Русская философия 19-20 вв.(Чаадаев, славянофила, западники, Толстой Л.Н., Достоевский Ф.М., Соловьев В.С).

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия – страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый.19 и 20 век - это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения.

Оглавление

1 Общая характеристика философии России 19-20 веков.
2 Определение русской идеи в философии России 19-20 вв.
3 Характерные черты российской философии.

Файлы: 1 файл

филоссофия моя 2.docx

— 67.50 Кб (Скачать)

Во-вторых, такое выделение  происходило под давлением накопленного исторического материала. Итальянскими историками-гуманистами ХУ-ХУ1 веков были выделены античная, средневековая и новая всемирно-историческая эпохи. Сен-Симой углубил эту периодизацию, связав каждую из эпох с определенной экономической системой: античную - с рабством, средневековую - с феодализмом и новую - с «промышленной» системой, основанной на наемном труде. Фурье дополнил эту периодизацию ступенью эндемизма («райской первобытности»), а поскольку социалисты-утописты страстно верили в переход человечества к высшей, гармоничной ступени своего развития - к социализму, то фактически в их трудах в своем первозданном виде выступила пятичленная схема исторического

процесса. Выступила скорее в виде гениальной догадки, но отнюдь не научно

обоснованной теории.

    

 

 

 

 

 

 

Философия истории.

 

Философия истории представляет собой один из тематических разделов

философского знания и  определенный тип философского рассуждения. При этом еенельзя отнести к числу  сфер философского знания или философских  дисциплин,образующих фундамент философии  и существующих столь же долго, сколь  и самафилософия, - таких, как онтология, теория познания или этика. Скорее дляфилософии истории характерна относительная  недолговременность существования  вкачестве области философского знания, равноправной с базисными  формами. Тем не менее философия истории сыграла весьма существенную роль в истории европейской философии, в истории теоретической и художественной культуры, а в некоторых отношениях - в социальной истории вообще. Отметим в связи с этим

лишь некоторые важнейшие  обстоятельства.Философия истории  всегда находилась во взаимообусловливающих  отношениях с историческим сознанием. Само существование философии истории немыслимо вне

контекста исторического  со знания. В то же время философское  осмысление

истории оказывало во многом формирующее воздействие на историческое сознание и соответственно на саму социально-историческую жизнь.

Далее следует подчеркнуть, что в последние столетия философия  истории

неизменно аккумулировала разнообразные  социальные идеологии. Кроме того, на протяжении многих столетий судьбы философии истории были тесно переплетены с судьбами христианской теологии, и без учета этого обстоятельства история христианской теологии будет неизбежно неполной.

Философия истории, наконец, оказала значительное влияние на процесс

формирования современного социально-научного знания, в частности  на процесс оформления социологической теории.

Для становления философии  истории требуется соблюдение нескольких условий.

Во-первых, социальная жизнь  должна носить подвижный и изменчивый характер.

Во-вторых, должно оформиться историческое сознание как определенный рефлекс

подвижной и качественно  изменчивой социальной жизни. В-третьих, должна

существовать философия, обладающая духовными и интеллектуальными  ресурсами для философской тематизации и постижения истории.

Все эти и ряд других весьма существенных условий, о которых  будет сказано

ниже, в полной мере были выполнены в рамках европейской  культуры.

Следовательно, с полным правом можно вести речь лишь об европейской философии истории. Вообще философию истории нельзя считать философской константой в том смысле, что там, где есть более или менее оформившаяся философско-теоретическая деятельность, там непременно будет наличествовать и философская рефлексия относительно исторического процесса, историчности настоящего,историчности индивидуального человеческого существования и т. п. Поэтому эта антология посвящена европейской, точнее западно-европейской философии истории.

Европейская цивилизация  выработала три основные формы теоретического

отношения к истории - теологию истории, философию истории и  научную

историографию. Не следует  выстраивать их, как это иногда делают, в

хронологической последовательности. Эти три формы теоретического постижения истории не выстраиваются в череду преемственности, и ни одна из них не замещает в полной мере другие. Скорее имеет смысл говорить о том, что или теология истории, или философия истории, или научная историография в различные эпохи определяют горизонт теоретического понимания истории. При этом преобладающая в какую-то эпоху форма теоретического отношения к истории тем или иным способом соотносится с другими формами, даже если такое соотнесение и не принимает отчетливо выраженного характера или если эти другие наличествуют лишь в рудиментарном виде.Теология истории, философия истории и научная историография как формы теоретического отношения к истории многообразно связаны с различными идеолого-мировоззренческими образованиями. Такие образования, как правило, включают определенные картины исторического процесса, апелляции к собственному прошлому, призывы к созиданию будущего и т.п. Все это призвано

служить прежде всего средством  исторической легитимизации деятельности

соответствующего коллективного  социального субъекта.

Предметом философии истории  является историческое измерение бытия  человека.Объектом философского рассмотрения становится тот или иной сегмент исторической жизни человечества или всемирная история в целом. Особую сферу образует философское изучение границ, возможностей и способов исторического познания в его различных видах, прежде всего изучение научно-историографического и философского же познания истории. В этом случае философия берет на себя функции методологической ре флексии относительно исторического познания в его теоретических формах. Отсюда принятое в последнее столетие разделение философии истории на две разновидности. Первая осуществляет философскую тематизацию, философское исследование и осмысление исторического процесса как определенной бытийной сферы, объективной данности,

как одного из важнейших, если не важнейшего, контекста существования

человека. Такую философию  истории, наиболее ярко и полно воплощенную  в

классических образцах, имевшую  явное преобладание в истории  существования этой философской дисциплины, принято называть материальной, или субстанциальной философией истории. Это название призвано отделить первую разновидность философии истории от второй, связанной с рефлексией относительно природы исторического по знания, особенно теоретических способов постижения истории, и соответственно обозначаемой как формальная или рефлективная.

В этой антологии представлены работы или отрывки из работ, где  осуществляется разработка проблем материальной, или субстанциальной, философии истории. В связи с этим и в этой статье кратко рассмотрим философско-историческую проблематику этого плана.

Материальная философия  истории стремится к решению  не скольких основных философско-теоретических задач. Одна из них - установление главных причин и факторов истории как таковой ил» истории в целом. Указание таких структурных моментов позволяет с одной стороны, представить историю как особую сферу, наделенную своей бытийной спецификой, а с другой - показать ее структурированность, упорядоченность и соответственно изобразить ее как нечто понятное или даже рациональное.

Решение этой задачи сопряжено, как правило, с утверждением господства в

истории всеобщностей того или иного рода. Постижение таких  всеобщностей, как законы истории в целом или законы отдельных этапов, стадий, как фундаментальные факторы (природные, биологические или др.), обусловливающие социогенез и социальную динамику, понимается как постижение существенного, т.е. главного и определяющего содержание истории.Главным конститутивным признаком такого подхода к целям философии истории является установка на какое-то сущностно-онтологическое постижение исторической жизни, это всегда онтологическая концептуализация ее первоистоков, фундаментальных структур, последних или высших движущих сил. Выделение такой задачи философии истории в качестве основной и служило обычно обоснованием ее притязаний на теоретический статус. Еще одна задача философии истории продиктована стремлением осуществить какое-то хронологическое и процессуальное членение исторической жизни. Расчленение истории на эпохи, этапы стадии и другие относительно замкнутые в содержательном отношении сегменты позволяет изобразить ее как упорядоченные процесс, каждый отрезок времени которого обусловлен в значительной мере предыдущими и в свою очередь играет известную, а то и определяющую роль в том, какими будут последующие времена, каким будет будущее. Следующей задачей является выявление некоей общей формы или «фигуры», протекания истории. Констатация того, что история принимает формы линии,

круга, спирали и другие, призвана прежде всего предложить какое-то решениепроблемы отношения между  всеобщим содержанием истории и  конкретными имногообразными историческими  явлениями. Такая констатация позволяет  также указать характер отношения между прошлым, настоящим и будущим. Это может быть линейно направленное развертывание, при котором времена не могут повторять

друг друга; это может  быть историческое движение по кругу  или циклическое, не несущее с собой никакой принципиальной новизны; это может быть спиралевидное протекание исторической жизни, означающее определенное сочетание линейнообразного и кругообразного движения, и т.п.Как бы завершающей задачей философского постижения истории можно считать попытки выявить «смысл истории».

Смыслотеоретическое отношение  к истории всегда ограничивается двумя крайними позициями. Первая заключается в полагании объективного всеобъемлющего исторического смысла. Теоретизирование по поводу такого смысла должно носить реконструктивный или отражающий характер. Историческая жизнь индивида есть пребывание или деятельность в охватывающей его смысловой сфере. Смысл истории усматривается в реализации определенных принципов, идей,сущностей или ценностей. Такие объективно существующие всеобщности конституируют историческую жизнь человечества в организованное, упорядоченное

целое, прозрачное для философской  рефлексии. Сама эта рефлексия, прозревая  и утверждая смысл исторической жизни, служит либо целям более адекватного и полного понимания божественного замысла относительно человека и его истории,либо целям просвещенного освобождения человечества, полной реализации«сущности человека», воплощению неисчерпаемых творческих и конструктивных возможностей человечества.

Как правило, подобная всеобщность  является и определенным антропологическимтезисом, призванным выразить предназначение существования  человека. Когдаистория предстает как  процесс искупления и очищения, который  найдет завершение в божествен ном суде; как одна грандиозная хвалебная песнь Богу, строки которой образуют те или иные исторические культуры, эпохи,обстоятельства и люди; как движение человечества к своему освобождению; как процесс борьбы с природой, призванный привести к созданию осмысленного человеческого ареала в недрах массивно-бессмысленного природного бытия и т.п. - тогда все эти тематизации исторического процесса суть соответствующие «образы человека», выражения бытийной судьбы человека. Вторая позиция как бы противоположна первой. Она связана с утверждением того,

что исторический смысл инновационно порождается, постоянно созидается

субъектами исторической жизни; историческая деятельность субъектов  различных формаций не имеет заданного или тем более предопределенного характера и в своем смыслопродуцирующем аспекте является во многом недетерминированной и открытой; исторический смысл просто совпадает с историческим существованием. Обозначенные нами главные задачи, или цели, философии истории в своей совокупности ориентируют на разработку философской теории исторического процесса. Это должна быть теория, способная в конкретном приложении реализовать некоторые основные цели философствования - определить бытийную специфику исследуемой сферы, установить наиболее общие и фундаментальные структуры, причины и факторы этой сферы, указать ее отношение к человеку и соответственно выявить смысловое значение в антропологической перспективе,

т.е. выявить смысловое  содержание рассматриваемой сферы  с точки зрения

человеческой жизни. Если говорить кратко, то философия истории  призвана

указать сущностное содержание, процессуальную форму и смысл  истории.

Разумеется, в каждой конкретной концепции преобладает стремление к достижениюодной из указанных  целей. При этом, однако, с тон  или иной степенью выраженности всегда присутствуют и остальные цели, что обусловлено самой сутью данного типа философско-теоретической деятельности. В то же время можно представить себе концепцию, в которой как бы соединены и даже синтезированы основные принципы различных реальных философско-исторических построений. Такая реконструированная концепция предстанет как базисная форма философско-исторического рассуждения, по отношению к которой реально существовавшие теории являются как бы определенными модификациями. Попытаемся охарактеризовать такую базисную форму. Это концептуализация

исторической жизни как  связной, упорядоченной целостности, движение которой имеет определенную целевую направленность. Наиболее полным воплощением такого отношения к истории являются концептуализация исторической жизни человечества как единой всемирной истории, замысленной Богом и направляемой им к определенному историческому и постисторическому состоянию, или концептуализация родовой истории человечества тоже как всемирной истории, но движимой и направляемой к определенным высшим целям сугубо светскими внутриисторическими силами. Таким образом, базисная форма философского постижения истории воплощает в себе возможные вершинные образцы теологической и философской концептуализации исторического процесса. Теолого-историческая концептуализация и философско- историческая концептуализация всемирной истории при их формально- структурном

сходстве расходятся в  понимании целей и смыслового содержания исторического процесса, «движущих сил», механизмов исторической каузальности и т. д.Такая базисная форма может выступать в качестве идентификационного критерия,позволяющего квалифицировать те или иные виды теоретического рассуждения по поводу истории как философско-исторические, а также в качестве организующего принципа исследования различных философско-исторических построений.Базисная форма задает и контур подхода к проблеме отношения «человек-история». Она наиболее полно воплощает одну из двух основных позиций этой проблемы, которая предполагает однозначное господство всеобще-исторических моментов над индивидуально-личностными в том плане, что индивид как исторический субъект есть лишь средство реализации всеобщих содержаний. Масштаб исторической личности определяется мерой ее продуктивности в такой

Информация о работе Русская философия 19-20 вв.(Чаадаев, славянофила, западники, Толстой Л.Н., Достоевский Ф.М., Соловьев В.С).