Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:49, реферат
цель реферата - изучить теоретическую сущность системного подхода и обосновать возможность его применения в исследования взаимодействия языка (языковых явлений) и культуры. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
- определить сущность системного подхода, его составных элементов, приемов и принципов;
- исследовать проблемы системного изучения взаимодействия языка и культуры, и производных от них образований.
Объектом исследования является системный подход, как общеметодологический, философский принцип научного исследования, а предмет исследования составляет практическое применение системного подхода в изучении проблем взаимодействия языка (языковых явлений) и культуры.
Введение 3-4
1. Сущностная характеристика системного
подхода в научном исследовании 5-13
2. Проблема системного взаимодействия языка
(языковых образований) и культуры 14-21
Заключение 22-23
Библиографический список 24
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Кафедра философии
Реферат
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКА (ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ) И КУЛЬТУРЫ
Содержание
Введение
1. Сущностная характеристика системного
подхода в научном исследовании
2. Проблема системного взаимодействия языка
(языковых образований) и культуры
Заключение
Библиографический список
Введение
Одной из основных целей деятельности человека является познание свойств и законов окружающей нас природы и живущих вокруг нас людей. Обычно такое познание, полученное в результате повседневного опыта, не носит системного характера, оно происходит от случая к случаю и вследствие этого не носит научного характера, так как при этом не создается система знаний. Чтобы осуществить научное познание окружающей нас действительности, ее свойств и законов, необходимо ее исследовать, то есть определить ее основные свойства и установить те закономерные связи, которые в ней заключены. Средством познания природы и общества служит система определенных приемов и взглядов, выработанных многовековой практикой человека и именуемых обычно принципом (подходом) исследования. Таким образом, принцип представляет собой определенный подход к действительности, определенный путь познания природы и общества. Принцип (подход) – это фундаментальное, теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики реальной действительности и являющееся одновременно способом (методом) ее познания. Он выражается посредством понятий, законов, взятых в связи и представляющих собой логическую систему методологических требований, регулирующих познавательную и практическую деятельность людей. Ведущий теоретический принцип (подход) – это методологический постулат, который представляет собой отражение взгляда на объект исследования. Выбор методов исследования является производным от общей философско-методологической позиции науки и ученого. Общую основу методологии всех наук составляет диалектический метод, тем не менее, каждая наука, вследствие специфики объекта исследования разрабатывает свои специфические частные методы и приемы исследования.
В современных условиях развития науки актуальное значение приобретают процессы интеграции и систематизации. Систематизация знания является важнейшей функцией науки, без которой невозможен ее дальнейший прогресс. Отдельные изолированные факты и результаты исследования не представляют особого интереса для науки, и только когда удается установить связи между ними и другими элементами знания, а в идеале включить их в состав определенной концептуальной системы, — только тогда они приобретают вполне определенный смысл и значение. Системный подход (в широком смысле именуемый еще как интеграционный или междисциплинарный) получил особую популярность в последнее десятилетие. На научную авансцену выходят такие объекты исследования, которые принадлежат к различным семиотическим системам, полное изучение которых возможно только при их системном, объединяющем, комплексном рассмотрение. Таким объектом исследования является системное изучение взаимодействия языка (языковых образований) и культуры. Человек в начале нового века осознал, что вся информация о мире приходит к нему по лингвистическому каналу, что человек живет больше в мире слов, чем в мире предметов и вещей. Огромная доля информации к нему поступает через слово, и успех человека в обществе зависит от того, насколько хорошо он владеет своим словом в плане культуры речи и умении проникнуть в тайны языка. Исследователи культуры изучают самосознание человека по отношению к природе, обществу, истории, искусству и другим сферам его социального и культурного бытия. Языковеды рассматривают мировоззрение, которое отображается и фиксируется в языке в виде ментальных моделей языковой картины мира. Следовательно, язык и культура находятся в диалоге, взаимодействии. Особенно это проявляется в явлениях объединяющих обе системы, к примеру, речевой этикет. Естественно, данное взаимодействие должно быть изучено и описано, но правомерно ли использовать в данном направлении системный подход? Поэтому цель реферата - изучить теоретическую сущность системного подхода и обосновать возможность его применения в исследования взаимодействия языка (языковых явлений) и культуры. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
- определить сущность системного подхода, его составных элементов, приемов и принципов;
- исследовать проблемы системного изучения взаимодействия языка и культуры, и производных от них образований.
Объектом исследования является системный подход, как общеметодологический, философский принцип научного исследования, а предмет исследования составляет практическое применение системного подхода в изучении проблем взаимодействия языка (языковых явлений) и культуры.
В работе использованы следующие методы:
- теоретическо–описательный анализ, основанный на выявлении сущности изучаемых явлений;
-метод компонентного анализа, сущность которого заключается в толковании значений исследуемых единиц через набор присущих им компонентов, образующих явление целостного характера;
-дефиниционный анализ, используемый при определении содержания некоторых значимых для работы понятий. Применение отдельных методов определялось поставленными задачами.
В работе используется тематическая литература, раскрывающая смысл системного подхода (Блауберг И. В., Юдин В. Г., Рузавин Г. И. и т. д.) и проблем взаимодействия языка и культуры, возможностей их системного изучения (Арутюнов С. А., Гуревич П. С., Маслова В. А., Руденко Д. И., Формановская Н. И. и т.д.).
Работа построена по проблемному принципу и состоит из двух глав, введения и заключения.
1. Сущностная характеристика системного подхода в научном исследовании
Системный принцип исследования представляет собой наиболее общий и широкий способ исследования как реального мира предметов и явлений, так и их концептуального отображения в познании. Раньше в отечественной философской литературе он фигурировал в качестве принципа всеобщей связи явлений в теории диалектики. Сама идея о том, что окружающий нас мир есть нечто единое целое, где вещи и явления связаны друг с другом многочисленными отношениями, уходит в глубокую древность. В ясной форме она выступает у первых античных диалектиков Фалеса, Демокрита и Гераклита, а затем находит дальнейшее развитие у Сократа, Платона и Аристотеля.
Однако этот общий и в целом верный взгляд на природу и окружающий мир был недостаточен для изучения и объяснения отдельных областей, частей, явлений и процессов природы. Вот почему, когда с развитием производительных сил общества возникла необходимость в изучении веществ и сил природы, конкретных ее явлений, появились отдельные науки. Они ставили своей целью исследование конкретных классов предметов, явлений и процессов. Все они составили учение о неживой и живой природе, которое впоследствии стали называть естествознанием. Одной из первых в его рамках возникла в XVII в. механика, которая изучала законы перемещения земных и небесных тел в пространстве. С течением времени, вслед за этим возникли классическая физика, химия, биология и другие отрасли естествознания.
Такой переход от изучения мира как единого целого к исследованию отдельных его частей, к экспериментальному изучению природы в рамках естествознания имел как преимущества, так и недостатки. Его преимущества заключались в том, что в появившихся специальных научных дисциплинах стало возможным глубже и точнее исследовать отдельные группы вещей, явлений и процессов, установить законы, которым они подчиняются, и тем самым использовать их для объяснения явлений известных и предсказания неизвестных. Несмотря на то, что подобный дисциплинарный подход имеет свои преимущества, он не лишен и ряда недостатков. Прежде всего, изоляция исследования тех или иных конкретных групп явлений от других затрудняет их связи с другими явлениями и в конечном итоге со всем мировым целым. На этой почве, как объясняют основоположники марксизма, возникает в философии метафизический метод мышления. Важно отметить, что дисциплинарный подход к исследованию, когда каждая наука превращается в изолированную систему, препятствует выявлению связей между ними, установлению общих закономерностей, использованию методов изучения одних наук в других, т. е. интеграционным процессам в научном познании. Все это не может не тормозить не только научный прогресс, но и открытие новых обобщающих принципов и методов научного исследования. В самом деле, идеи системного подхода к исследованию своих объектов в различных конкретных науках существовали задолго до того, как возникло системное движение после Второй мировой войны и сформировался сам системный метод[2,c.23-26].
В предварительной форме системным можно назвать такой метод исследования, при котором изучаемые предметы и явления рассматриваются как части или элементы определенного целостного образования. Эти элементы, взаимодействуя друг с другом. Такая характеристика была применима лишь к системам, состоящим из элементов единой природы, имеющих вполне определенную структуру. Однако в процессе формирования системного движения и становления системного подхода к системам относили и совокупности, состоящие из разнородных частей, не объединенных в одно целое для достижения определенной общей цели.
Основное, что характеризует систему, — это взаимосвязь и взаимодействие ее элементов в рамках целого. Характер такого взаимодействия, как и ее степень, могут быть различными, но если они существуют, то вполне допустимо говорить о системе. На первый взгляд может показаться, что системный метод может быть применен только к объединениям, состоящим из множества объектов. Действительно, системы, с которыми встречаются в науке и на практике, являются именно такими. Но ничто не препятствует применить системный метод и для изучения отдельных предметов (если рассматривать их как определенного рода целостности, состоящие из соответствующих элементов).
Долгое время освещение специфики системного подхода велось через поиск четкого разъяснения понятия «система». Для этого искали такое общее, родовое понятие, по отношению к которому понятие «системы» рассматривалось бы как видовое. В качестве ближайшего родового понятия А. Д. Холл и Р.Е. Фейджин выбрали математическое понятие множества. Это понятие, введенное немецким ученым Георгом Кантором (1845—1918) для обозначения любой совокупности математических объектов, считалось исходным, с помощью которого и пытались логически определить систему: «Система - это множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами (свойствами)». Нетрудно заметить, что это определение является слишком абстрактным, поскольку не раскрывает специфический характер отношений, существующих между объектами системы. Интуитивно все знают, что между элементами системы существует такое специфическое отношение, которое приводит к возникновению таких целостных интегративных свойств системы, которые отсутствуют у ее элементов. Действительно, свойства атома водорода отличаются от свойств составляющих его элементарных частиц, а вода как жидкость качественно отлична по своим свойствам от образующих ее водорода и кислорода, представляющих собой газы. Живые организмы состоят из тех же атомов и молекул, но они принципиально отличны от неживых тел. Любой социальный коллектив не сводится к совокупности, составляющих его людей.
Все это показывает, что понятие системы нельзя определить через понятие множества потому, что абстрактное отношение между его элементами не раскрывает специфический характер взаимосвязи и взаимодействия, благодаря которому возникают новые интегративные целостные свойства системы. Поэтому целесообразным является не поиск точного логического определения системы и системного подхода, а их следующее описание: для системного подхода характерно целостное рассмотрение определенной совокупности объектов – материальных или идеальных – при котором выясняется, что их взаимодействие и взаимосвязь приводит к возникновению новых интегративных свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов[4,c.65-68].
Системный подход в методологии научного познания используется в узком и широком смысле применения. Системный подход в узком смысле этого термина опирается на исследование систем объектов однородного характера, например, физических, химических, биологических и социальных, если ограничиться классификацией по формам движения материи. В их рамках могут быть выделены также соответствующие подсистемы однородных объектов, которые изучаются отдельными дисциплинами или теориями в рамках основных наук, скажем, электродинамикой в физике или массовым поведением в социологии.
В широком смысле слова системный подход определяется как комплексный метод или междисциплинарное изучение объекта. То есть предметом научного исследования является объект, полное изучение которого возможно лишь в комплексном использовании методов, категорий, понятий различных наук и научных областей. Часто такой подход называют в научной литературе общей теорией систем. Одним из инициаторов создания такой теории является австрийский биолог-теоретик Людвиг фон Берталанфи, который внес значительный вклад в организацию системного движения и пропаганду его идей. Системное движение ставило перед собой ряд задач:
- покончить с узким дисциплинарным подходом к научному познанию, при котором оно превращается в совокупность обособленных, несвязанных друг с другом отдельных областей исследования. Преимущества такого подхода, заключающиеся в глубине и детальности раскрытия специфических закономерностей в узких областях познания мира, превращаются в свою противоположность и оборачиваются потерей целостного взгляда на мир, отсутствием понимания между учеными, невозможностью использовать приемы и методы исследования одних наук в других, неспособностью увидеть перспективу дальнейших исследований;
- содействовать развертыванию программ по междисциплинарному исследованию комплексных проблем в области науки и практической деятельности, поддерживать усилия по интеграции научного знания путем создания обобщающих теорий, парадигм и методов исследования, трансляции идей, понятий, принципов и способов познания из более развитых наук в менее развитые;
Информация о работе Системный подход в изучении языка (языковых явлений) и культуры