Системный подход в изучении языка (языковых явлений) и культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

цель реферата - изучить теоретическую сущность системного подхода и обосновать возможность его применения в исследования взаимодействия языка (языковых явлений) и культуры. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
- определить сущность системного подхода, его составных элементов, приемов и принципов;
- исследовать проблемы системного изучения взаимодействия языка и культуры, и производных от них образований.
Объектом исследования является системный подход, как общеметодологический, философский принцип научного исследования, а предмет исследования составляет практическое применение системного подхода в изучении проблем взаимодействия языка (языковых явлений) и культуры.

Оглавление

Введение 3-4

1. Сущностная характеристика системного
подхода в научном исследовании 5-13

2. Проблема системного взаимодействия языка
(языковых образований) и культуры 14-21


Заключение 22-23

Библиографический список 24

Файлы: 1 файл

философия 2.doc

— 160.50 Кб (Скачать)


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКА (ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ) И КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

 

Содержание

 

                                                                                                          с.

 

Введение                                                                                        3-4

 

1.     Сущностная характеристика системного

     подхода в научном исследовании                                   5-13

 

2.     Проблема системного взаимодействия языка

   (языковых образований) и культуры                            14-21

                                                                                  

 

Заключение                                                                                   22-23                                                                    

 

Библиографический список                                                       24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из основных целей деятельности человека является познание свойств и законов окружающей нас природы и живущих вокруг нас людей. Обычно такое познание, полученное в результате повседневного опыта, не носит системного характера, оно происходит от случая к случаю и вследствие этого не носит научного характера, так как при этом не создается система знаний. Чтобы осуществить научное познание окружающей нас действительности, ее свойств и законов, необходимо ее исследовать, то есть определить ее основные свойства и установить те закономерные связи, которые в ней заключены. Средством познания природы и общества служит система определенных приемов и взглядов, выработанных многовековой практикой человека и именуемых обычно принципом (подходом) исследования. Таким образом, принцип представляет собой определенный подход к действительности, определенный путь познания природы и общества. Принцип (подход) – это фундаментальное, теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики реальной действительности и являющееся одновременно способом (методом) ее познания. Он выражается посредством понятий, законов, взятых в связи  и представляющих собой логическую систему методологических требований, регулирующих познавательную и практическую  деятельность людей. Ведущий теоретический принцип (подход) – это методологический постулат, который представляет собой отражение взгляда на объект исследования. Выбор методов исследования является производным от общей философско-методологической позиции науки и ученого. Общую основу методологии всех наук составляет диалектический метод, тем не менее, каждая наука, вследствие специфики объекта исследования разрабатывает свои специфические частные методы и  приемы исследования.

В современных условиях развития  науки актуальное значение приобретают процессы интеграции и систематизации. Систематизация знания является важнейшей функцией нау­ки, без которой невозможен ее дальнейший прогресс. Отдель­ные изолированные факты и результаты исследования не пред­ставляют особого интереса для науки, и только когда удается установить связи между ними и другими элементами знания, а в идеале включить их в состав определенной концептуальной системы, — только тогда они приобретают вполне определен­ный смысл и значение. Системный подход (в широком смысле именуемый еще как интеграционный или междисциплинарный) получил особую популярность в последнее десятилетие.  На научную авансцену выходят такие объекты исследования, которые принадлежат к различным семиотическим системам, полное изучение которых возможно только при их системном, объединяющем, комплексном рассмотрение. Таким объектом исследования является системное изучение взаимодействия языка (языковых образований) и культуры. Человек в начале нового века осознал, что вся информация о мире приходит к нему по лингвистическому каналу, что человек живет больше в мире слов, чем в мире предметов и вещей. Огромная доля информации к нему поступает через слово, и успех человека в обществе зависит от того, насколько хорошо он владеет своим словом в плане культуры речи и умении проникнуть в тайны языка. Исследователи культуры изучают самосознание человека по отношению к природе, обществу, истории,  искусству и другим сферам его социального и культурного бытия. Языковеды рассматривают мировоззрение, которое отображается и фиксируется в языке в виде ментальных моделей языковой картины мира. Следовательно, язык и культура находятся в диалоге, взаимодействии. Особенно это проявляется в явлениях объединяющих обе системы, к примеру, речевой этикет. Естественно, данное взаимодействие должно быть изучено и описано, но правомерно ли использовать в данном направлении системный подход? Поэтому цель реферата - изучить теоретическую сущность системного подхода и обосновать возможность его применения в исследования взаимодействия языка (языковых явлений) и культуры. Для ее достижения были поставлены  следующие задачи:

- определить сущность системного подхода, его составных элементов, приемов и принципов;

- исследовать проблемы системного изучения взаимодействия языка и культуры, и производных от них образований.

Объектом исследования является системный подход, как общеметодологический, философский принцип научного исследования, а предмет исследования составляет практическое применение системного подхода в изучении проблем взаимодействия языка (языковых явлений) и культуры.

В работе использованы следующие методы:

- теоретическо–описательный анализ, основанный на выявлении сущности изучаемых явлений;

-метод компонентного анализа, сущность которого заключается в толковании значений исследуемых единиц через набор присущих им  компонентов, образующих явление целостного характера;

-дефиниционный анализ, используемый при определении содержания некоторых значимых для работы понятий. Применение отдельных методов определялось поставленными задачами.

В работе используется тематическая литература, раскрывающая смысл системного подхода (Блауберг И. В., Юдин В. Г., Рузавин Г. И. и т. д.) и проблем взаимодействия языка и культуры, возможностей их системного изучения (Арутюнов С. А., Гуревич П. С., Маслова В. А., Руденко Д. И., Формановская Н. И. и т.д.).

Работа построена по проблемному принципу и состоит из двух глав, введения и заключения.

 

 

 

 

1. Сущностная характеристика системного  подхода в научном исследовании

Системный принцип исследования представляет собой наибо­лее общий и широкий способ исследования как реального мира предметов и явлений, так и их концептуального отображения в познании. Раньше в отечественной философской литературе он фигурировал в качестве принципа всеобщей связи явлений в теории диалектики. Сама идея о том, что окружающий нас мир есть нечто единое целое, где вещи и явления связаны друг с другом многочисленными отношения­ми, уходит в глубокую древность. В ясной форме она выступает у первых античных диалектиков Фалеса, Демокрита и Геракли­та, а затем находит дальнейшее развитие у Сократа, Платона и Аристотеля.

Однако этот общий и в целом верный взгляд на природу и окружающий мир был недостаточен для изучения и объяснения отдельных областей, частей, явлений и процессов природы. Вот почему, когда с развитием производительных сил общества возникла необходимость в изучении веществ и сил природы, конкретных ее явлений, появились отдельные науки. Они ста­вили своей целью исследование конкретных классов предметов, явлений и процессов. Все они составили учение о неживой и живой природе, которое впоследствии стали называть есте­ствознанием. Одной из первых в его рамках возникла в XVII в. механика, которая изучала законы перемещения земных и не­бесных тел в пространстве. С течением времени, вслед за этим возникли классическая физика, химия, биология и другие отрасли естествознания.

Такой переход от изучения мира как единого целого к ис­следованию отдельных его частей, к экспериментальному изучению природы в рамках естествознания имел как преимущества, так и недостат­ки. Его преимущества заключались в том, что в появившихся специальных научных дисциплинах стало возможным глубже и точнее исследовать отдельные группы вещей, явлений и про­цессов, установить законы, которым они подчиняются, и тем самым использовать их для объяснения явлений известных и предсказания неизвестных. Несмотря на то, что подобный дис­циплинарный подход имеет свои преимущества, он не лишен и ряда недостатков. Прежде всего, изоляция исследования тех или иных конкретных групп явлений от других затрудняет их связи с другими явлениями и в конечном итоге со всем мировым це­лым. На этой почве, как объясняют основоположники марк­сизма, возникает в философии метафизический метод мышле­ния. Важно отметить, что дисциплинарный подход к ис­следованию, когда каждая наука превращается в изолирован­ную систему, препятствует выявлению связей между ними, установлению общих закономерностей, использованию методов изучения одних наук в других, т. е. интеграционным процессам в научном познании. Все это не может не тормозить не только научный прогресс, но и открытие новых обобщающих принци­пов и методов научного исследования. В самом деле, идеи си­стемного подхода к исследованию своих объектов в различных конкретных науках существовали задолго до того, как возникло системное движение после Второй мировой войны и сформи­ровался сам системный метод[2,c.23-26].

В предварительной форме системным можно назвать такой метод исследования, при котором изучаемые предметы и явле­ния рассматриваются как части или элементы определенного  целостного образования. Эти элементы, взаимодействуя друг с другом. Такая характеристика была применима лишь к системам, состоящим из элементов единой природы, имеющих вполне определенную структуру. Однако в процессе формирования си­стемного движения и становления системного подхода к систе­мам относили и совокупности, состоящие из разнородных частей, не объединенных в одно целое для достижения опреде­ленной общей цели.

Основное, что характеризует систему, — это взаимосвязь и взаимодействие ее элементов в рамках целого. Характер такого взаимодействия, как и ее степень, могут быть различными, но если они существуют, то вполне допустимо говорить о системе. На первый взгляд может показаться, что системный метод мо­жет быть применен только  к объединениям,   состоящим из множества объектов. Действительно, системы, с которыми встречаются в науке и на практике, являются именно такими. Но ничто не препятствует применить системный метод и для изучения отдельных предметов (если рассматривать их как определенного рода целостности, состоящие из соответствую­щих элементов).

Долгое время освещение специфики системного подхода велось через поиск четкого разъ­яснения понятия «система». Для этого искали такое общее, ро­довое понятие, по отношению к которому понятие «системы» рассматривалось бы как видовое. В качестве ближайшего родо­вого понятия А. Д. Холл и Р.Е. Фейджин выбрали математиче­ское понятие множества.  Это понятие,  введенное немецким ученым Георгом Кантором (1845—1918) для обозначения любой совокупности математических объектов, считалось исходным, с помощью которого и пытались логически определить си­стему: «Система - это множество объектов вместе с отноше­ниями между объектами и между их атрибутами (свойствами)». Нетрудно заметить, что это определение является слишком абстрактным, поскольку не раскрывает специфический харак­тер отношений, существующих между объектами системы. Интуитивно все  знают,   что  между  элементами  системы  существует такое специфическое отношение, которое приводит к возникновению таких целостных   интегративных свойств си­стемы,  которые  отсутствуют у ее  элементов.  Действительно, свойства атома водорода отличаются от свойств составляющих его элементарных частиц, а вода как жидкость качественно от­лична по своим свойствам от образующих ее водорода и кисло­рода, представляющих собой газы. Живые организмы состоят из тех же атомов и молекул, но они принципиально отличны от неживых тел. Любой социальный коллектив не сводится к со­вокупности, составляющих его людей.

Все это показывает, что понятие системы нельзя определить через понятие множества потому, что абстрактное отношение между его элементами не раскрывает специфический характер взаимосвязи и взаимодействия, благодаря которому возни­кают новые интегративные целостные свойства системы. Поэтому целесообразным является не поиск точного логического определения системы и системного подхода, а их следующее описание: для системного подхода характерно целостное рассмотрение определенной совокупности объектов – материальных или идеальных – при котором выясняется, что их взаимодействие и взаимосвязь приводит к возникновению новых интегративных свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов[4,c.65-68].

Системный подход в методологии научного познания используется в узком и широком смысле применения.  Системный подход в узком смысле этого термина опирает­ся на исследование систем объектов однородного характера, например, физических, химических, биологических и социаль­ных, если ограничиться классификацией по формам движения материи. В их рамках могут быть выделены также соответ­ствующие подсистемы однородных объектов, которые изучают­ся отдельными дисциплинами или теориями в рамках основных наук, скажем, электродинамикой в физике или массовым пове­дением в социологии.

В широком смысле слова системный подход определяется как комплексный метод или междисциплинарное изучение объекта. То есть предметом научного  исследования является объект, полное изучение которого возможно лишь в комплексном использовании методов, категорий, понятий различных наук и научных областей. Часто такой подход называют в научной литературе общей теорией систем. Одним из инициаторов создания такой теории является австрийский биолог-теоретик Людвиг фон Берталанфи, который внес значительный вклад в организацию систем­ного движения и пропаганду его идей. Системное движение ставило перед собой ряд задач:

- покончить с узким дисциплинарным подходом к научно­му познанию, при котором оно превращается в совокупность обособленных, несвязанных друг с другом отдельных областей исследования. Преимущества такого подхода, заключающиеся в глубине и детальности раскрытия специфических закономерно­стей в узких областях познания мира, превращаются в свою противоположность и оборачиваются потерей целостного взгляда на мир, отсутствием понимания между учеными, невозмож­ностью использовать приемы и методы исследования одних наук в других, неспособностью увидеть перспективу дальнейших ис­следований;

- содействовать развертыванию программ по междисци­плинарному исследованию комплексных проблем в области науки и практической деятельности, поддерживать усилия по интеграции научного знания путем создания обобщающих тео­рий, парадигм и методов исследования, трансляции идей, по­нятий, принципов и способов познания из более развитых наук в менее развитые;

Информация о работе Системный подход в изучении языка (языковых явлений) и культуры