавая видимость реальности, не стараются выдать её за реальность. В то время как религия выдуманное изображение, которое является лишь изображением, превращает в живое существо. Религия полна заблуждений и фантазий, иллюзий, которых люди сами рисуют себе, которые, по сути, существуют лишь в воображении, а не в действительность. Такие например свойства, отличающиеся от естественных, которые приписываются вину, хлебу и многому другому. Это все придумано, считает философ, а религия выдает это за действительность. С этой точки зрения он говорит и о предмете религии в целом. О божественной сущности, которая отличается от сущности природы и человека. Эта сущность не должна определяться так же, как и сущность человека и природы. Разум любовь и многие другие определения этой сущности должны иметь другое значение, отличающееся от определений, относящихся к человеку. Они даны лишь в воображении. Так как философ считал главным предметом религии человека, и содержанием антропологию, то и религиозные определения Бога это выражение истинной человеческой сущности. Даже в своей работе «Сущность христианства» первая часть называется «Истинная, то есть антропологическая сущность религии», а вторая «Ложная, то есть богословская сущность религии». Это несомненно показательные названия.

     Философ много времени при работе над  своей концепцией религии уделял поиску её корней. «Основу религии  составляет чувство зависимости  человека», писал философ(5, 421). Страх  – наиболее яркое выражение зависимости.

     Изначально  предметом этого чувства бралась  природа. Это был первый объект религии. Фейербах выделяет естественные религии, это те в которых покланяются  природе, и её явлениям. Природа находиться в состоянии непрекращающихся изменений  и постоянного движения, эти изменения  либо предрасполагают неудачи, либо выполняют человеческие желания  и поощряют намерения. По сути эти  постоянные не прекращающиеся изменения  и вызывают религиозные чувства, по отношению к природе, вознося  её в статус предмета религии. Фейербах считал что религия появилась благодаря случайности. От неё зависит судьба людей, и она не зависит ни от человеческого знания, ни от человеческой воли, поэтому является главным предметом религии.

     Так же он отличал религию, предметом  которой являлся дух или духовное существо. Её он обозначил как духовно-человеческую. Другой становиться и основа. Чувством зависимости, о котором говориться выше выступают общественные силы, так как человек в истории выше природы, а Бог становиться «сверхъестественным». Человек начинает отличаться от природы и рассматривается не как физическое существо, а скорее политическое. «В этой общине – писал философ, – предметом его сознания и чувства зависимости является сила закона, общественного мнения, чести, добродетели, т.е. отличные от естественных сил, данные лишь в мысли и представлении политические, моральные, абстрактные мысли»(5, 419).

     Индивид ограничен, у определения рода границ нет. То что индивид осознает свою ограниченность не дает ему стремиться к неограниченности. Такое различие и единство рода и отдельного индивида и есть источник религии, считает  Фейербах. «Я» зависит от окружающей среды, от окружающих его людей, от мира,  и имеет осознание данной зависимости. Объектом человека является человек, с  помощью этого другого человека он познает себя. Мышление возникает  в процессе коммуникации одного индивида с другим индивидом. Мышление обуславливается парой лиц, культурной ступенью выше индивиду свойственно удвоиться. Так он начинает играть как роль первого, так и роль второго лица в одно время. Философ считал, что «двойственность, различие, есть источник религии – Ты является богом для Я, ибо Я не существует без Ты, Я зависит от Ты, без Ты нет Я»(5, 414).

     Так же Фейербах в дополнение к воображению  и фантазии в основу религии закладывает  такие понятия как потребности, желания человека, и человеческий эгоизм. Большую роль играет желание  расчистить свой путь от неприятных чувств и желание испытывать только приятные чувства. Религия это особый способ выражения своего стремления к счастью, освобождения от настоящих и грядущих бед и получения добра. Эгоизм в паре со стремлением к счастью это, считал философ, основа и одновременно цель религии. Между желанием и исполнением данного желания, как и между целью и её осуществлением стоит огромная пропасть с большим количеством трудностей, которые могут поспособствовать не появлению результата. Поэтому человек заполняет эту пропасть своими фантазиями. «Предпосылка религии, – пишет философ, – заключается в противоположности или противоречии между хотением и умением, между желанием и исполнением, между намерением и осуществлением, между представлением и действительностью, между мышлением и бытием»(5,448). Основа религии в независимости от воли и сознания людей.

     Философ описывает такие процессы и явления, которые с течением времени и  по ходу истории получают осмысление, правда в общих чертах. Это и  светская религия, и модернизм, и  традиционализм. Периоды жизни человечества отличаются религиозными переменами. Исторические перемены могут затронуть  основы, затрагивая сердце человека, а сердце это сущность религии. Философ считал что произошла религиозная революция в людях, они потеряли сердце, потеряли религию, у них больше нет ни того ни другого. Дошло до того что отрицание христианства, и то выдают за христианство. Теряется центр религии, основа. Фейербах считает, что это главный признак «заката» христианства. Люди не признают ни символические книги, ни отцов церкви, ни Библию. В области науки, в жизни, в области искусства, в духе и сердце христианство отвергается. А прикрывают свое отчуждение традициями или модификациями: христиане вложили в священные книги смысл, который противоречит содержанию документа.

     Вместо  религии Фейербах предлагает политику и философию, причем философией должна быть его «новая философия», ведь прежняя  не может заменить религию. Чтобы  это произошло, философия должна стать религией, при этом оставаться прежней, и включать в себя составляющие сущности религии в соответствующей  форме. Человек обязан встать на место  Бога. Если сосредоточить в наивысшей точке, и закрепить высшим словом то, чем хотим стать, то освятим жизнь свою. «Новая философия»,которая претендует на место религии, сравнима с «этикой любви». Тенденция этой философии любовь к человеку. Она продвигает любовь мужа к жене, ребенка к родителям, любовь в семье, дружбе, просто человека к человеку. Люди должны обратить свою любовь к Богу с той же силой к человеку, как истинная религия, вера в Бога должна стать верой в человека, верой в самого себя, в свои силы. Любовь к человеку должна быть «…высшим и первым законом человека. Человек человеку бог – таково высшее практическое основоначало…»(5,308 – 309).

     Как упоминалось выше, не только философия  становиться на место религии. Важным составляющим является политика, считал Фейербах. Такое может произойти  если во взглядах у человека будет  нечто высшее перевоплощающее её в религию. Государство объединяет людей и происходит практически полное отрицание религии, в основу становиться вера в человека. В нем человек не одинок, он часть целого. Один может придти на замену другому, где то, в чем то восполнить, дополнить другого. Получается неограниченный абсолютный человек. Человек присоединяется к государству так как там нет Бога, государство, в таком случае и есть Бог для людей.

     Главный вопрос интересующий философа это человек  и его сущность. Он рассматривает  его как «исходный пункт и  конечная цель» всех философских  размышлений. Человек, считает философ, это зеркало природы. Человек  рожден природой, и он отражает природные  силы и способности. Следовательно, ничего в природе вещей сверхъестественного не существует, все благодаря человеку должно быть привязано к природе, к естественному. «Истина не есть ни материализм, ни идеализм, ни физиология, ни психология, истина – только антропология»(5, 224).

     Философ разделяет понятия «человеческая  природа» и «сущность человека». Человеческая природа это все  естественные данные, которые человек  получает от природы, плюс возможности  каждого индивида. А что касается сущности человека, то как мы уже  выяснили выше, по Фейербаху, один индивид  не может выразить сущность человека, она проявляется лишь в коммуникации и взаимодействии с другим человеком, потому общество это основа философии  человека.

     Природу сознания он рассматривает с этой же точки зрения. Формы общения  людей соответствуют их формам сознания. Лживые формы жизненного проявления человека, иллюзии, ложные представления порождают ложные отношения.

     Человек и природа вещи неразделимые. Мышление это выражение подобающей человеку биологической и физиологической  деятельности. Антропология Фейербаха  явно дает понять, что философ разрабатывал материалистическую систему взглядов. Общественное сознание, по его мнению, наиболее важное составляющее содержания антропологического принципа. В нем, как говорилось выше, отражается сущность человека. Задача изучать различные его формы и религию заключая в них жизненное содержание.

     Для философа человек это не только основа и цель философии, он для него мера всего сущего. Он, наблюдая за человеком, выстраивает бытие, рисует его, создает  его модель. Это его отличие  от материалистов механических. Так  как Фейербах смотрит на человека, так они смотрят на механизм. Человек  для него неразрывен с природой, так же его антропологизм неразрывен с физиологией. Фейербах смотрит  на человека только материалистически. Его антропология это антропологический  материализм, который как и любой  материализм занимается критикой идеализма.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РАЗДЕЛ 3 «ОБЩЕСТВО В ФИЛОСОФИИ  Л.ФЕЙЕРБАХА» 

     Учение  Фейербаха по отношению к обществу так же рассматривает его с  позиции антирелигиозной, в отношении  религии. Вера человека должна быть в  нем, а не за его пределами. Различные  религии должны быть отменены, для  того чтобы у человека была возможность  вести жизнь в обществе с наибольшей активностью. Это можно расценить  как условие свободы людей. На этом этапе философ сталкивается с двоякостью сложившейся ситуации. Он отрицает религию, но в то же время отмечает, что чувства и эмоциональное содержание играют особую роль. Получается, чтобы каким-либо образом изменить человеческое мировоззрение следует иметь опору в виде «чувственных аргументов».

     Так он приходит к созданию «новой религии». На эту роль он ставит свою «новую философию». Она должна служить заменой всех предыдущих религий.

     Любовь  между мужчиной и женщиной, считает  философ, является мощнейшим социальным двигателем. Нравственная роль этой силы с течением времени исторически  растет. Половая любовь, считает  мыслитель, показатель единства рода, истинная человечность людей. Но данные отношения отнесены к социально-историческому контексту. Его то Фейербах оставил без внимания. По этому поводу у Энгельса сложилось впечатление, что так в философии, этики и т.д. выявляется действительный идеализм Фейербаха. Это связано с тем, что человеческие отношения возведены в ранг абсолютных. Эти отношения основываются на самопожертвовании, сердечных отношениях  меж людьми, дружбе, сострадании.

     Идеальные социальные отношения, описываемые  Фейербахом, есть социальный идеал  мелкобуржуазной демократии. Философ  был привержеником мнения о установлении республики в германии и надобности политической свободы. Смотря на первые капиталистические страны Европы, он понимал, что капитализм неравенства  в обществе не убирает. Он считает, что  создание общества маленьких частных  предпринимателей поспособствует достижению справедливости и счастья. Но в его взглядах просматриваются противоречия. Он ненавидит социальную несправедливость и не принимает буржуазные общественные порядки, но в то же время делает такие высказывания, как следствие незаконченности его материализма: «Основное стремление к самосохранению, к самоутверждению, следовательно, стремление к инертности. Желания человека, по крайней мере, обоснованные, не взятые с потолка, не выходят за пределы того, что он есть по своей существенной характерной определенности. Так вообще человек не желает быть иным, чем он уже есть, и иметь что-либо иное, чем то, что он уже имеет. Но хочет все это свое иметь в превосходной степени, в умноженном и увеличенном виде.»(4, 366).

Информация о работе Социально - философская антропология Людвига Фейербаха