Русская философия 19-20 вв.(Чаадаев, славянофила, западники, Толстой Л.Н., Достоевский Ф.М., Соловьев В.С).

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия – страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый.19 и 20 век - это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения.

Оглавление

1 Общая характеристика философии России 19-20 веков.
2 Определение русской идеи в философии России 19-20 вв.
3 Характерные черты российской философии.

Файлы: 1 файл

филоссофия моя 2.docx

— 67.50 Кб (Скачать)

реализации.Вторая позиция  предполагает, что отдельный индивид - исторический субъект-сам конституирует свое историческое существование как какое-то осмысленное историческое образование, как определенную историческую целостность. Процесс конституирования может восприниматься в своем предельном виде как условие созидания каких-то общих исторических институтов, структур, целостностей. Такое созидание и задает смысл исторического существования участвующих в этом процессе индивидов.Краткую системную характеристику материальной, или субстанциальной, философии истории целесообразно дополнить сжатым очерком ее исторического пути. Главное внимание уделим характеристике взаимосвязи исторического сознания и философии истории в основные эпохи европейской истории, а также характеристике наиболее

общих моментов того или  иного эпохального «гештальта» (нем. Се51а11 -

целостная форма, структура) философии истории.Для античности характерно отчетливо выраженное устремление  к памяти, ксохранению живого присутствия  прошлого, его людей и событий. Разумеется,

определенное желание  помнить, определенное соотнесение  с жизнью и деяниямипредков было присуще и другим древним культурам. Но древние греки и римляневыделяются  в том отношении, что сама их воля к памяти имеет осознанный и методический характер. Теоретическое осмысление исторической жизни в античную эпоху осуществлялось в

историографии и философии. Античность создает историографию  как особуюобласть знания и, следовательно, особый способ осмысления действительности.Некоторые  содержания античной историографии  выражали и смысловое отношение  кисторической действительности. К  их числу следует отнести в  первую очередьполитико-назидательные  и морально-назидательные содержания античныхисторических трудов; устремление  к постижению всемирно-исторической связи

событий; осознание и тематизацию  связи судьбы отдельного человека с

исторической событийностью. Главное же заключалось в том, что античная

историография оформляет  немифологическое профанное историческое сознание.Основным источником воздействия  античности на разработку философско-исторической проблематики в западноевропейской культуре была античнаяфилософия. О  влиянии античной философии на теоретическое  историческоесознание в Европе можно  говорить в двояком плане. С одной  стороны, речь можетидти об общем  воздействии философского античного  наследия назападноевропейскую теологическую  и философскую мысль, о воздействии  на те сферы, в рамках которых вплоть до конца XVIII столетия, т.е. до появления современной научной историографии, вырабатывалось теоретическое отношение к истории, включая смысловое отношение.

С другой стороны, правомерно вести речь о непосредственном соотнесении

западноевропейской теолого-исторической и философско-исторической мысли  с тем, что можно назвать античным философско-историческим сознанием. Античное философско-историческое сознание означает прежде всего тематизацию подвижности и изменчивости сущего, тематизацию базисных онтолого-временных категорий (в первую очередь, категории становления). Сущее предстает в своей космологической определенности. При этом подвижность и изменчивость социальной жизни истолковываются в соответствии с моделью космического движения вообще. А ритм космической жизни наиболее наглядно проявляется в небесном движении'. Круговая природа этого движения находит отражение и в представлении о циклическом ритме социально-исторической жизни, идее вечного

возвращения и т.п. Античная философская мысль воспринимает изменчивость, неодинаковость человеческих дел как нечто, случающееся в рамках остающегося в своей сути неизменным мира. Еще не сложилось представление о принципиальном качественном различии между разными временами, эпохами, обстоятельствами, и различные

исторические события, ситуации, действия считаются различными проявлениями одного и того же мира, различными поступками одинаковых по своей сущности людей.В античной философии отсутствует концептуализация исторической жизни в привычном для новоевропейской мысли смысле, т.е. концептуализация истории как онтологически специфической, а также интегральной и приоритетной сферы

человеческого существования, движение которой носит линейно  направленный и необратимый характер.Говоря о значении античной философской мысли для последующей европейской философии истории, отметим прежде всего следующее. К античной философии с ее устремлением к постижению сущностей и базисных структур следует возводить постоянно встречающуюся увязанность философского постижения истории с постижением логичности и рациональности фундаментальной структуры

исторической реальности как ее смыслового содержания. Участие античной философской мысли в оформлении философского познавательного

отношения к истории не только обеспечило его рационализацию, но и обусловило его метафизическую природу. И судьбы философско-исторической проблематики оказались теснейшим образом связанными с судьбами западноевропейской метафизики. Историзация культурного сознания в специфическом европейском смысле происходит только с утверждением христианства. Судьбы западноевропейского исторического сознания в практических и в теоретических своих формах на

протяжении многих веков  были нераздельно связаны с судьбами западно-

христианского со знания. С точки зрения нашей темы целесообразно сосредоточить усилия на попытке выявить те присущие христианству моменты, которые необходимо обусловливают его «историчность». Желательно установить те конститутивные содержания христианской веры, которые порождают историческое сознание. Христианское отношение к истории генетически связано с иудаистским историческим сознанием, а следовательно, и с «теологией истории» Ветхого Завета. Ограничимся указанием на важнейшие - в плане порождения исторического

сознания - импликации учения о творении.Само отношение между  творцом и творением предполагает представление о временном, историческом, хотя и абсолютном начале. После абсолютного начала это отношение, каким его понимает иудаизм, носит динамично-драматичный и исторически развертывающийся характер. Представление о Боге как творце и управителе всего сущего предполагает, по существу, и представление о субъекте - его устроителе и инсценировщике. История воспринимается как нечто творимое, созидаемое, соответственно обновляемое. Кроме того. такое представление о едином божественном субъекте истории создает условия для сведения самых разнообразных и бесчисленных историй в нечто единое. Другими словами, налицо условия возможности для концептуализации исторической жизни человечества как единой, т.е. всемирной, истории.

Учение о творении со всеми  его импликациями стало неотъемлемой важнейшей составной частью христианства. Христианство историзирует сознание не только и не столько потому, что интегрирует в себя учение о творении. Христианское сознание-это историческое сознание, являющееся следствием христианской веры со всеми ее уникальными особенностями.

Отметим некоторые наиболее существенные- в интересующем нас  аспекте – моменты христианской веры, необходимо историзиругощие сознание.

Прежде всего, сам факт историчности появления Иисуса Христа. Богооткровение в Иисусе Христе - это историческое откровение в том смысле, что оно явлено в историческом времени и явлено в образе, которому присущи все моменты «случайного» в метафизическом смысле и индивидуально-человеческого исторического существования.

Другой основополагающий факт заключается в том, что появление  Иисуса Христа сразу же разделяет время на период до его появления, период его пребывания на земле и последующий период, о котором неизвестно, сколько он будет длиться и каким ему суждено быть. Христианская вера соотносится с событием появления Иисуса Христа в модусе воспоминания, поскольку почти все существование христианства - это не существование в модусе конкретной одно временности с этим событием. Это также предполагает интенсивное осознание историчности времени, т.е. осознание исторического различия между разными временами. Кроме того, данное событие обусловливает внимание к исторической дискретности

событий. Далее, следует подчеркнуть значение эсхатологического измерения христианской веры. Эсхатологическая направленность веры, более того, ее эсхатологическая напряженность также с необходимостью историзируют христианское сознание. Ведь эсхатологичность христианского переживания времени коренится в совершенно конкретном прошлом событии-событии явления Иисуса Христа. Эсхатологическое будущее царства Божьего, предвосхищение этого царства как грядущего настоящего, соотносясь необходимо с прошлым и богооткровенным событием в этом

прошлом, выстраивает временность, событийность родовой жизни человечества -жизнь всего творения в историческое протяжение от прошлого через настоящее  к будущему.

Наконец, христианство означает и новое понимание историчности каждой

индивидуальной жизни. Ведь бытие каждого человека представляется как

личностная история, как  история отношения между Богом  и душой. Такая историятак или  иначе отражает историю отношения  между Богом и творением в  целом.Соответственно христианство предполагает индивидуально-историческое понимание человеком своей жизни, причем понимание своей жизни как чего-то абсолютно

значимого по ценности и  уникального по содержанию.

Христианское историческое сознание по своей сути есть и смыслоисторическое сознание. И сфера всемирной истории, направляемой Богом, и сфера индивидуальной жизни с присущим ей динамичным драматизмом, - это сферы развертывающейся во времени реализации смыслов. Таким образом, христианство представляет и родовую, и индивидуальную человеческую жизнь как развертывающуюся в качественно дифференцированном времени и исполненную всеобъемлющим и высшим смыслом драму отношения человека с Богом.До сих пор речь шла о том, что христианская вера своим, конститутивно присущим ей, содержанием неизбежно историзирует сознание, являющееся одновременно смыслоисторическим сознанием. Тематизация этого содержания,

извлечение из него возможных  импликаций, смыслоисторических импликаций в том числе, а позднее и размежевание с различными нехристианскими концепциями истории стало делом христианской теологии.

Наиболее полным проявлением  теоретических возможностей христианской теологии в этой сфере является концептуализация родовой истории человека, как задуманной и направляемой Богом всемирной истории. Эта концепция всемирной истории, развертывающейся под знаком Провидения, соответственно осмыслена и в своем протекании, и в целевом содержании.

Важно, что такая концепция  не только как принципиальная возможность, но и в своих основных контурах появляется весьма рано в истории христианской  теологии. Речь идет о теолого-историческом учении Августина.В этом учении история есть нечто единое, поскольку судьба всех людей определяется единством происхождения от Адама. Единое существование человеческого рода предстает как развертывающаяся во времени драма, у которой есть начало и будет конец. Движение исторического времени носит не круговой, а линейно направленный характер. Протекающее историческое время осмысленно расчленено на эпохи, уподобляемые расчленению возрастов индивидуальной человеческой жизни и соотнесенные с днями творения. Историческая жизнь имеет

воспитательное назначение для человеческого рода, и поэтому  само ее

протекание наделено определенным смыслом. И, конечно же, у истории  будет завершение, установленное для нее Богом. Таким образом, историческая жизнь человеческого рода и по своему истоку, и по характеру развертывания, и по целевому содержанию представляет собой провиденциально определяемый осмысленный процесс, в котором есть осмысленное место и для драмы индивидуального человеческого существования.Очень важно, что в этом построении есть место и для священной, и для профанной истории, а критическое восприятие града земного позволяло сохранять скептическую дистанцию по отношению к деяниям человеческим. Одним словом, учение Августина об истории открывало возможность многоаспектного постижения истории, отражающего полноту целостной и сбалансированной христианской жизни.

Теолого-историческое построение Августина воплощало, по существу, описанную выше базисную форму постижения истории, определив ее парадигматическое значение для европейского теоретического отношения к истории. Оно оказало мощнейшее воздействие на всю последующую христианскую мысль. Христианские теологические истолкования истории вплоть до Боссюэ (ХVII в.), по существу,не выходили за пределы спекулятивной схематики построения Августина. В патриотическую и средневековую эпохи историографическая работа находит

воплощение в основном в различных хронографических, компендиумных  и

энциклопедических произведениях. Наиболее интересным явлением в сфере

собственно философско-теологического толкования истории было, несомненно,творчество Иоахима Флорского. Оно вызвало  оживленную теоретическую полемику,а  также оказало весьма значительное воздействие на практическую религиозную жизнь.

В отношении нововременного европейского сознания прежде всего  правомерно говорить об общей историзации в понимании мира вообще и социальной действительности- в частности. Историзируется и самопонимание человека. Эти процессы, естественно, отразились и на религиозной жизни, и на понимании природы божественной реальности, ее отношения к миру и человеку. Общая историзация культурного сознания в Новое время была теснейшим образом взаимосвязана с различными формами теоретико-познавательного отношения к истории. Новое время-это эпоха появления дерзновенных философских тематизаций всемирной истории, грандиозных историографических полотен, масштабных и

новаторских теолого-исторических построений. Новое время - это новая  эпоха не только в историческом сознании, но и в теоретическом отношении к истории. Прошлое восстанавливается и реконструируется как определенное измерение настоящего, становится важнейшим ресурсом само определения и для европейской цивилизации в целом, и для каждого национально-государственного и культурного образования. Наконец, отношение к истории выступает как существенный компонент индивидуальной культурной и социальной самоидентификации. Историческое сознание предстает как один из конституирующих факторов мировоззренческой культуры.

Информация о работе Русская философия 19-20 вв.(Чаадаев, славянофила, западники, Толстой Л.Н., Достоевский Ф.М., Соловьев В.С).