Шпаргалка по "Философии туризма"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии туризма"

Файлы: 1 файл

nastino.docx

— 406.68 Кб (Скачать)

В современной науке изучением  философских аспектов перспектив развития человечества занимается особая дисциплина — футурология. Футурология -совокупность представлений о будущем человечества, в узком — область насущных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин футурология был введен для обозначения философии будущего в 1943 году немецким ученым О.Флехтхеймом. В 1968 году была создана международная организация, получившая название Римский клуб. Ее основателем был итальянский промышленник .Аурелио Печчеи он же стал его первым президентом. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы. Основными направлениями работы этой организации являются стимулирование исследований глобальных проблем, формирование мирового общественного мнения и диалог с руководителями государств. Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе. Основоположником глобального прогнозирования с использованием математических методов и компьютерного моделирования считается Дж.Форрестор, который в 1971 г. создал вариант модели мирового экономического развития с учетом роста численности населения Земли, роста промышленного производства, загрязнения среды. деятельности в планетарном масштабе в чрезвычайно сложных условиях. Актуальной задачей стало создание планетарного гражданского общества как института, в рамках которого только и возможна эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая необходимыми формами контроля международных организаций. Большинство футурологов обеспокоены, что в странах Запада доминирующая технико-экономическая компонента подчас подавляла культурно-этическую составляющую. В этой связи ставится задача перехода от техногенной, в том числе информационной цивилизации, к антропогенной, где основной ценностью был бы человек.

Концепция экологически приемлемого  развития органического роста провозглашается  сейчас в качестве исходной для Римского клуба. Основные ее положения предусматривают: четкую координацию целей для обеспечения

совместимости в широком мировом  масштабе; создание ресурсосберегающих, безотходных технологий, технологий очистки природной среды от различного вида промышленных загрязнений, утилизацию или надежное захоронение смертоносных отходов; освоение новых источников энергии, ресурсных потенциалов  Мирового океана; систематическое, независимое  развитие мировой системы, исключающее  рост и процветание какой-либо составляющей за счет других; развитие в соответствии с мировыми потребностями, которое  должно учитывать особенности различных  частей и регионов мира; информатизацию общества на основе компьютеризации; выработку  планетарного сознания как органического  единства экологизации, гуманизации и глобализации.

 

16.Феномен идеологии  в современном обществе.

Феномен идеологии в современном  обществе крайне сложен и потому так  противоречиво трактуется. Наиболее распространено понимание идеологии  как теоретического систематизированного сознания, выражающего интересы определенного  класса. Однако сегодня идеология  приобретает более широкий смысл  и должна быть понята как более  общее духовное явление. Ведь сам термин-понятие «идеология» был введен в XIX веке французским философом и экономистом Антуаном Дестют де Трасси для обозначения широкого светского комплекса идей, идейных установок, лежащих в основе этики, политики, социальных отношений различных социальных групп в условиях упадка и кризиса религиозного мировоззрения, распада целостной религиозной системы духовных принципов, когда появился напряженный интерес к идеологическим проблемам в самой общественной жизни и возникло поле напряженного соперничества между разными идеологическими ориентациями (как светскими, так и религиозными). Особенность идеологии как мировоззренческого феномена связана с ее социально-организующими функциями. Это консолидирующая система социально значимых, понятных, переживаемых, принимаемых и концептуально оформленных идей, представлений и верований о целях развития общества и человека, выражающая глубинные интересы определенных социальных групп и слоев, побуждающая людей стремиться к поставленным целям. Идеологическая панорама XXI века складывается из сосуществования, взаимодействия и противоборства идеологий либерализма, консерватизма, социализма (коммунизма), тенденций деидеологизации и реидеологизации, глобализма и антиглобализма. Идеология нашего государства является формой самопознания уникального и неповторимого опыта формирования и развития белорусской государственности, и, в этом смысле, она вполне уникальна и неповторима. Вместе с тем любое явление является сочетанием уникального и неповторимого, с одной стороны, и общего, повторяющегося с другими явлениями - с другой. Это означает, помимо прочего, что, чем лучше мы будем понимать смысл и содержание единства идеологии белорусского государства с другими идеологиями современного типа, тем лучше мы будем знать ее собственный неповторимый и уникальный характер. Изучение современных типов идеологии связано, к тому же, не только с необходимостью лучше уяснить составные части и принципы идеологии белорусского государства, но принципы и идеи других государств, с которыми наша республика сегодня активно взаимодействует или самостоятельно, или в содружестве и союзах с другими государствами.

 

17. утопия и  утопическое мышление

Слово “утопия” было составлено Томасом Мором из двух греческих  корней и означает “место, нигде  не существующее”.Утопии создаются и от отчаяния, и от надежды. Это модели стабильности, рожденные в атмосфере противоречий. Утопия представляет собой последовательное описание воображаемого, но локализованного во времени и пространстве общества, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы и организованного - как на уровне институтов, так и человеческих отношений, совершеннее, чем то общество, в котором живет автор. то касается эпохи Ренессанса, то для нее первым утопистом был Томас Мор (1478-1535). Он был весьма либерально настроенным английским государственным деятелем, сторонником наук и искусств. Пропагандировал веротерпимость и яро критиковал тогдашние феодальные и зарождавшиеся капиталистические порядки. Но он оставался верным католиком, выступал против протестантизма и после отхода Генриха VIII от католической церкви был беспощадно казнен за свои католические убеждения. В книге Мора ощутимо воздействие довольно широкого круга представлений и суждений о государстве, а также о формах государственного устройства, существовавших или описанных ранее. В утопическом государстве отсутствуют частная собственность и деньги. Они не играют никакой роли в экономической жизни. Отсутствие частной собственности и денег могло развиться лишь в результате всеобщего участия утопийцев в трудовой деятельности. Понимание необходимости ее организации как непременного условия, без которого невозможно равенство, делает Мора первым представителем утопического коммунизма, ибо отсутствие частной собственности и всеобщее участие в труде делают утопийское общество социально однородным. Речь идет главным образом о физическом труде. Труд в Утопии выступает в двух обычных в ту эпоху разновидностях – ремесленной и сельскохозяйственной. Участие как в первом, так и во втором обязательно для всех без исключения утопийцев. Существенная сторона утопийской жизни – наличие здесь рабов, в которых обычно превращают тяжких преступников. Эта социальная категория неизвестной численности обречена на самые тяжелые и неприятные работы. Жизнь же самих утопийцев построена на принципах республиканской демократии, тайного голосования, выборности всего начальства. Общество разделено на семьи, но семьи эти понимаются скорее производственно, в силу чего принадлежность к той или иной семье определяется не только естественным происхождением членов семьи, но в первую очередь также и государственными декретами, в силу которых члены семьи могут быть переводимы из одной семьи в другую ради производственных и других государственных целей. Религия допускается любая, включая язычество. Приветствуется веротерпимость. Священники должны избираться народом. Деятельность атеистов весьма ограничена, поскольку отсутствие религиозной веры мешает нравственному состоянию общества. Кроме того, высшей религией все-таки признается христианство или монотеизм. Определение счастья как цели человеческого существования является центральной философской проблемой Утопии.

 

18. мифология как феномен культуры

миф как феномен - это механизм, с помощью которого перерабатывается социокультурный опыт в образы реальности, это способ создания картины мира. Миф удовлетворяет экзистенциальную потребность человека в осмыслении и урегулирования своей повседневной жизни, потребность в обеспечении стабильности и постоянства социального порядка. В связи с этим,  миф является важной антропологической категорией, феноменом культуры любой исторической эпохи. Он выступает способом освоения и познания действительности, существующим наряду с наукой, искусством, политикой и пронизывающим различные сферы и формы культуры. В настоящий момент различие между конструктивным и деструктивным влиянием мифа на современную культуру пока не совсем определено, но миф не разрушает культуру, а наоборот поддерживает и воспроизводит ее, выполняя функции такие как: 1. когнитивная (духовно-практическое освоение и познание мира), 2.  мировоззренческую (формирование картины мира), 3. аксиологическую (создание ценностных ориентиров), 4. социально-регулятивную (поддержание существующего порядка в обществе). Таким образом, миф играет первостепенную роль в современной культуре и его статус не должен сводиться лишь к заблуждению и фантастическому отражению действительности. Культура теряет здоровый характер и творческих смысл без мифа. Миф придает смысл всему существующему не только в сознание одного человека, но и в сознании всешл человечества в целом. 

19.Религия как  форма духовности

Религия являет собой важный и необходимый феномен  духовной жизни человека и общества. . История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления. Философия анализирует, прежде всего, сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества. По существу, религия являет собой выражение признания Абсолютного начала, т.е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта. религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога. Принципы, лежащие в основании объяснения возникновения религии, подразделяются на две группы: супернатуралистические и рационалистические. Первые говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник. Вторые предполагают или сознательное намерение и рефлексию человека при образовании религии (евгемеризм), или чисто прагматические стремления определенных лиц (Т. Гоббс, Г. Болинброк) ради удержания власти, или олицетворение известных сил природы (Эпикур, Д. Юм), или объективирование известных душевных качеств (Л. Фейербах, Ж Ренан) или почитание предков (Г. Спенсер). Что касается проблемы гносеологического смысла религии, или проблемы отношения веры к знанию, то она решается в зависимости от общих философских позиций того или иного мыслителя. Известны три подхода к этой проблеме: сциентистски-позитивистское, историческое (эволюционное) и абсолютное. Первый подход толкует религию как низший вид знания и, по существу, сводит ее к суеверию, которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение. Сторонники второго подхода усматривают в религии развивающуюся форму знания, сохраняющую всегда свое значение, даже тогда, когда оно входит в составе иного, более высокого уровня знания. Тут подчеркивается не столько собственно ее рациональный аспект (хотя и он не отрицается), сколько чувственный — в форме представлений в единстве с возвышенными, нравственно преисполненными чувствами. При этом такое знание уступает отвлеченному знанию в понятиях (Г. Гегель). И, наконец, третий подход рассматривает религиозное и научное знание как две различные и правомерные формы духовной активности человека: между ними постоянно отыскиваются границы и продумывается специфика как по сути, так и по значимости для человека и общества. Религиозное.

Религия возникла на очень ранних этапах развития человечества вместе с мифологией.

Для религиозного мировоззрения  характерен геоцентризм (в центре мировоззрения - Бог).

Особенности религиозного мировоззрения:

Наличие культовой системы (системы  обрядовых действий, направленных на создание особых отношений человека со сверхъестественным миром), наличие  веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего вероучения (система догматов, которые должны безоговорочно браться на веру).

Основная функция религии - помочь человеку преодолеть приходящую, изменчивую сторону реальности и  приобщиться к неизменному и абсолютному. Мифология и религия носят духовно-практический характер, они ориентированы на регламентацию духовно-практической деятельности человека, на определение жизненного пути человека.

 

20. феномен мировых  религий

Термином «мировые религии» исследователи  подчеркивают такие особенности  типа религии, как: стремление подняться  выше этнического, распространение  среди многих народов на разных континентах. Для понимания специфики этнокультурного  анализа мировых религий имеют  особое значение следующие положения. 1. Все мировые религии возникли в определённой этнокультурной среде  на основе верований народа или группы народов. 2. Феномен распространения  среди других этносов и превращения  в мировую религию связан с  духовным кризисом и социально-политическими  потрясениями, сопровождающими возникновение, серьёзный кризис или распад государства  в полиэтнической стране.3. Усвоение новой религии другими этносами осуществлялось, как правило, благодаря поддержке правящей элиты или сильной оппозиции.4. Врастая в новую этнокультурную общность, мировая религия дополнялась местными особенностями и превращалась в очередную более или менее самостоятельную этноконфессиональную разновидность (субкультура) теоретически единой религии. Таким образом, мировая религия есть система близких по культуре этноконфессиональных подсистем (субкультур). В этом смысле правомерно выделение буддийского, христианского и исламского (мусульманского) этнокультурных ареалов.Буддизм – самая ранняя и наименее распространённая в современности мировая религия – возник в Индии и остался преимущественно азиатской религией. Как преемник этнических религий Востока, буддизм сильно отличается от христианства и ислама. С возникновения и по настоящее время буддизм является необычайно сложным феноменом. Некоторые исследователи вообще отказываются давать ему общую характеристику. Существуют разногласия даже по поводу классификации раннего буддизма: религия или философско-этическое учение, приобретшее религиозную форму позднее. Если исходить из того, что религиозными можно считать верования, признающие существование личного Бога, то первоначальный буддизм религией не является. У других исследователей буддизм является основанием для доказательства общего положения о возможности религии  без бога. Есть мнение, что буддизм – атеистическая религия. Даже авторы-буддисты аргументируют это положение  утверждением, что бога-творца как господина всех творений буддизм отвергает. Не исключены новые открытия в познании сущности буддизма. Вторая после буддизма по времени возникновения мировая религия – христианство. Его история – составная история культуры народов Европы, а также Америки последних столетий. Современное христианство включает ряд крупных вероисповеданий и множество небольших конфессий. Христианство стало первым объектом светского исследования мировой религии и к настоящему времени изучено в большей степени, чем ислам и буддизм. По этой причине многие общие термины и понятия современного светского религиоведения вышли из христианской теологии. Ислам самая молодая по времени возникновения мировая религия. Ислам выступает как социокультурное явление и влиятельная политическая сила. В историческом плане ислам является продуктом культуры аравийской ветви семитских племен в период перехода к государственному этапу бытия этносов. Семитские источники обусловили общую для иудаизма, христианства и ислама мифологическую основу вероисповеданий. К. Ясперс в своей типологии включил ислам в число религий Запада. В самом деле, как ни очевидны различия ислама и христианства на уровнях вероучения и (особенно) проявлений религиозности, в сравнении с религиями Индии, Китая, Японии ислам и христианство кажутся близкими.

 

21. государство и церковь в современном мире проблема взаимоотношений

В современном мире государство  обычно является светским и не  связывает  себя какими-либо религиозными обязательствами.  Его   сотрудничество   с   Церковью  ограничено рядом областей  и  основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство сознает, что земное  благоденствие  немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм — тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и  деятельность  Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и  в  осуществлении спасительной миссии Церкви.Нельзя понимать  принцип  светскости государства  как  означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных  объединений  от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга.Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству:  противостояние  греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение.  В  то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством.Государство не должно вмешиваться  в  жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами.  Церковь  ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям.

 

 

22. особенности  современной цивилизации и тенденции  ее развития

Цивилизация — это социокультурное образование. Если формация включает систему общественных связей, обусловленных способом производства, безотносительно к культуре, то цивилизация является ключевым понятием, характеризующим локально-исторические образовать отличающиеся неповторимыми чертами. Поэтому в рамках одной формации могут существовать несколько цивилизации с различными характерными чертами, и наоборот, цивилизация может сохранять устойчивость и отличительные признаки, характерные именно для нее, проходя последовательно через несколько формаций. Таким устойчивым образованием, известным всем, была, например, египетская цивилизация, которую мы воспринимаем как целостность на нсех этапах развития. Развитие цивилизации полно противоречий, очевидных составляющим ее людям. Причем противоречия явлены в повседневной жизни, в практике людей, в существовании общественно-экономических образований, но причина их скрыта от обыденного сознания. Поэтому для человека на первый план выступают разрушительные силы цивилизации, уничтожающие безусловно прекрасное — как культуру, так к человеческую жизнь. Насилие, сопровождающее любое движение общества, гибель духовного достояния, противоречие между бедностью и богатством сопровождают рост цивилизаций — как локальных, так и всечеловеческой. Но парадокс заключается в гом, что для развития и воспроизведения цивилизации необходим субъект. Этим субъектом является человек, способный воспроизводить и развивать цивилизацию. Глобализация является одной из наиболее существенных особенностей развития современной цивилизации. Проявление ее многогранны: от всё большей роли транснациональных компаний в развитии экономики различных стран до распространения на такие сферы как культура, спорт и др. Собственно уже сейчас внутренний валовой продукт (ВВП) ряда корпораций и фирм существенно превышает ВВП средних и даже крупных государств, а возникновение Интернета, развитие современных средств транспорта, связи и телекоммуникаций существенно стирает грани между государствами. Современная цивилизация находится на переломном этапе, этапе перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Она характеризуется своими особенностями и противоречиями. Основу современной цивилизации составляет научно-технический и информационный прогресс. Научно-технический прогресс произвел революционный переворот в системе производительных сил общества, ведущими направлениями в которых стали микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, лазерная техника, приборостроение, ядерная энергетика и др. Все это привело к беспрецедентному повышению производительности труда. Научно-технический прогресс вызывает изменения в социальной структуре общества. В ней все большее место занимают социальные слои и группы, связанные с развитием производственных отраслей и сфер жизни, определяющих состояние и развитие современной цивилизации. Изменяются характер и содержание труда, осуществляется переход к более сложным видам труда, создающим в единицу времени значительно больше продукции.В сложившейся ситуации существенно возрастают требования к человеку как агенту производственного процесса и главной производительной силе общества. Необходимо существенное повышение общей культуры, способствующей формированию широкого кругозора личности. Таким образом, процессы, происходящие в современном мире, предъявляют к человеку новые требования, изменяют его.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии туризма"