Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:44, реферат
В жестокие времена церковных гонений молчаливость символа придавала особый ореол таинственности, делала его потаённым сокровищем. Нередко первые христиане узнавали друг друга по этим тайным знакам. Тайна символа есть одновременно умолчание и раскрытие его глубокого смысла, невидимого для непосвящённых и открывающегося верным. Познать тайну символа — значит стать причастным к великому откровению, постичь большую реальность, чем та, в которой обычно пребывает человек.
Цель исследования: выявить символическое значение культовых практик христианства;
Введение 3
Глава I Культ и символ: семантическое значение, взаимодействие, историческая динамика 6
Семантическое значение понятий символа и культа 6
Философское осмысление символа в контексте истории 9
Становление христианского культа 12
Глава II Символическое значение культовых действий и их роль в христианской религии 15
Христианский культ и его символика 15
Роль символа в христианской религии 23
Заключение 27
Список литературы 29
Первые христиане жили предчувствием скорого Пришествия Иисуса Христа и предвкушением вечной жизни в Царстве Небесном, и символ помогал им приблизиться к грядущему Царству.
В первые три века существования христиане, не имея возможности строить храмы, использовали для своих богослужений и собраний катакомбы. Здесь, среди мрачного царства смерти, они воспевали жизнь; скрытые под землёй, вдали от света, они славословили Христа. В те времена христианское искусство ещё не подчинялось строгому канону и потому на стенах катакомб соседствуют античные и христианские мотивы, ветхозаветные сюжеты и евангельские образы. Эти изображения являлись своего рода наглядной проповедью для христиан, подобно притчам, к которым прибегали библейские пророки и нередко обращался в своих беседах Иисус Христос. Эти простые с виду знаки и нехитрые сюжеты доносили до обитателей катакомб богатство Благой Вести, помогали понять, что есть добро и зло, истина и ложь, жизнь и смерть, спасение и гибель с христианской точки зрения. И, тем не менее, чувствуется общий подход: мастера отказываются от всего, что напоминает о грубо материальной жизни и телесной красоте, главным становится духовное содержание образов. Рыба, агнец, голубь, павлин, феникс, пеликан, виноградная лоза, лилия, якорь, корабль, Добрый Пастырь и т. д. — вот наиболее часто встречающиеся первохристианские символы.
Символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.
Подводя итоги в вопросе о символике христианского культа, мы можем сделать вывод, что культ, как единство возделывания и почитания, формирует символическую реальность на основе симфонии разных символических форм. В такой среде не допускается ничего случайного, что могло бы нарушить семиотический ансамбль. Все выразительные средства ритуального служения символичны: пространство, архитектура, предметы культа, одежда служителей, музыкальное или звуковое сопровождение, ароматы и т. д. Своей совместностью они создают атмосферу, существенно отличающуюся от повседневной. Эти символические формы выражают духовные сущности в чувственно явленных формах. Каждый отдельный символ, как маяк, по-своему ориентирует и направляет религиозный опыт, а единая система символов позволяет верующим преодолевать ощущение потока жизни как иррационального хаоса.
Также можно сказать о том, сто символическая система той или иной религии отражает трудно эксплицируемую специфическую логику соответствующей культуры. Со временем некоторые символы утрачивают свою ценность (например, раннехристианский символ «рыбы»), а иные приобретают новые важные значения (например, «треугольник» и «глаз» - сравнительно новые христианские символы Божества). Одни символы условны, другие безусловны. Так, крест — это конвенциональный символ страдания, а река — естественный символ вечного изменения и потока. Один и тот же религиозный символ может иметь несходные конфессиональные смыслы и сопровождаться разными ритуальными действиями. Например, символику евхаристии католики понимают как таинство пресуществления хлеба и вина в божественную плоть и кровь Христа, а протестанты — всего лишь как простое напоминание о Тайной Вечере.
Для религиозного человека все проявления мира обладают сверхъестественной значимостью, в них всегда обнаруживается сакральный аспект. Каждый символ наделён первичным значением, и все нововведения не упрощают, а напротив, обогащают его и тем самым наполняют смысловыми оттенками всю религиозную систему.
Символ играет исключительную роль в религиозной духовности, поскольку позволяет находить оптимальное равновесие образной явленности и взыскуемой трансцендентности.
В сакральных символах аккумулируются базовые культурные ценности
конкретных эпох, и интерпретации таких символов всякий раз корректируются новыми поколениями.
Но так или иначе,
трансцендентную (сакральную) сторону
символа можно назвать
«Духовный мир в его
целостности явлен в
(Максим Исповедник, Тайноводство) [12, c. 212]