Шпаргалка по "Философии туризма"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии туризма"

Файлы: 1 файл

nastino.docx

— 406.68 Кб (Скачать)

Европейская цивилизация основана на становлении правового государства, выдвижении в центр общественной жизни личности как высшей ценности с ее инициативой. Для европейской  цивилизации 

характерно доминирование в  культуре научной рациональности, постоянное стремление к обновлению.

По времени возникновения и  гибели выделяют современные и умершие  цивилизации.

По характеру социально-политической жизни выделяют традиционные, либеральные  и цивилизации промежуточного типа. Данная типизация цивилизаций по своему содержанию частично совпадает  с разделением на европейский  и не европейский тип. Так, традиционные цивилизации представляют собой  первоначальную форму общественной жизни, для которой было характерно господство аграрно-ремесленного производства, деспотическая организация власти, невыделенность личности. Либеральная цивилизация связана с культурным и политическим плюрализмом и становлением правовой системы. Для нее характерен принцип свободы и самовыражения личности.

 

8. Понятие социальной структуры. классовая, стратификационная и социально-этническая структура обществ

Наиболее общим образом  социальная структура может быть определена как черты социального  целого,которые имеют определенное постоянство во времени, взаимосвязаны и определяют или обусловливают в значительной степени функционирование этой целостности как таковой и деятельность ее членов. Понятие социальной структуры выражает идею, что люди формируют социальные отношения, которые не произвольны и случайны, но обладают некоторой регулярностью и постоянством.Понятие социальной структуры подразумевает, что люди не полностью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые они вступают друг с другом.Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов: базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Социальная структура есть качественная определенность общества, поэтому изменение первой выражает коренной, качественный сдвиг во втором. Стратификация – это расслоение общества на большие группы людей (страт), объединенных по некоторым общим признакам.

Критерии образования  страт:

1. власть

2. престиж

3. доход

4. образование

Эти критерии были введены  М. Вебером. Общность людей по этим критериям  и составляют страты. Между стратами происходит взаимодействие: обмен человеческими  материалами.

Социальное неравенство  изучается в рамках двух различных  подходов: классового и стратификационного. Сущность классового подхода – в описании социальных классов как больших групп населения, выделяемых на основе некоторых качественных критериев, принципиально отличающих один класс от другого и четко обозначающих границу между классами. Классы понимаются как в большей или меньшей мере реальные группы, имеющие различные интересы. Сущность стратификационного подхода – в описании социальных слоев (страт), выделяемых на основе количественных критериев. Границы между стратами проводятся условно, они понимаются не как реальные, а как номинальные группы, количество страт, выделяемых на основе каждого критерия, может быть различным. Классовая ситуация – это вероятность обладания товарами, деньгами, квалификацией и другими возможностями для получения дохода и обретения некоторой жизненной позиции при данном экономическом порядке, это экономический компонент того, что М. Вебер называет «жизненными шансами».

 

9. экономические процессы в жизни общества. социокультурная детерминация культуры хозяйствования

Экономика являет собой одну из сложнейших систем в жизни общества: она включает в себя совокупность хозяйственных процессов, которые совершаются в обществе на основе сложившихся отношений собственности и организационно-правовых форм.Экономическая жизнь есть социальный процесс, в котором люди выступают и в качестве непосредственных деятелей конкретного хозяй-ства, и опосредованно в качестве «частей» общехозяйственного организма.Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, образуют сложную структурно-функциональную и иерархически соподчиненную систему; эта система образует то, что называют производственными отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, т.е. форму собственности, и связи между людьми в процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ, и отношения людей, обусловленные их производственной социализацией, т.е. выражающие разделение труда, и отношения сотрудничества и соподчинения — управленческие отношения, и все другие отношения, в которые вступают люди. Философско-экономический образ мышления. Для понимания сути экономики и; всей сложности экономических отношений необходимо предварительно уяснить, что лежит в основе этих отношений. Основой их являются человеческие потребности: это стержень всякой человеческой деятельности и, прежде всего, труда, а отсюда и экономики. Политическая экономия — это наука, которая с определенных позиций показывает хозяйственные отношения и движения товарных и денежных масс в их качественной и количественной определенности и переплетенности. Ее развитие выявляет систему фактов, а в связи с этим и хозяйственные отношения людей, отыскивает в бесконечном множестве единичностей, которые предстают перед ней, определенные принципы и законы, действующие и управляющие хозяйственной жизнью общества. Г. Гегель высоко ценил политическую экономию, говоря, что она «делает честь мысли».Политическая экономия зародилась под знаком прагматизма, т.е. из вполне практических мотивов, из потребности разобраться в сложности хозяйственного механизма жизни общества. Она ориентирована на выработку принципов эффективной хозяйственной деятельности трудовых коллективов и отдельных людей. Экономическая деятельность имеет характер борьбы за жизнь и именно за определенный уровень жизни. Хозяйственная нужда надвигается на нас как неумолимая необходимость, от которой нельзя уйти, не уходя от самой жизни. Экономика изначально тяготеет над человеком и человечеством.

10. Феномен техники в развитии цивилизации

Под техникой понимается система созданных средств и  орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство  осуществления трудового процесса. Таким образом, техника как «производительные  органы общественного человека»  есть результат человеческого труда  и развития знания и одновременно их средство. Цель и функция техники  — преобразовывать природу и  мир человека в соответствии с  целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний. Преобразования экономических отношений в промышленности и сельском хозяйстве, разработка и  внедрение новых технологий, обоснованных наукой, — это две стороны единого  процесса социально-экономического развития общества. Сама по себе техника не хороша и не дурна. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит, и вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может, быть ею достигнуто. «Философия техники, понимаемая как философия человека, настаивает на том, что скорее техника должна быть подчинена человеческому императиву, чем человек подчинен императиву техническому. Философия техники настаивает на том, чтобы человек относился с уважением к хрупкому равновесию в природе и давал разрешение лишь на такую инструментализацию мира, которая укрепляет это равновесие, не разрушая его. Человек и техника. Человек всегда был связан с техникой; он производит и использует или потребляет продукты техники. Но в то же время человек — продукт своей технической деятельности посредством коммуникации и обмена трудом и работой. Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудия ручного труда, машины, автоматы. Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является проблема и концепция человека, создающего и использующего технику. О демонизме техники. Демонизм — это символ злого начала. Когда речь идет о демонизме применительно к технике, то имеются в виду непредсказуемые губительные последствия ее использования для человека, общества и всего человечества, ее пагубное воздействие на природу. О демонизме техники. Демонизм — это символ злого начала. Когда речь идет о демонизме применительно к технике, то имеются в виду непредсказуемые губительные последствия ее использования для человека, общества и всего человечества, ее пагубное воздействие на природу.

 

11. научно технический прогресс  и перспективы развития современного  общества

НТП непрерывное совершенствование всех стадий общественного воспроизводства, производственной и непроизводственных сфер путем единого, взаимообусловленного, поступательного развития науки, образования, техники, технологий, организации и управления. прежде всего ради практического решения стоящих перед обществом в данный исторический период социально-экономических, социальных и политических задач. атегория историческохватывающая длительный период развития науки и проирапрзводства и их влияния на жизнь человека. Первый этап сближения прогресса в науке и технических средствах производства появились в 16 ? 18 в. (мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач). Следующий этап связан с развитием машинного производства с конца 18 в., (наука и техника стали взаимно стимулировать развитие друг друга ускоряющимися темпами) Особым историческим этапом в НТП является период крупного машинного производства, становления индустриальной цивилизации (могущественные силы и ресурсы природы были поставлены на службу человеку, производство из простого процесса труда было превращено в социальное технологическое применение итогов научного труда, результатов научной деятельности. 
НТП направлен, прежде всего, на развитие производительных сил общества. К середине ХХ в. наметился принципиально новый этап НТП ? НТР, являющаяся закономерным шагом человеческой истории и носящая глобальный характер. Это означает, что революционные изменения охватили все разделы науки, техники и производства, что НТР повлияла на все стороны общественной жизни, затронула, хотя и в неодинаковой мере, все регионы планеты и все социальные системы. 
Cущественные признаки НТР, характеризующие ее природу: 
а) слияние научной революции с технической при опережающем развитии науки; 
б) превращение науки в непосредственную производительную силу; 
в) органическое объединение элементов производственного процесса в единой автоматизированной системе; 
г) формирование нового типа работника; 
д) переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства и пр. 
Современный этап НТП многими учеными характеризуется как подготавливающий очередную НТР. Ее отличительными признаками будут многократно возросшая энергонасыщенность жизнедеятельности человека, глобализация всех основных процессов, радикально преобразованный технологический базис, превращение системных межотраслевых технологий в определяющий фактор социально-экономического развития. 
Современный этап НТП связан с переходом к постиндустриальной цивилизации, с формированием особой роли научного знания, результатов многоотраслевого научного труда в социально-экономическом прогрессе общества. Основные направления современного НТП: использование новых технологий освоение космического пространства, создание ракетной техники; автоматизация производства; развитие химической промышленности и создание материалов с заранее заданными свойствами; создание альтернативных источников энергии и т.п.

 

12. концепция столкновения цивилизаций   с.хантингтона

В настоящее время цивилизационная концепция развития обществ наиболее эффектно выражена концепцией известного политолога С. Хантингтона, которая зачастую именуется «концепцией столкновения цивилизаций», так как в ней считается, что основной потенциал современных конфликтов заложен в отношениях между цивилизациями. В концепции столкновения цивилизаций С. Хантингтона утверждается, что цивилизационные различия являются основой противоречий в мире после холодной войны. Во-первых, парадигма единого мира является а парадигмы холодной войны и дуального существования стран устарели. Во-вторых, модернизация и экономическое развитие способствуют укреплению сотрудничества все большего числа стран и порождают общую современную культуру. Страны мира не становятся однородными и похожими друг на друга, развиваются различия, теперь, в первую очередь, религиозно-культурологического характера.  В-третьих, во многих западных странах все более развиваются опасения по поводу исламского фундаментализма. В-четвертых, так как конфликт идеологий практически завершен, то основным критерием подразделения государств является религиозно-культурный аспект; религия, культура становится определяющей силой, мотивирующей людские поступки и мобилизующей людей, люди все больше склонны «умирать за культуру», чем за какие-то иные, возможно, более прагматические интересы .  
Естественными восприемниками основных субъектов старого мира стали цивилизации, которые состоят из религиозно и  культурно объединенных государств. Вместе с тем, Хантингтон в целом согласен с тем, что  
- его цивилизационная модель не абсолютно универсальна,  
- мир «пропитан» западной культурой, и ее влияние возрастает, хотя западные ценности не всеобъемлющи и не везде распространены, более того, некоторые из них не подходят ряду стран, 
- имеет место существование внутрицивилизационных противоречий.  
Несмотря на то, что концепция столкновения цивилизаций С. Хантингтона обладает весьма солидным потенциалом убеждения и возможностью трактовки ряда исторических фактов в свою пользу, многие специалисты противопоставляют ее арсеналу конкретные целевые доводы. Например, как определил Р. Бартли, суть задачи новой эпохи - это добиться баланса между реальной политикой и моралью.

 

13.Понятие культуры и осн.направл.ее фил.анализа

Феномен культуры сложен и многоранен.Явление культуры многогранно оно охватывает все сферы жизни личности и общества. Само слово «культура» появилось свыше 2 тыс. лет назад и означало «возделывать, обрабатывать»Цицерон впервые применил слово «культура» в ином значении – применительно к воздействию на человеческий ум.  в   самом   широком   смысле   слова   под   культурой  понимают  все   то ,  что   создается ,  используется , совершенствуется человеком.К 18в.смысл изменился и стал пониматься как процессы соверш.культуру в целом,очищение нравов,развитие общества в соответствии с потреб-ми,естест-й природы чел.Определен.вклад внесли Кант и Гегель.По их взглядам,культура-обл-ть свободы чел.духа. Культура как качественная характеристика общества с точки зрения его эволюции достижения человеческого разума на каждой ступени общественного прогресса проявляется через способы деятельности людей результаты этой деятельности и их перспективы.Характерами культуры в этом смысле служат и общественные отношения, общественное сознание,предметы,идеи,нормы поведения,чел.способности, вкусы,язык,меры и кач-во при этом явл.”человечность” деят-ти и ее рез-ов,где под чел-ом поним-ся степень сознания человеком своего божественного созидательного чел-ва.Культура является свойством, компонентом,стороной всех сфер жизнедеятельности и общества.Несет в себе качественный аспект,предпол-т высокий ур-нь знаний,поведения,мастерства исполнения,имеет ценностный характе.В этом смысле говорит о культ.экономики,культуре матер-го произ-ва,дух.культуре,о политич.культуре,культуре повед-я,общ-я.

 

14. Диалог культур  в современном мире. Традиции  и новации в динамике культуры.

Взаимообмен знаниями, опытом, оценками является необходимым условием бытия культуры. Бытие культуры возможно лишь в диалоге тех, кто создал, и тех, кто воспринимает явление  культуры. Диалог культур является формой взаимодействия, понимания и  оценки культурной предметности и находится  в центре культурного процесса. Современное общество не является замкнутым с жесткими перегородками внутри. Каждый человек является членом многих групп, ему приходится гибко менять свое поведение в соответствии с репертуаром ролей в каждой из его групп. Наиболее продуктивным и безболезненным является взаимодействие культур, существующих в рамках общей для них цивилизации. Взаимодействие европейских и неевропейских культур может осуществляться по-разному. Оно может происходить в форме поглощения западной цивилизацией восточных, проникновения западной цивилизации в восточные, а также сосуществования обеих цивилизаций. Любое явление культуры осмысливается людьми в контексте современного состояния общества, который может сильно изменить его смысл. Современная культура ориентирована на динамичность, открытие, творчество. Важен учет личного полезного опыта, который может стать достоянием всех, поэтому критичность мышления начинает цениться. Культурные позиции различных социальных групп различаются по степени близости к архаичному или современному культурному типу. Менее образованные слои больше тяготеют к догматическим учениям и шаблонному подходу к культурным явлениям. Эти слои сильнее подвержены влиянию массовой культуры с ее упрощенными художественными формами, а в политической жизни терпимее относятся к диктатуре. Группы активных и предприимчивых людей больше ценят свободу действий, возможности личного выбора, новые идеи и подходы. Воспитанное в духе догматизма и послушания пожилое население предпочитает государственный порядок, с раздражением воспринимая споры парламентариев как пустую болтовню. В то же время следует учитывать такой важный интеграционный механизм культуры, которым является традиция. Само понятие культуры предполагает наличие традиции как памяти, утрата которой равносильна гибели общества. Самобытность отражает своеобразие и уникальность, обусловленную относительной самостоятельностью и обособленностью развития культуры. Специфика представляет собой наличие свойств, присущих культуре как особому явлению общественной жизни. Культурное наследие включает совокупность ценностей, созданных предшествующими поколениями и включенных в социокультурный процесс каждого общества.

 

15. Философия и  футурология.

Будущее человечества всегда было актуальной мировоззренческой и методологической проблемой, а социальный прогноз  всегда выступал как мысленный конструкт  предстоящего развития, то есть как  философское осмысление будущего.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии туризма"