Символика христианского культа

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:44, реферат

Краткое описание

В жестокие времена церковных гонений молчаливость символа придавала особый ореол таинственности, делала его потаённым сокровищем. Нередко первые христиане узнавали друг друга по этим тайным знакам. Тайна символа есть одновременно умолчание и раскрытие его глубокого смысла, невидимого для непосвящённых и открывающегося верным. Познать тайну символа — значит стать причастным к великому откровению, постичь большую реальность, чем та, в которой обычно пребывает человек.
Цель исследования: выявить символическое значение культовых практик христианства;

Оглавление

Введение 3
Глава I Культ и символ: семантическое значение, взаимодействие, историческая динамика 6
Семантическое значение понятий символа и культа 6
Философское осмысление символа в контексте истории 9
Становление христианского культа 12
Глава II Символическое значение культовых действий и их роль в христианской религии 15
Христианский культ и его символика 15
Роль символа в христианской религии 23
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Для Шпенглера символизация - основной критерий выделения локальных  культур (теория «прасимволов»). Психоанализ рассматривал символ как порождение индивидуального (Фрейд) или коллективного (Юнг) бессознательного, как «архетипичный образ», возникающий вследствие опосредствования человеческим сознанием глубинных императивов родового прошлого. У Лосева, опиравшегося на анализ античной и раннесредневековой эстетики, получили развитие вопросы внешнего подобия означающего и означаемого в символе в связи с проблемой реализма в искусстве. Специфические черты символической деятельности человека исследуются также Лангер, Тодоровьш, Рикёром, Гадамером.

Социально-коммуникативный  подход к символу получил научное  развитие в символическом интеракционизме, этнометодологии, культурной антропологии, работах представителей структурно-функционалистского направления. Однако в своей коммуникативной функции символ в работах представителей этих направлений нередко смешивался или отождествлялся со знаком.

Структурализм поставил вопрос о культуре как совокупности символических систем и культурных текстов, позволил выявить базовые механизмы и структурные основания символической деятельности применительно к локальным группам культурных текстов. Этот подход к символу постструктурализм реализовал не в структурном, а в контекстуальном анализе. На сегодняшний день проблематика символа разрабатывается в эстетике и теории искусства - как проблематика выразительных средств художественного образа; в социокультурной антропологии - применительно к локальным аспектам коммуникации и массовой культуры.

Общие характеристики символа описывались и объяснялись многими классиками философии, эстетики и психологии: Пифагором, Платоном, Аристотелем, Плотином, Проклом, Августином, Авиценной, Фомой Аквинским, Паскалем, И. Кантом, Г.В.Ф.Гегелем, Ф. Шеллингом, Ф. Шиллером, И. Гёте, Ч. Пирсом, Ч. Моррисом, Э. Кассирером, С. Лангер, З. Фрейдом, К. Леви-Строссом, Б. Расселом, Л. Витгенштейном, М. Хайдеггером, Э. Фроммом, М. Хеллером, М. Хессе, Х.Г. Гадамером, Ж. Бодрийяром, А. Менегетти и др.

Заметный вклад в  ХХ веке в изучение символического мышления внесли такие российские исследователи, как С.А. Азаренко, М.М. Бахтин, А. Белый, И.А. Бескова, В.С. Библер, В.П. Бранский, Л.С. Выготский, Вяч.И. Иванов, В.С. Горский, А.Я. Гуревич, В.И. Жуковский, В.В. Кандинский, В.В. Ким, В.И. Копалов, Н.В. Кулагина, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, К.С. Малевич, М.К. Мамардашвили, И.П. Меркулов, А.М. Пятигорский, И.Я. Режабек, Н.Н. Рубцов, К.А. Свасьян, В.Ф. Сетьков, А.А. Тахо-Годи, Л.В. Уваров, Б.А. Успенский, А.Я. Флиэр, Е.Н. Шульга и др.

Онтология и гносеология  религиозного символизма систематически освещены в трудах К. Армстронг, К. Барта, В. Бауэра, А. Белого, Н.А. Бердяева, М. Бубера, С.Н. Булгакова, В. Вундта, Р. Генона, У. Джемса, Э. Жильсона, Д. Кемпбелла, А.Ф. Лосева, Б. Малиновского, Ж. Маритена, М. Мюллера, В.С. Соловьева, Я. Парандовского, В.Я. Проппа, П.А. Флоренского, А. Штёкля и др.

Становление христианского культа

Говоря о становлении христианской церкви, догматики, символики и культа, необходимо подчеркнуть, что это был длительный процесс, занявший несколько веков.

Основным источником наших знаний по истории раннего христианства служат, прежде всего, христианские произведения или книги Нового Завета. Авторы книг - это зачинатели или проповедники направлений в раннем христианстве. Их сочинения и деятельность имеют важное значение для восстановления подлинной картины раннего христианства.

Некоторые материалы об истории  раннего христианства и о его  зарождении можно получить из трудов историков, живших в первом веке нового времени. Так, сохранился труд Евсевия "История церкви", где приводятся отрывки из свидетельств епископа Папия (130 г. н.э.). Иудейский историк Иосиф Флавий приводит в своих сочинениях данные о первых христианах. Он написал ряд сочинений, в том числе "Иудейскую войну" и "Иудейские древности". Из этих сочинений мы получаем сведения о первых христианских общинах.

Важное значение для исследования религиозных и социальных воззрений  последователей христианства конца I-II вв. имеют кумранские находки 1947 года, когда арабский юноша обнаружил  в одной из пещер северо-западного побережья Мертвого моря в пустынной местности Вади-Кумран кожаные свитки с текстом на древнееврейском языке, возраст которых, как было установлено, превышал две тысячи лет. В ходе дальнейших поисков было обнаружено около 40 тысяч фрагментов, представлявших собой остатки примерно 600 книг. Они принадлежали иудейской секте ессеев - предшественнице христианства.

Данные об идеологии последователей отдельных ранних течений содержатся также в апокрифических (тайных, подложных) произведениях. Эти произведения не признаются церковью священными, но содержат богатые сведения о первоначальном христианстве.

Еще одним источником по истории  христианства являются сочинения раннехристианских  писателей. Среди них Иустин, Иреней Лионский, Тертуллиан и другие [22, с. 21 - 43].

Существенным обстоятельством, повлиявшим на развитие христианства, стали гонения на христиан. Возникнув среди рабов и угнетенных, как протест против римского господства, христианство стало казаться опасным и вызывало враждебное отношение со стороны римских правящих кругов. Церковные историки насчитывают 10 великих гонений, начиная с первых, ставших легендарными, - при императорах Нероне и Домициане в первые века и, кончая самыми крупными, - при императоре Диоклетиане и его соправителе Максимиане в конце III и начале IV веков. Все эти гонения приводили к уходу из общины колеблющихся в вере, неустойчивых и укреплению яростных и фанатичных приверженцев веры.

Только в IV веке император Константин пришел к мысли, что вместо того, чтобы бороться с христианством и церковью, лучше использовать ее в интересах государства. Принято считать, что особым законодательным актом - Миланским эдиктом 313 года - был положен конец гонениям и христианство было узаконено как государственная религия.

Сделавшись государственной религией Римской империи, христианство в эпоху её распада проникает вместе с Греко-римской культурой к германцам и славянам. К X веку почти вся Европа стала христианской. И только ислам, возникший в VII веке, преградил путь дальнейшему распространению христианства в страны Востока.

Раннехристианский культ был чрезвычайно  прост, обрядов почти не было. Обрядность ограничивалась периодически собиравшимися  вечерями - трапезами в честь основателя учения - Иисуса Христа. На этих трапезах вкушали хлеб, читались священные тексты. Это были вечера божественной любви - агапы. Еще более длительным был процесс формирования христианских таинств и непосредственно связанных с ними обрядов. Только после разрыва с иудаизмом христианство приспособило к своему культу крещение, а позже евхаристию (причащение). Затем в течение ряда веков христианство постепенно вводило миропомазание, елеосвящение, священство, брак, покаяние и сопутствующую ему исповедь. Но борьба за всеобщее признание христианской догматики и культа не прекращалась, приобретая в отдельные периоды крайне острые и драматические формы.

Кроме того утверждение христианского культа сопровождалось бесчисленными раздорами. В первых веках церковь категорически запрещала какое бы то ни было изображение божества. Церковный собор в Эльвире в начале IV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно быть никаких предметов почитания и поклонения. В конце этого века один из «отцов церкви», Евсевий, считал употребление икон идолопоклонством. Были изданы правительственные распоряжения, запрещавшие употребление икон.

Спор между христианскими церквами о почитании святых разрешился только на II Никейском (787 г.) вселенском соборе. Собор утвердил правило, в соответствии с который считалось необходимым изображение священных лиц и событий, а также поклонение им [22, с. 67].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Символическое значение культовых действий и их роль в христианской религии

 Христианский культ и его символика

Значительное место в христианской религии занимает религиозный культ различных предметов, сверхъестественных существ и явлений, осуществляемый в форме богослужений, обрядов, таинств, празднеств и т.п. При их осуществлении человек вступает в общение с Богом или святыми, заручается их покровительством и поддержкой. Культовые действия представляют собой сложную совокупность совершаемых по определённым правилам действий, имеющим символическое значение.

В православном и католическом культе весьма значительную роль играют величественные и богато украшенные храмы, торжественное облачение священнослужителей, длительные, частые и сложные богослужения, религиозные таинства, обряды, посты, праздники, культы икон, святых и мощей. Протестантизм существенно сократил и упростил эту сторону религиозной жизни, но не отказался от неё полностью.

Христианские таинства представляют символические культовые действия, в которых " под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божия" [18, c. 4]. Православная и католическая церковь исповедует семь таинств: крещение, причащение (евхаристия), миропомазание, покаяние (исповедь), священство, брак и елеосвящение (соборование). Протестантизм сохранил из них только первые два.

Крещение - таинство, совершаемое для  очищения человека от грехов и вторичного его рождения для обретения благодати божьей в лоне христианской церкви. Осуществляется в православии погружением ребенка в воду, а в католицизме обрызгиванием водой. Протестантизм не признает возможности очищения от грехов при помощи каких-либо обрядов, а поэтому считает крещение всего лишь обрядом приобщения к церкви.

Таинство причащения (евхаристия) - символическое "вкушание" тела и  крови Христовой в виде хлеба  и разбавленного вина в знак отождествления себя с ним, принятие Христа в себя. Этот обряд символизирует приобщение верующего к "вечной жизни". Исторически эта процедура восходит к поеданию плоти жертвенных животных с целью обретения присущих им качеств.

Вслед за крещением в православии  сразу же осуществляется таинство миропомазания (смазывание частей тела особым ароматическим маслом - миро, сопровождаемое чтением молитв), сообщающее крещеному нисхождение на него Святого духа. В католицизме миропомазание производится в 7 - 12 лет и называется конфирмация. В протестантизме конфирмация производится в 14 - 16 лет и таинством не является.

Таинство покаяния (исповеди), принятое в православной и католической церкви, заключается в необходимости  периодически исповедоваться священнику в своих грехах для "отпущения  грехов" церковью. При этом церковь гарантирует тайну исповеди, тем не менее в особых случаях нарушая её по требованию власть имущих "для предотвращения большего зла" (Пётр Первый обязал православную церковь доносить о всех настроениях недовольства). Таинство это призвано духовно очистить человека, облегчить тяжкий груз грехов в его душе и предотвратить от будущих прегрешений. Протестантизм, признавая необходимость постоянного духовного покаяния, отвергает право церкви отпускать грехи, и делает его личным делом верующего.

Священство (рукоположение) - таинство, совершаемое с произнесением особых священных формул и возложением рук епископа на посвящаемого в духовный сан. Этим ему сообщается особая благодать, позволяющая исполнять обязанности духовного лица.

Таинство церковного брака представляет собой духовный союз между мужчиной и женщиной, заключаемый на небе и санкционированный церковью, который сопровождается торжественным обрядом венчания. Освящая брачный союз, церковь берет его под своё покровительство, гарантируя его прочность и благополучие.

Таинство елеосвящения (соборования) производится священником над больным  человеком, и состоит в смазывании его деревянным маслом (елеем) для  исцеления (в православии) или для  благословления в последний путь [18, c. 4 - 37].

Христианский культ включает в себя многочисленные обряды - обращения к Богу или святым с просьбами, жалобами и мольбами (молитвы), поклонение изображению Бога или святых (культ икон, утвержденный христианством к 4 веку и затем неоднократно подвергаемый сомнению), поклонение кресту как символу христианства, святым и мощам. Важное место в христианском культе занимают также христианские праздники и посты. В церковных календарях нет ни одного дня в году, не отмеченного тем или иным событием, связанным с именем Христа, святых, чудотворных икон, креста. В честь этого события установлены особые песнопения, молитвы и обряды.

Главным праздником христианства является пасха, празднуемая ежегодно и символизирующая  воскрешение Христа. Затем идут три  переходящих "двунадесятых" праздников - вознесение, троица, вход Господень в Иерусалим, и девять не переходящих - крещение господне, сретение, благовещение, преображение, рождество богородицы, введение во храм богородицы, успенье, воздвижение креста и рождество Христово. Затем идут "великие" праздники - обрезание господне, рождество Иоанна Предтечи (Крестителя), праздник святых Петра и Павла, усекновения главы Иоанна Предтечи и покров святой богородицы. Кроме них существует множество престольных праздников (местных), установленных в память тех или иных событий священной истории, в честь которых был воздвигнут храм (престол господень).

Более половины дней в году в христианском календаре (кроме протестантизма) занимают различные посты - запреты на определенную пищу, увеселения, имеющие очистительное и аскетическое значение.

В своей совокупности культовая, обрядовая  сторона христианской религии оказывает  сильнейшее эмоционально-чувственное  воздействие на верующих, способствуя укреплению их веры.

В христианстве, как и в других мировых религиях, была создана целая система символов, обозначающая его самые существенные принципы.

Информация о работе Символика христианского культа