Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии туризма"
1.Прблема источника историч.развит.общ-ва.Эволюция и революция в обществ-й динамике.
2.Понятие исторической реальности.Предмет и стр-ра фил.истории
Прочность человеческого жизненного мира зависит также от степени "обоснованности" его жизненных устоев прошлым, опытом предков. Свобода человека , способность его -причиной самого себя - определяется тем , как человек отвечает на вопросы: откуда он? кто он? куда он идет? Свобода предполагает способность проектировать свое будущее , отвечать за свое прошлое , быть автором своих поступков в настоящем. История и есть та совершенно особая реальность, которая неотделима от "деяний человека " и одновременно не исключает влияние природных факторов, не зависящих от человека; предполагает существование законов, "не проходящих через сознание" людей. Термин "философия истории" был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности. Исходным пунктом философии истории как специфического раздела философского знания считаются гегелевские "Лекции по философии истории".К числу главных идей концепции Гегеля можно отнести следующие: 1) историко-философский процесс он рассматривает как закономерное, поступательное развитие, в котором все философские системы оказываются необходимым внутренним образом связаны между собой, т.к. каждая из них являет собой изображение особенной ступени в процессе развития абсолютного духа, последовательно осуществляющего себя в его движении к абсолютной истине; 2) каждую философскую систему Гегель рассматривает как самосознание исторически конкретной эпохи; существует, т.обр., непосредственная связь между философией и историческими условиями, государством, культурой, искусством и т.д. Именно они и определяют ее основное содержание и значение; но исторические условия меняются – значит меняется и философия, к которой, следовательно, надо подходить исторически; 3) философские системы прошлого, однако, не опровергаются и не предаются забвению; их принципы, освобожденные от свойственной им исторической ограниченности, усваиваются последующими учениями, сохраняя рациональные моменты предшествующих учений, более глубоко и обстоятельно раскрывая абсолютное. Развитие, т.обр., осуществляется на основе преемственности. а материалистической основе философия истории разрабатывалась К.Марксом. В ХХ веке большой вклад в развитие данной отрасли знания был внесен Н.А.Бердяевым, К.Ясперсом, Р.Ароном. Современная философия истории - это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:
• направленность и смысл истории,
• методологические подходы к типологизации общества,
• критерии периодизации истории,
• критерии прогресса исторического процесса.
3.проблема смысла и направленности истории
Проблема "направленности" истории трудностей в понимании не вызывает.Смысл истории можно понимать как цель истории. А есть ли цель, то есть смысл у истории? В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от "золотого века" к "серебряному веку" и от него - к "железному". В античности появилась и другая трактовка исторического процесса, основы которой заложил Гераклит. Его идея "пульсации" истории как вечного огня, то угасающего, то разгорающегося с новой силой, фактически стала исторически
пер- вой из так называемых "теорий круговорота". Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как поступательное развитие, переход общества от низших к более совершенным формам жизни (Кондорсе, Тюрго, И.Кант, Гегель, К.Маркс). история человечества - это
"сотворенное" бытие,
концом которого является
"историзма". Историзм основывался на подходе к действительности как изменяющейся во времени, развивающийся. Представители многих философских школ частично или полностью отрицают
принцип историзма. "Историцизм - это бедный метод, который не приносит результатов"-Поппер. В обоснование своей позиции К.Поппер приводит следующие агрументы:
1. Ход человеческой истории в значительной степени зависит от роста
человеческого знания.
2. Мы не можем предсказать, каким будет рост научного знания.
3. Следовательно, мы не
можем предсказать ход
4. Это значит, что мы должны отвергнуть возможность теоретической истории.
Таким образом, принятая в
советской философской
4.Проблема ист.прогресса и его критерии.Линеяная и нелинейная интропритация современ.ист
Нелинейные интерпретации истории уходят корнями в глубокую древность, будучи воплощенными в представлениях о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Одним из активных вопросов философии является проблема направленности и периодизации исторических процессов. В Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моде-лях, получивших названия «регрессизм» и «прогрессизм». Общее для них — констатация очевидной направленности и поступательности социокультурного развития общества. Различаются трактовкой вектора этой направленности и характера смены качественных состояний социодинамики. Регрессизм появляется в древнем мире, будучи зафиксированным в ряде концепций «возврата имен», «золотого века» и пр., и выражает настроения, ха-рактерные для эпохи разложения родовых отношений и перехода к цивилизации. Позже он находит отражение в религиозно-богословских представлениях иуда-изма и христианства (в частности, в характерной для них эсхатологии). В эпоху Просвещения регрессизм проявился в воззрениях Ж.-Ж. Руссо, усмотревшего в развитии культуры регресс человеческой свободы. В наше время позиции ис-торического регрессизма разделяются представителями достаточно распро-страненных идейных течений экологического пессимизма, технократического антиутопизма, религиозно-сектантского финализма.
Прогрессизм оформляется в XVIII столетии в философии Просвещения и
связан с верой во всесилие разума и могущество преобразовательных возмож-ностей человека, наделенного способностью познания природы и общества. Разум и указанные возможности рассматриваются как гаранты прогресса в ис-тории. Идея социального прогресса получила развитие также в немецкой клас-сической философии, хотя в ней критерий прогресса общества начинают рас-сматривать более дифференцированно, а само развитие общества трактуют не столь однозначно («спиралевидная» модель истории Г. Гегеля). Особый вариант прогрессизма характерен и для марксистской интерпретации исторического процесса как закономерной смены типов общественно-экономической форма-ции. Полное драматизма и человеческих трагедий XX столетие выявило несо-стоятельность свойственного прогрессизму исторического оптимизма и иллю-зорность надежд на «светлое будущее». Безусловный приоритет начинают от-давать нелинейным интерпретациям истории, в том числе постмодернистской концепции «постистории», за которыми закрепляется авторство таких досто-инств, как отстаивание множественности равноправных и самоценных форм общественной жизни, акцентирование внимания на плюрализме и вариативно-сти исторического процесса, подчеркивание роли социально-культурных аль-тернатив в истории и противоречивости в развитии общества. Возникают кон-цепции «пределов роста» (Д. Форрестер, Д. Медоуз), «конфликта цивилизаций» (С. Хантингтон), «золотого миллиарда» и др., имеющие регрессистский оттенок. Появляются концепции типа «конца истории» (Ф. Фукуяма), которые, в сущ-ности, имеют тоже немного общего с идеей социального прогресса человечества.
И все же прогрессизм смог возродиться. В настоящее время он занял дос-таточно сильные позиции, оформленные в цивилизационно-стадиальной модели линейной интерпретации истории. Он представлен прежде всего в концепциях постиндустриального (Д. Белл, А. Турен) и информационного общества (Е. Масуда, О. Тоффлер).
5.Проблема суъекта и движ.сил в ист.Личность и массы в сист.общест-истор.деят-ти.
Кто является творцом истории?массы
или отдельно взятые личности? Движущие
силы истории, хотя и способны к кардинальному
изменению ситуации в обществе, ведомы
либо бессознательными внутренними импульсами
либо становятся объектом манипуляций
и средством для достижения целей, поставленных
историческими субъектами. Обратим внимание
на три существующих подхода к решению
данной проблемы. Первый их них связан
с постановкой ставшего классическим
вопроса о роли масс и великой личности
в истории, и имеет два принципиальных
решения, одно из которых в качестве субъекта
– творца истории рассматривает великую
личность (или личностей) – вождей, правителей,
героев, лидеров на том основании, что
именно их деяния и принятые ими решения
меняют поступь истории и запечатлеваются
в исторической памяти человечества. Другое
решение вопроса связано с признанием
народных масс в качестве субъекта и решающей
силы. Второй подход к решению проблемы
субъекта и движущих сил истории отражен
в концепции элитаризма общество подразделяется
на две неравные части, меньшую из которых
составляет элита. Ее главный признак
– способность к сознательному и реальному
влиянию на общественную жизнь, поэтому
она выступает в роли субъекта исторического
развития общества. Парето выделяет два
главных типа элит, последовательно сменяющих
друг друга – «львов» и «лис». Для элиты
«львов» характерен консерватизм и использование
силовых методов управления, «лисы» же
– мастера политических комбинаций и
интриг, цель которых – достижение соглашения,
консенсуса между противоборствующими
силами. Третий подход в решении поставленной
проблемы связан с анализом феномена толпы
(массы), негативное воздействие которой
на общественные события просматривается
на всем протяжении всемирной истории
и являлось предметом обсуждения еще в
Древней Греции.
6.Формационная и цивилизац.парадигмы в фил.ист.
В рамках прогрессизма выделяют 2 подхода:
Формационный подход разработан в марксизме.(см.марксизм).
В настоящее время сформировалась современная версия формационной периодизации. Она получила название концепции постиндустриального общества. Её авторами являлись Белл, Тоффлер. Выделяют в истории человечества 3 стадии:
Формационный подход к истории обеспечивает адекватное познание ее объективного аспекта, обосновывает идею закономерного, поступательного развития человечества, рассматривает диалектику производительных сил и производственных отношений в качестве источника прогресса. Однако, формационный подход нельзя считать универсальным, т.к. он не затрагивает множество элементов и связей общества как системы.
Цивилизационный подход предполагает рассмотрение единства многообразных проявлений развития общества. Различные сферы общественной жизни (политика, мораль, религия, экономика и т.д.) изучаются в их синтезе, через всю систему ценностей и функционирования социальных институтов. Если формационный подход направлен на исследование причин социальных изменений, то цивилизационный подход изучает механизмы социальной преемственности.
7. Понятие цивилизации. Историч.типы цивилизаций и их особенности.
Термин цивилизация